iPad: итоги первой пятилетки

Ровно пять лет назад в Сан-Франциско Стив Джобс официально представил «магическое и революционное устройство по невероятной цене», которое создало новый рынок и преобразовало процесс нашего взаимодействия с техникой. Сегодня мы празднуем юбилей iPad — первого и до сих пор единственного планшетного компьютера, который стал по-настоящему успешным. В этом материале мы попробуем проанализировать первую пятилетку и осмелимся сделать прогнозы на будущее.

iPad

iTablet, iSlate — как только ни называли этот продукт журналисты и блогеры, когда он только готовился к выходу. И лишь утром 27 января 2010 года на слайде, продемонстрированном на экране, появилась надпись iPad, положив конец слухам и домыслам.
iPad

В то время Стива занимал вопрос о том, существует ли третья категория устройства, которую можно разместить посредине между смартфоном и ноутбуком. Невзирая на повальное распространение так называемых нетбуков, Джобс был полностью уверен в неудачности этой затеи. Ведь чтобы иметь смысл для существования, такое устройство должно было выполнять определенный перечень задач намного лучше, чем смартфон или ноутбук. Нетбуки привлекали покупателей лишь низкой ценой, и этого было явно недостаточно для того, чтобы стать новой категорией. iPad же это удалось, несмотря на пессимизм аналитиков.

В первые два года iPad был синонимом слова «планшет» подобно тому, как iPod стал нарицательным, исключив из обихода слово «плеер». Первыми ответными выстрелами со стороны армии Android стали Motorola Xoom и Samsung Galaxy Tab, которые теперь мало кто вспомнит. И только в 2012 году ситуация начала меняться, а безоговорочное доминирование Apple на рынке планшетов встретило первую угрозу. Amazon Kindle Fire и Nexus 7 доказали, что семидюймовый планшет это не ущербный продукт, как утверждал Стив Джобс. Ну а широкомасштабное наступление дешевых гаджетов из Китая заставило Apple не только поволноваться, но и впервые пересмотреть свою ранее железобетонную стратегию относительно форм-фактора планшета.

hudl1

Как бы отнесся к появлению iPad mini Джобс, остается только гадать, но рыночная ситуация и риск проморгать формирование нового сегмента устройств, кажется, не оставили Тиму Куку другого выбора. В 2012 году компания Apple выпустила свой первый мини-планшет, что вместе с выходом 4-дюймового iPhone 5 заставило сделать вывод о том, что компания впервые начала прислушиваться к запросам рынка и подстраиваться под них. Глядя на нижеприведенный график, вряд ли мы можем однозначно заключить, что стратегия была выбрана успешной. С другой стороны, избери Кук другой путь, то возможно, все было бы еще печальней.
iCharts

Но факт остается фактом: в 2013 году доминирование Apple на рынке планшетов было утрачено, и пальму первенства получил производитель под названием «Другие». Как несложно догадаться, под этим наименованием скрывается бесчисленное полчище китайских планшетов с удручающе плохими экранами, пластиковыми корпусами и старой версией Android на борту. В 2014 году ситуация стала еще хуже, и похоже, Кук решил прибегнуть к проверенной стратегии и начать освоение новых сегментов. Слухи о готовящемся к выпуску «iPad Pro» уже дополняются фотографиями и информационными утечками, а это еще больше подтверждает намерение Apple более серьезно апеллировать к корпоративному потребителю. В противном случае мы рискуем не увидеть на презентациях Apple красивых графиков, на которых доля iPad обязательно должна двигаться вверх.

Нельзя не отметить еще один фактор, который не мог не сказаться на уменьшении доли iPad. После того как Apple решила выйти на рынок фаблетов и выпустила iPhone 6 Plus, аудитория, которой диагональ экрана смартфона достаточна для отказа от планшета, заметно увеличилась. Такое явление принято называть «каннибализацией», и ее наличие в этой ситуации несомненно.

gartner-110922

В то же время доля на рынке это не критический показатель успеха. Если мы взглянем выше на таблицу от Gardner, то мы увидим, что продажи iPad в абсолютном выражении продолжают стабильно расти, и эта тенденция, в соответствии с прогнозом, сохранится и в наступившем году. В конце концов, если в Китае производится такое гигантское количество планшетов, разве это должно огорчать поклонников качественной продукции? Так что ободряющих слайдов на презентациях мы увидим еще предостаточно. А любимый iPad поздравляем с юбилеем и желаем продолжить нас удивлять и восхищать.

iPad: итоги первой пятилетки. Фото.