MacWorld Expo 2007

9 января 2007 года, Сан-Франциско. Каждый год происходят десятки событий, которые их устроители искренне считают историческими. Но лишь единицы из событий, случившихся в последние сто лет, действительно делят историю на “до” и “после”. Выступление Стива Джобса на MacWorld Expo 2007 года было одним из них…

MacWorld Expo 2007. Фото.

В этот день было объявлено пять новых продуктов и одна новая компания. Один из этих пяти продуктов (AirPort Extreme с поддержкой IEEE 802.11n) был объявлен “заочно”, другой, Apple TV (который Стив несколько раз называл iTV, но тут же поправлялся) “взлетал” очень долго и трудно, а про объявление остальных трех – чистой воды фантазия. На самом деле речь шла об одном продукте, объединявшем в себе обещанные три.

Эти три:

— видео-iPod с широкоформатным экраном и мультитач-интерфейсом;
— революционный мобильный телефон;
— первое в мире полноценное карманное Интернет-устройство.

Это был тот самый мифический телефон от Apple, которого ждали и не ждали, о котором говорили и писали уже не один год (Стив сообщил, по секрету, что над этим проектом они работали два с половиной года – но этот проект не был первым).

Презентация iPhone была путешествием в будущее. Презентацией целого нового мира, на простых и осязаемых примерах, чуть ли не в ощущениях. Она длилась больше часа, но этот час пролетал незаметно.

Вот видео, длительность 01:39:02, рекламные ролики вырезаны (не мной):

Сегодня показанное в тот день снова мечта. И это не ностальгия. Тот iPhone был логичен, прост, предсказуем, понятен – и при всем при этом, бесконечен…

А потом Стив превратил Apple Computer Inc в “просто Apple Inc”, и объяснил почему. В тот день к двум направлениям деятельности Apple Computer (Mac’и и iPod’ы) добавились еще два: Apple TV и iPhone. Только одно из четырех имело отношение к компьютерам.

И “бум!” – одно из слов в названии компании испарилось. Но с Mac’ами все будет хорошо.

Помните Apple II? Перед тем как эту платформу убили (после долгих лет измывательств и притеснений), за несколько месяцев до её конца, руководство компании объявляло что-то похожее. И “бум!” – направление было закрыто, люди уволены, проекты остановлены на полпути.

Через несколько лет Стив будет объяснять слушателям что Apple TV – это хобби Apple, что они занимаются этим исключительно для собственного удовольствия. Направление так и не “взлетело”, спрос был на порядок ниже ожидавшегося. В отличие от iPhone, никто не сомневался в его адекватности. Их стало только три…

Это нереально

MacWorld Expo 2007. Это нереально. Фото.

Рынок мобильной связи и устройств для неё был поделен между несколькими гигантами, и правила на этом рынке были, мягко говоря, жестокими и бесчеловечными. Чужаку на этом рынке не светило ничего.

А кровожадные аборигены этого рынка не были главной его опасностью: регулирующие органы (Федеральная Комиссия по Коммуникациям на территории США и ей подобные на территориях других стран) и мобильные операторы жестко контролировали этот рынок и блокировали любые изменения.

В периоды обострения “великой телефонной мечты”, обязательно публиковались статьи очень умных людей, с опытом успешного выживания в этих джунглях, не оставлявшие ни капли надежды: это нереально.

Сумасшедших не остановить, пусть пытаются: но шансов у них никаких.

Нужно ли менять мир?

Стив начал с утверждения о том, что далеко не каждой компании удалось совершить что-то “историческое” хотя бы раз. Что-нибудь, что изменило мир.

А Apple Computer, по его словам, удалось сделать это трижды. В 1984 (Macintosh), в 2001 (iPod), и вот тут и сейчас, 9 января 2007 года, это должно было произойти в третий раз…

Насчет iPod можно было бы и не согласиться, вопрос спорный (хотя – мир он и в самом деле изменил, всего лишь масштаб этих изменений несравним с результатами появления Mac’ов и iPhone).

Публика (а в зале были только очень серьезные люди) реагировала восторженно. Хлопали, кажется, раз сто – и Стив был в ударе. Ни одной фальшивой ноты. Ни одного слова мимо, ни одного лишнего жеста. Репетировали, да…

Пафос и употребление громких слов – все это было. Но в меру. Ровно столько, сколько нужно.

Показанное было, от начала и до конца, с абсолютной очевидностью, полезно, здорово и интересно. Настоящая операционная система (Стив, когда называл её OS X, имел в виду не мобильную операционную систему для презентуемого устройства, а всю Mac OS X), в 128 Мегабайтах оперативной памяти, на абсолютно немощном процессоре, в условиях острого дефицита энергии – и на этом крохотном мобильном (движущемся) пятачке…

Сторонние наблюдатели предположили, что во время демонстрации iPhone все картинки на большом экране были имитацией. Фальшивкой. До выхода телефона в свет оставалось еще полгода, и его выход потребовал от компании мобилизации всех сил (буквальной!), на это время все другие проекты были приостановлены.

Даже если показанное было имитацией, что это меняет? Не все из показанного вообще можно было сымитировать. Но…

Я уверен что без имитаций не удалось – в июне люди получили в свои руки именно то, что им было показано, и оказавшееся в их руках было еще круче (iPhone и его система не были идеальными, они просто были неизмеримо лучше, чем все что было до них).

До июня оставалось еще полгода. Все, что увидела и узнала публика, было показано на экране (владельцем одной из главных анимационных студий в мире, кстати), и сообщено им же.

MacWorld Expo 2007. Нужно ли менять мир? Фото.

Показанное впечатляло и шокировало. Вызвало шквал ехидных и издевательских реакций в СМИ. Умные люди из беспощадного и жестокого бизнеса, в пределы которого нагло вторгся Стив, пророчили ему и его компании неминуемый провал и катастрофу. Его же предупреждали! Он самодовольный и самоуверенный дилетант!

А он не просто вторгся: он поклялся захватить 1 процент неприступного рынка уже в 2008 году. Объем этого рынка в 2008 должен был приблизиться к 1 200 миллионам телефонов, для выполнения клятвы Apple должна была продать 12 миллионов iPhone’ов за первые 18 месяцев продаж.

Зал напряженно молчал. Все понимали что это нереально. Настолько нереально, что даже “поле искажения реальности” было бессильно.

Но очень многим выходящим из зала уже было понятно: именно такими станут телефоны в ближайшие года два или три. Обратной дороги уже не было.

Технические подробности (тизер?)

Стив пообещал начать продажи iPhone в июне. Объяснил почему iPhone был показан за полгода до его появления на рынке: его еще должна принять и легализовать Федеральная Комиссия по Коммуникациям (FCC), и Стиву очень бы не хотелось, чтобы iPhone объявляла FCC. То есть, и этот ужас был еще впереди?

На рынок должны были выйти две модели, с разным объёмом постоянной памяти (SSD), в 4 и 8 Гигабайт.

Цена… Естественно, вычислить сколько должно стоить устройство, подобного которому не было в природе, было нелегко – и Стив показал “на пальцах” метод ценообразования.

Он сложил цену обычного (не самого дешевого) смартфона того времени с ценой iPod. Так ли действовали “агрессоры”, вторгаясь на чужой для них рынок, или нет – но вариант с 4 Гигабайтами был приговорен к цене в 499 долларов, а вариант с 8 Гигабайтами – к 599.

И: единственный оператор (соучастник в проекте ROKR, Cingular, вернувшийся под крыло AT&T), единственная страна, только EDGE (3G не раньше чем через через год)…

Устройство уже можно было заказать, но оно запросто могло не состояться.

И, по целому ряду причин, большая часть из которых понятна и уважительна, подробные технические данные обнародованы не были. Одна из уважительных причин: это бытовое устройство.

Думаю: написать ли про iPhone, их систему, про ошибки Apple и их исправление.

Первые свои программы для iPhone я писал для самой первой (и самой второй) моделей iPhone, и все эти технические данные, ошибки, систему и все остальное – ощутил на себе…

Было больно и мучительно – но интересно…

Продолжение следует

Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.

MacBook 2020История AppleНовый iPod