Индустрия Apple изнутри: Игорь, iCases.ru

134

"Индустрия Apple изнутри" - это новый проект AppleInsider.ru, в котором мы постоянно будем брать интервью у людей, которые непосредственно связаны с этой интересной и постоянно развивающейся индустрией. Никаких аналитиков, никаких экспертов и никаких знаменитостей. Только самые обычные люди, которые живут этой индустрией изо дня в день: независимые разработчики, владельцы собственных магазинов, продавцы-консультанты и прочие люди, для которых Apple - это не работа, а стиль жизни, удовольствие и хобби.

Индустрия Apple изнутри

Илья: Привет! Игорь, для начала расскажи немного о себе. Где и кем ты работаешь? Как давно ты этим занимаешься? И почему именно Apple?

Игорь: Привет, Илья! Я работаю в интернет-магазине iCases. Работаю там чуть больше года, занимаюсь продажами Apple довольно давно, с тех времен, когда в России только стали появляться розничные магазины и цены были запредельными. Уже с тех пор я возил MacBook’и из США, тем самым предоставляя людям возможность приобретать качественный продукт по адекватным ценам.

В то время это было для меня не более чем благородное дело, это нельзя было назвать бизнесом. В январе 2007 года я увидел презентацию долгожданного смартфона от Apple, а летом с большим трудом удалось купить его в Москве. В то время их были единицы и цены были очень высокие, почувствовав на себе эту проблему, у меня возникло желание ее решить, и как мне кажется — это мне удалось. С августа 2007 года это уже стало профессиональным занятием.

Вопрос «Почему Apple?» — задают мне многие, но мне на него тяжело ответить. Наверное, потому что кроме Apple я ничего не знаю. С самого детства, в 1992 году (тогда мне было всего 3 года), мне подарили первый компьютер Apple Macintosh Classic и я стал его осваивать настолько, насколько это было возможно. Ты не поверишь, но я до школьного возраста даже не знал, что существует что-то другое: я не знал о других платформах, операционных системах и так далее. Сейчас, изучив продукты остальных компаний, я просто понимаю, что Apple — это удобно, красиво и надежно.

Илья: Этой осенью Apple провела уже две презентации, представив нам, например, iPhone 5 и iPad mini, не говоря уже о 13-дюймовом MacBook Pro с дисплеем Retina и совершенно новом iMac. Скажи, сложно ли поставлять новые продукты в Россию в день продаж? Как, например, уже вечером в день продаж iPad mini может оказаться в России? Речь идет ведь далеко не об одной штуке.

Игорь: Да, эти презентации были шикарные. Хочу отметить, что я за всю историю Apple не помню такого насыщенного новинками сезона, в этот раз они сильно нас удивили. Жаль, что теперь презентации проходят без Стива Джобса, и лично я воспринимаю их уже как сухую информацию, а раньше сама по себе презентация приносила массу удовольствия и эмоций.

Я сам занимаюсь поставками новинок в Россию и хочу сказать, что это очень сложно. Для того, чтобы в России в этот же день появлялся продукт, который несколько часов назад только появился на другом материке, нужно проделать немыслимую работу. Некоторые думают, что это везение, например, когда друг летит из страны, где стартовали продажи, но это продолжается с каждой новинкой и система уже налажена, но для этого, как я уже сказал, был проделан немалый путь, на который потребовались долгие годы. По понятным причинам я не могу рассказать, как работает весь этот механизм, но хочу отметить, что все эти новинки перевозятся людьми на самолетах, а дальше это уже дело техники.

Илья: Игорь, а если не секрет, какая «яблочная» новинка была для вас самой успешной в первые дни продаж? Какой продукт вы можете назвать настоящим рекордсменом? И если можно узнать, за сколько он был продан?

Игорь: Безусловно рекордсменом моих личных продаж был iPhone 2G, но это было спустя несколько месяцев после старта продаж в США. На втором месте находится iPhone 4, он в первые дни продаж побил все рекорды по ценам, первый телефон был продан мной за 160 000 рублей, потом несколько недель цена на него не спускалась ниже 100 000 рублей за максимальную модель.

Сейчас ситуация несколько изменилась, у многих уже есть iPhone и они не хотят их менять, и ко всему прочему количество людей, которые занимаются продажами, возросло во много раз. Сейчас каждый студент, которого родители отправили учиться за границу и у которого есть возможность привезти телефон, занимается этим, тем самым опуская цены и прогибая рынок. Многие знают, что можно купить iPhone и продать его в России дороже и пытаются на этом заработать. Это так называемые «барыги-однодневки», из-за которых, порой, портится весь рынок.

Могу сказать, что iPhone 5 уже побил рекорды по срокам высоких цен, на моей памяти нет такого случая, когда столь высокая цена держалась бы так долго.

Илья: Игорь, скажи, высока ли сейчас конкуренция на российском рынке продукции Apple? С кем соперничать сложнее: с авторизованными реселлерами или «серыми» магазинами? Как сейчас вообще обстоят дела с этим рынком в России? Какие у него перспективы?

Игорь: Да, конкуренция очень высокая. Я считаю, что сейчас пик. Мне с трудом верится, что она когда-либо сможет быть выше. На сегодняшний день рынок уже перенасыщен продуктами Apple и аксессуарами для них. Я практически ежедневно слышу, как открываются и закрываются новые магазины, поэтому их количество остается примерно одинаковым из года в год. Сейчас практически невозможно «влезть» в этот бизнес, так как все уже схвачено, у всех есть свои клиенты, свои поставщики и новичкам здесь просто не место. Начинать надо было в 2007-2008 годах, и те, кто успел это сделать, вот их ждет настоящий успех. Я не спорю, что сейчас тоже можно открыть успешный магазин, но только в форм-факторе стартапа.

Если иметь к этому подход, как к бизнесу и только желание заработать денег — ничего не получится. Я думаю, многие из нас знают один очень молодой интернет-магазин, который растет с каждым годом, но это благодаря тому, что там люди не открывали его ради денег, у них был правильный подход. Что касается авторизованных реселлеров, то их сложно назвать конкурентами, у них всегда высокие цены, маленький ассортимент и поздно появляются новинки.

Илья: Как ты думаешь, в скором времени мы увидим в России настоящий Apple Store? Что изменится с выходом компании из Купертино на розничный российский рынок? Кто от этого пострадает, а кто только выиграет?

Игорь: Я думаю не скоро. Пока у нас проблемы с таможней, Apple не согласится выходить на российский рынок. У Apple очень хороший подход к клиентам и они очень ответственные, а в случае с нашей таможней, они просто не смогут решать вопросы с гарантийным обслуживанием техники, так как запасные части идут в Россию несколько месяцев и людям приходится долго ждать. Это не Apple way. Если когда-нибудь это и случится, и Apple Store придет в Россию, то от этого станет всем лучше: возможно, опустится цена у авторизованных магазинов, решатся проблемы с гарантией, а «серым» интернет-магазинам будет дополнительная реклама и они станут продавать еще лучше.

Илья: Скажи, а как ты думаешь, за последние годы изменилось ли отношение у людей к продукции Apple в России? Как ее воспринимали раньше и как воспринимают сейчас? А как будут воспринимать завтра?

Игорь: Да, я очень часто об этом задумываюсь. Раньше никто не знал, что такое Apple, сейчас знают все и все хотят. Сейчас iPhone у школьников, пенсионеров — у всех. Сейчас люди хотят iPhone, потому что это iPhone. Многие даже покупают китайские подделки для того, чтобы говорить: «У меня есть iPhone».

Ситуация мне напоминает поголовную моду на сумку Louis Vuitton и ремни Hermes. Никто не думает о том, что это в первую очередь качество, все хотят это потому, что это модно. Больше половины людей не пользуются многими функциями iPhone, люди не знают всех прелестей синхронизации календарей, адресной книги, синхронизации музыки и так далее.

Совсем недавно, буквально пару дней назад, у нас был заказ на iPhone. По разговору девушки сразу стало понятно, что она долго мечтала о нем и долго копила деньги. Когда курьер привез ей долгожданное устройство, она осмотрела его и отпустила курьера, а через несколько часов к нам в офис поступил звонок от нее. Оказалось, что у нее дома нет ни компьютера, ни Wi-Fi. Поэтому она не может активировать свой iPhone. В заказе был iPhone 4 на 8 GB, поэтому у нее не было даже возможности его активировать, используя сотовую сеть. После долгих разговоров она согласилась поискать где-нибудь в кафе Wi-Fi или скачать iTunes в офисе на компьютер с Windows XP. В целом, она была очень рада покупке, но для чего ей iPhone — лично для меня остается загадкой. Я думаю, с каждым днем ситуация будет ухудшаться. Для меня, как для человека, который пользуется этим давно, который может перечислить преимущества техники Apple, который пользуется Apple не потому, что это модно, очень неприятно, что это становится «мейнстримом».

Илья: Скажи, а что вообще из продукции Apple покупают чаще всего, а что может лежать на складе месяцами? Были ли такие ситуации, когда вы ошибались и закупали крупную партию товара, а она просто не раскупалась? Что делаете в таких случаях?

Игорь: Из продукции Apple чаще всего берут iPhone с минимальным объемом памяти и iPad с 4G и с максимальным объемом памяти. Очень нравятся людям плееры iPod, хотя несколько лет назад я предрекал им смерть.

Могу прокомментировать шаг Apple по удалению 17-дюймового MacBook Pro из своей линейки. Люди стараются покупать ноутбуки все меньше и меньше. Очень сложно продаваемым продуктом был 15-дюймовый MacBook Pro: он неудобный, тяжелый и смысла в нем нет, но как только появилась модель с дисплеем Retina, они стали пользоваться очень большой популярностью, но их покупали только из-за матрицы, так как аналогичных моделей просто не было. Сейчас, с появлением 13-дюймового MacBook Pro с дисплеем Retina, снова настанет тот момент, когда компьютер с диагональю 15 дюймов станет сложно продаваемым продуктом.

Отлично продаются 11-дюймовые и 13-дюймовые MacBook Air, после них стоит 13-дюймовый MacBook Pro, а все остальное бывает залеживается, но все это учтено — мы никогда не закупаем партию больше того, что сможем продать.

Илья: А можешь ли ты рассказать какую-нибудь самую курьезную историю, которая когда-нибудь произошла в одном из ваших магазинов?

Игорь: Самая курьезная история будет очень короткой, но смешной. Она относится опять же к поголовной моде на Apple. В наш флагманский магазин зашла бабушка со своим внуком, который долго упрашивал ее купить ему подарок. Они долго рассматривали товар на витринах и вдруг прозвучал вопрос: «Это что у вас на ценниках: номера телефонов написаны или цены? Что-то слишком много цифр.» Все, кто были рядом в магазине и работали там в этот день, просто слегли от смеха.

Илья: Прочитав эту историю, сразу вспомнил ситуацию с Samsung и Apple. Скажи, а было ли у вас такое, что кто-нибудь перепутал какой-либо продукт Apple с продуктом другой компании?

Игорь: У нас такое бывает очень часто. Нам звонят и спрашивают есть ли у нас «iPhone от Samsung», некоторые приходят и говорят, что хотят купить «iPad Galaxy Tab», многие приходят и пытаются купить чехол для iPhone убеждая нас в том, что он отлично подойдет для их телефона от Samsung, объясняя это тем, что телефоны эти похожи: «Их ведь везде сравнивают, значит и чехол подойдет».

Аналогичная ситуация с планшетниками от Samsung и Apple. Нередко бывают ситуации, когда люди приходят с устройствами Samsung и просят поставить пакет приложений, так как мы поставили такой пакет приложений другу этого человека на iPhone при покупке, он порекомендовал купить iPhone у нас и сразу закачать на него приложения, но человек сделал выбор в пользу Samsung и пришел к нам за пакетом приложений для iPhone. Часто люди приходят в наш сервисный-центр с Samsung и просят их починить, мотивируя это тем, что они (Samsung и iPhone — прим. автора) устроены одинаково и это практически одно и то же.

Илья: Игорь, напоследок хочется задать тебе вопрос касаемо iOS-приложений, но дабы не быть уж совсем банальным, немного его перефразирую. Назови, пожалуйста, на твой взгляд, три самых неудачных приложения для «яблочных» устройств. И объясни, буквально в двух словах, почему ты так считаешь.

Игорь: Я никогда не покупал и не скачивал приложения, которые мне не нужны, поэтому у меня все подобрано очень четко. Из тех приложений, которые у меня, не могу сказать, что какое-либо из них неудачное. Тем не менее хочу сказать, что не удачное приложение — это Installous. Я не буду рассказывать что это такое, но я не поддерживаю взломанные приложения и воровство денег у разработчиков. Они тоже люди, они тоже хотят есть, они работают днями и ночами, стараются для нас и украсть у них деньги — выше моего понимания. Приложения стоят не так уж и дорого, каждый может себе позволить. Порой, пачка сигарет и банка колы стоят дороже, чем три приложения. Так почему же вы можете купить себе сигареты, которые убивают вас, но не можете потратить денег за качественный продукт? Почему покупая телефон за несколько десятков тысяч людям жалко несколько (35-500 рублей) за качественные приложения? Мне этого не понять. Второе приложение, от которого мне пришлось отказаться на сегодняшний день — Maps.app. Я уверен, что в дальнейшем Apple сделают все как надо, но на сегодняшний день я не могу им комфортно пользоваться. Мне очень не нравится приложение Crystal TV, его интерфейс абсолютно выбивается из iOS и других приложений, мне оно не нравится. Пожалуй все, больше плохих приложений не знаю, знаю только хорошие.

Илья: Игорь, спасибо большое за такие интересные ответы. От себя, всей редакции AppleInsider.ru и наших читателей хочу пожелать тебе успехов и чтобы дела у iCases всегда шли хорошо. Скажешь что-нибудь напоследок нашим читателям?

Игорь: Тебе спасибо, рад был ответить на все твои вопросы! Хочу пожелать вашему ресурсу развития, чтобы вас всегда было интересно читать, как и сейчас! Читайте AppleInsider.ru, покупайте в iCases.ru, будьте счастливы!

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий