Платные подписки: как не попасться на уловки «Мегафона»

80

Кажется, все уже привыкли к тому, что действия российских сотовых операторов зачастую вплотную граничат с мошенническими - они подписывают своих абонентов на платные услуги, причем ситуация выстраивается таким образом, что пользователи сами дали свое согласие на это. Однако мимо одного вопиющего поведения по отношению к своим абонентам со стороны «Мегафона» мы все же не смогли пройти. И сегодня расскажем вам, как не подарить этому оператору сотни и даже тысячи рублей.

Мегафон

Сперва ничего не предвещало беды: мы зашли на сайт moskva.fm с мобильного устройства абонента «Мегафона» (при помощи LTE) с целью прослушать свежий радиоэфир. Выбрали передачу, и, казалось бы, вот-вот должно начаться воспроизведение, но… все не так просто. Открылся непонятный сторонний сайт с кнопкой «Слушать» и мелким шрифтом с весьма интересной информацией и нашим телефонным номером.

Нажатием на кнопку «Слушать/Скачать mp3» Клиент (Абонент) ПАО МегаФон в явном виде подтверждает свое согласие с подключением подписки allmp3.ru и Условиями предоставления подписки. Стоимость подписки 20 руб. с учетом НДС в день. Оплата производится с основного счета. Ваш номер: +7921********. Услуга предоставляется Контент-провайдером ООО Информпартнер.

Разумеется, мы не хотели оформлять платную подписку и кнопку «Слушать» нажимать не стали. Если бы мы это сделали, то после нажатия на кнопку «Слушать» без всякого подтверждения была бы подключена платная подписка и списаны средства со счета за ее активацию. Но больше всего возмутило не это, а то, что какой-то сторонний сайт получает наш телефонный номер и затем может пользоваться им как угодно. Может быть, даже для спам-рассылок. При этом если подключена услуга «Запрет подписок», прослушать станцию нельзя: приходит SMS о том, что на телефоне установлен запрет на «Мобильные подписки».

Подписки Подписки

Помимо allmp3.ru, есть и другие сайты, занимающиеся подпиской абонентов на платные услуги. Например, если вы захотите послушать Билана (ну а вдруг), соответствующие ссылки окажутся среди первых пяти. Как только мы оказываемся на одном из этих сайтов, сразу же приходит SMS о запрете «Мобильных подписок», поэтому сайт не может получить наш телефонный номер и оформить подписку. Если бы услуга «Запрет подписок» не была подключена, все повторилось бы как в предыдущем случае.

Подписки Подписки

В качестве контент-провайдера опять указано ООО «Информпартнер».

Подписки Подписки

Звонок в техническую поддержку «Мегафона» не помог разобраться в ситуации — нам заявили, что на сайте может быть установлено специальное ПО для определения номера, и ничего противозаконного в этом нет. На вопрос, поможет ли в данном случае антиопределитель номера (АОН), нам также ответили отрицательно.

Когда вы звоните кому-то, он же видит ваш номер, правда? Ну вот, здесь принцип такой же, — сообщили в «Мегафоне».

Согласно статье 44.1 закона «О связи», рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии согласия абонента посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих его. Правда, в этом же законе указано, что по мобильному номеру идентифицировать абонента невозможно.

С юридической точки зрения к «Мегафону» не докопаться: формально оператор действует по закону, поскольку вы сами даете свое согласие. Но как быть с технической составляющей, что третье лицо фактически получает данные о вашем номере? Могут ли вышеупомянутые сайты заниматься этим без ведома «Мегафона»? Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к генеральному директору 101media Сергею Литовченко, который сам стал свидетелем произвола со стороны оператора.

С технической точки зрения очевидно, без участия самого оператора «Мегафон» сайты, оформляющие подписку, не могут получить информацию о вашем абонентском номере. В данном случае при переходе на веб-сайт поставщика услуг происходит межсерверное обращение поставщика услуг к шлюзу оператора «Мегафон» с запросом определения номера абонента.

С юридической и правовой точки зрения все выглядит должным образом: абонента уведомляют о подключении на его номер платной услуги, сам поставщик услуг подписки (allsmp3.ru) в п. 4.4 «Правила предоставления услуги» определяет согласие абонента на обработку, передачу оператором его связи информации о номере абонента. Другой вопрос — до момента перехода на сайт поставщика услуг я, как абонент, не даю согласия на передачу своего абонентского номера третьим лицам, а значит формально могу не согласиться на это.

Сейчас на сайте change.org размещена петиция с требованием ввести обязательное SMS-подтверждение платных подписок «Мегафоном», чтобы такие случаи не происходили. Подписать ее можно по этой ссылке.

Мы обратились в пресс-службу компании Мегафон за комментарием:

Спасибо за Ваше обращение.

Мы уделяем большое внимание защите клиентов от мошенничества — в нашей компании работает специальный отдел, но, к сожалению, ситуации, подобные описанной Вами возникают. Поэтому мы благодарны всем абонентам, кто сообщает нам о нарушениях любого типа (отсутствие сервиса, неправомерное оформление сервиса, нарушение законодательства). Такая информация помогает нам не только применять штрафные санкции к контрагентам, но и возвращать деньги нашим абонентам, пострадавшим от их действий. В 2014 году мы произвели возврат средств 205 тысячам человек на общую сумму 69,2 миллиона рублей.

Что касается подобных ситуаций, то мы уже ведем работу, чтобы защитить абонентов:

1. В прошлом году был открыт специальный короткий номер *505#вызов, по которому каждый клиент «МегаФона» самостоятельно может проверить наличие подписок.
2. МегаФон предложил клиентам новую услугу — «Контентный счет». Новое решение позволяет управлять расходами на справочные и развлекательные сервисы, которые относятся к контентным услугам, предоставляемым с привлечением партнеров. Подробная информация здесь:http://moscow.megafon.ru/services/content/ks/ks.html
3. В ближайшее время «МегаФон» планирует внести изменения в личный кабинет абонента, после чего появится еще более простая и удобная форма управления своими подписками.

Контент для платных подписок предоставляется контрагентами (контент-провайдерами), которые в обязательном порядке обеспечивают соответствие сервиса требованиям законодательства. «МегаФон» самостоятельно не организовывает подобные сервисы. Фактически мы лишь предоставляем своим абонентам инструмент для приобретения контента, размещенного владельцами сайтов в сети. По требованию «МегаФона», все контент-провайдеры в обязательном порядке доводят до своих пользователей условия предоставления сервиса, в том числе в явном виде обозначают стоимость своего сервиса и порядок списания платы. Если мы видим нарушения, то компания незамедлительно принимает жесткие меры (от крупных штрафов до разрыва контракта) и возвращает в полном объеме деньги абонентам, пострадавшим от мошеннических действий.
Если кто-то из наших абонентов столкнулся с подобного рода мошенничеством, предлагаю писать мне напрямую: [email protected]

С уважением, руководитель бизнес-коммуникаций компании МегаФон
Максим Мотин

Как же защитить себя от случайных подписок, пока «Мегафон» не решит эту проблему сам? Пока выход один — позвонить в поддержку оператора и попросить подключить услугу «Запрет подписок». Только в этом случае вы сможете обезопасить себя от списания средств за сомнительные услуги.

Александр Богданов

Лучший комментарий

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий