Apple Watch: провал века — отменяется

Многие тематические ресурсы не устают списывать Apple Watch со счетов. Падкие на сенсации журналисты спешат побыстрее “похоронить” новинку от Apple, забывая, как компания выбивала почву из-под их ног другими продуктами вроде iPod или iPhone. Но если дыма без огня не бывает, то каково же реальное положение дел? Оказывается — совсем не траурное.

tim-cook-jedi

Корпорация Apple не представляет никаких точных данных касательно продаж Watch. Ещё в прошлом году производитель отказался включать эту информацию в свои квартальные финансовые отчёты, однако маркетинговая компания Slice Intelligence, о которой мы уже вкратце писали ранее, проливает свет на реальные цифры, хотя и весьма приблизительно.

Большинство данных, которыми располагает Slice, собираются её специалистами посредством специального приложения для iOS, где пользователи из США добровольно делятся информацией о своих покупках. Программа позволяет владельцам гаджетов отслеживать свои заказы в онлайн-магазинах, вести учёт собственных расходов, а также получать уведомления о динамике цен. Самой популярной же особенностью приложения является упрощение возврата купленных товаров при снижении их стоимости вскоре после заказа. Разумеется, не обошлось здесь и без поддержки Watch. Что же компании удалось узнать о последних?

Судя по графику ниже, на котором изображён объём продаж, популярность “яблочных” смарт-часов последовательно снижалась с момента их выхода весной этого года. По большому счёту эта тенденция неудивительна для первого поколения нового устройства: такие гаджеты обычно покупаются энтузиастами технологий, заядлыми фанатами марки или просто любителями новомодных вещей, и этот сегмент аудитории, скорее всего, уже насыщен. Более детально здесь сказать сложно, потому как точно оценить продажи того или иного продукта чаще всего не представляется возможным. Например, за неделю до отчёта Apple о достижении отметки в 61 миллион проданных iPhone известный аналитик Энди Харгривз из компании Pacific Crest увеличил свой прогноз с 56,8 до 58,1 миллионов единиц. Как видим, погрешность все равно составила около трёх миллионов экземпляров, или почти пять процентов от итогового количества — целая неделя продаж. А теперь представьте, что речь идёт не о квартале, а о ежедневных заказах, как в случае со Slice. Ни о какой высокой точности здесь говорить не приходится. Однако если абстрагироваться от некоторой сомнительности расчётов и просто принять во внимание предоставленные цифры, на поверхность всплывает кое-что действительно любопытное.

apple-watches-sold-by-day.png

Техника Apple постоянно находится в центре внимания, и, пытаясь найти в запуске Watch хоть какой-то элемент провала, скептики упустили из виду очень важную деталь. Дело в том, что если принять данные Slice за нечто усреднённое, то очевидно, что недешёвые смарт-часы ощутимо “подвинули” позиции производителей куда более демократичных носимых гаджетов вроде фитнес-браслетов FitBit. Например, сотрудники такой известной конторы, как IDC, заявили о том, что продажи FitBit ничуть не пострадали от выпуска Watch. Да вот только они забыли добавить, что продукты находятся в совершенно разных ценовых и маркетинговых категориях. В результате сравнения аналитики пришли к выводу, что на 850 тысяч проданных браслетов пришлось “всего” 777 тысяч смарт-часов. Велика ли разница? По мнению IDC — вполне достаточна, чтобы говорить о провале Watch. А с точки зрения банальной логики новинка Apple в прямом смысле дала пинка под зад тому самому хиту от FitBit, потому что была изначально нацелена на совершенно другую аудиторию. При минимальной разнице в стоимости порядка 200 долларов сравнение фитнес-браслетов с Watch напоминает таковое для iPod, самый дорогой из которых продаётся за 250 условных единиц, и топовых моделей смартфонов. Впрочем, ребятам из IDC не привыкать сравнивать яблоки с грушами: в прошлый раз они умудрились противопоставить iPad бесчисленному множеству недорогих планшетов, среди которых, что совсем уж комично, оказались даже игрушечные модели. Неудивительно, что на основании этих смехотворных данных было сделано не менее смехотворное заявление о “резко упавших” продажах iPad. Вышеупомянутый Энди Харгривз также считает, что Watch теряет темп, а в доказательство приводит уменьшение количества поисковых запросов в Google, а также “визитов в магазин”. При этом за бортом снова остаётся важный факт: Apple Watch вообще не были доступны в розничной сети целых три месяца с момента начала продаж.

Но вернёмся к статистике. Приведённые ранее данные Sliсe не отражают продаж Watch в первые дни после запуска, когда ажиотаж вокруг новых продуктов традиционно высок, однако кое-что компания всё же публикует. Речь идёт о сравнении с конкурентами, и здесь дела у Apple (красная линия) ожидаемо идут самым лучшим образом. Чего, к сожалению, не скажешь о FitBit, популярность которого упала в разы (синяя линия). На этот раз — действительно.

fitbit-and-apple

Более того, по данным Slice продажи FitBit превышали отметку в 200 тысяч единиц в неделю всего пять раз за всё время своего существования, а в 2014 году компания и вовсе с трудом преодолела стотысячный рубеж во время праздничного рождественского сезона. А что же Apple Watch? В первую неделю после запуска в США количество заказов (по подсчётам той же Slice) достигло миллиона трёхста тысяч, что примерно равняется целому году работы FitBit. И это при том, что цена на самую дорогую модель последней значительно меньше базовой версии Watch. Но оставим вполне неплохие браслеты в покое и перейдём к главному конкуренту Apple на всём рынке мобильной техники — южнокорейскому гиганту Samsung. Эта компания является основным поставщиком смарт-часов, несколько из которых продаются по более привлекательной, чем у Купертино цене. На практике оказывается, что даже несмотря на пресловутое “падение” продаж Apple Watch остаётся продуктом более популярным, чем вся серия Gear за праздничный период. По большому счёту у большинства производителей смарт-часов действительно наблюдается спад продаж, которые к тому же и на старте не били рекордов.

Выводы

Стоит, разумеется, упомянуть, что Slice не учитывает покупки за пределами США, однако позиции Apple, например на крупнейшем мировом рынке — китайском, — только усилились за последнее время, о чём свидетельствуют финансовые результаты компании. Кроме того, в мае этого года Slice сообщила, что снижение продаж Watch отражает исключительно размещённые заказы, а не конкретные случаи, когда покупатели получили устройства на руки. В подтверждение тому компания построила диаграмму, на которой отражено соотношение между проданными и доставленными смарт-часами.

watch-delivery-ratio

Даже “пессимистичный» Харгривз предполагает, что в следующем квартале Apple реализует пять с половиной миллионов смарт-часов, позволив компании взять отметку в десять миллионов штук по итогам фискального года. Это количество, кстати, на графике Slice просто не поместится. Конечно, реальное положение дел может оказаться не таким радужным, как его рисуют самые оптимистичные аналитики рынка, однако от настоящего падения продажи Watch, пожалуй, далеки как Пизанская башня.

По материалам Appleinsider.com

Apple WatchЧто будет с Apple