Конфиденциальность — новый хит от Apple?

Купертиновские шоумены, как и поклонники их творчества, любят громкие презентации и красивые фразы. Однако иногда за анонсами привычных обновлений скрывается нечто куда более необычное для современной индустрии. На этот раз речь пойдёт о сохранности личных данных, которой Apple с каждым годом уделяет всё больше и больше внимания. Превратится ли она из секретного в реальное оружие «яблочной» команды?

apple-data-protection

Значение приватности в современном мире возрастает с каждым днём, и это прекрасно осознают в Apple. Выступая на нынешней WWDC, Крейг Федериги, отвечающий в компании за программное обеспечение, даже сделал многозначительную паузу перед тем, как обзор новых «проактивных» функций голосового ассистента Siri сменился слайдом, посвящённым сохранности личных данных. Лейтмотив этого лирического на первый взгляд отступления очень прост: система с удовольствием обработает информацию, доступ к которой вы ей предоставите — например календари или текущее местоположение — и выдаст максимально релевантные результаты. Удивительно? Едва ли, ведь подобная схема давно используется Google, главным соперником Apple на рынке мобильных устройств. Однако различие кроется в самом подходе, что не преминул упомянуть Федериги:

craig-federighi-privacy-statement-wwdc

Мы реализовали это без необходимости вторгаться в вашу личную жизнь. Ни почта, ни фотографии, ни контакты, сохранённые в облачном хранилище iCloud, не используются нами с целью получения информации о пользователе. Если честно, нам это просто не нужно, — отметил Крейг, комментируя тот самый слайд.

К вышесказанному менеджер добавил, что обработка данных происходит исключительно на устройстве и снова же под контролем пользователя. Согласно политике Apple, если требуется поиск чего-либо от имени владельца устройства, то выполняется это анонимно, а учётная запись Apple ID при этом не используется вовсе.

Подобные заявления не являются новинкой для подчинённых Тима Кука. Однако на волне всеобщей обеспокоенности столь пристальное внимание руководящего состава, обращаемое не когда-нибудь, а на самой WWDC, прозрачно намекает как на серьёзность намерений Apple, так и на планы Google, основной бизнес которой заключается в показе рекламы. Забота о сохранности личной жизни пользователей постепенно превращается в ключевое техническое и маркетинговое преимущество корпорации, о котором её генеральный директор с завидным постоянством напоминает в многочисленных интервью и даже отдельном обращении к аудитории, размещённом на специальном веб-сайте Apple.

apple-privacy-ru

Нынешняя политика Купертино продолжает направление, взятое основателем компании. По слухам, Стив Джобс считал приватность клиентов одним из краеугольных камней, на которых стоит Apple, но даже он, пожалуй, не уделял столько внимания этому аспекту. Скептически настроенные пользователи могут сколько угодно обвинять Тима Кука в популизме, однако «яблочный» рулевой явно не бросает слов на ветер: большинство персональных данных, начиная от кредитных карт для системы Apple Pay и заканчивая отпечатками пальцев с датчиков Touch ID, хранятся в зашифрованном виде на самом устройстве. Эта деталь может показаться незначительной, но она выглядит особо впечатляюще на фоне трендов, которым следуют конкуренты. Например, серверы Google сканируют почтовые ящики Gmail, дабы показывать их владельцам соответствующую их интересам рекламу. Не знаю, как вас, но вашего покорного слугу абсолютно не интересуют навязываемые Google объявления, и ящик Gmail используется мной исключительно в качестве запасного. Хитрая стратегия Google проявляется даже в её приложениях для iOS, где «корпорация добра» настоятельно рекомендует авторизоваться в системе при помощи учётной записи. Безусловно, у такого подхода есть преимущества, но сложно спорить, что он понравится далеко не всем.

В случае же с Apple всё довольно прозрачно. Говоря об отсутствии необходимости собирать личные данные, Крейг Федериги был предельно честен — Apple не занимается информационным бизнесом как таковым, и показ рекламы не входит в её задачи. Вместо этого компания предлагает пользователю решить, какие данные он ей предоставит, и цель этого ясна: действительно повысить качество обслуживания. Это прозвучало бы наивно, если бы Apple имела свои интересы на этот счёт, однако на данный момент ситуация проста до смешного — в Купертино просто не смогут достаточно заработать на наших данных. А вот из их сохранности выгоду можно извлечь запросто. Маркетинговый потенциал конфиденциальности сегодня велик как никогда, и в «яблочной» корпорации вовремя это осознали. Сразу оговорюсь, что автор не испытывает какой-либо личной неприязни к Google. Как уже упоминалось, реклама является основой бизнеса компании, и грамотный механизм таргетирования ей просто необходим. На деле информация большинства пользователей сама по себе не представляет какой-либо ценности для Google, а заниматься примитивным воровством, о чём иногда беспокоятся чересчур мнительные пользователи, там явно не станут. В свою очередь фундаментом успеха Apple являются продажи клиентского оборудования, то есть таких устройств, как iPhone, iPad, Mac и прочих, а растущее доверие только поспособствует увеличению клиентской базы. Нужно чётко понимать, что сохранность данных является не гуманистическим позывом, а частью коммерческой стратегии компании, но сути дела это не меняет. Тот факт, что в Apple готовы идти на конфронтацию с властями, наглядно демонстрирует, что козыри в «яблочных» рукавах уж точно имеются.

Наша бизнес-модель проста: мы продаём отличные продукты, — пишет Кук в том самом обращении. — Apple не создаёт профилей, основанных на содержании электронных писем или веб-активности пользователя. Информация, которую вы храните на iPhone или в iCloud, не монетизируется компанией, и мы не читаем ваших сообщений, чтобы впоследствии показывать даже интересную вам рекламу. Всё просто и понятно — наше ПО и сервисы призваны сделать устройства лучше.

Впрочем, полностью полагаться на свои силы в Купертино пока что не могут. Несмотря на постепенный отказ от сервисов сторонних компаний и Google в том числе, последняя остаётся основным поисковым провайдером в фирменном браузере Apple — Safari. Голосовой помощник Siri полагается на систему Microsoft Bing, хотя и анонимно. Социальные сети Facebook и Twitter, поддержка которых реализована в iOS и OS X на системном уровне, постоянно подвергаются критике из-за вольностей, допускаемых ими в работе с пользовательскими данными. Но всё это меркнет по сравнению с огромным количеством сторонних приложений, которые нуждаются в сборе и обработке различной информации. Разумеется, Apple накладывает некоторые ограничения, однако полностью заставить разработчиков соответствовать внутренним стандартам компания не может. В конце концов, именно приложения в значительной мере делают современные смартфоны популярными, и уйти от этого в обозримом будущем вряд ли получится. Условия же для разработчиков пытаются улучшать оба гиганта, о чём мы уже писали ранее.

ios-tracking

Напоследок отметим, что у Apple всё же имеется своя рекламная система под названием iAd, однако она не имеет доступа к информации стандартных приложений или «облачных» сервисов компании, а в настройках приватности iOS даже имеется специальный переключатель «ограничить трекинг рекламы», позволяющий отказаться от участия в программе. В общем и целом подход Apple достаточно прост, но думается, что его успех (или неудача) будут зависеть от самих пользователей. Пожертвовать ли приватностью ради вполне осязаемых «облачных» преимуществ или же довериться консервативным мастерам из Купертино — решать только нам.

В статье использованы материалы ReCode

Безопасность AppleКрейг ФедеригиОбзоры приложений для iOS и MacОбновление iOS и устройств Apple