Почему часы Apple не круглые?

Сразу после анонса Apple Watch весь Интернет заполонили горестные стенания на предмет того, что они оказались не круглыми, а «всего лишь» квадратными. Причем традиционно больше всего сокрушались те, кто с техникой Apple не знаком. У меня есть свои мысли (не сказать, чтобы уж совсем нетривиальные) насчет того, почему же все-таки Apple Watch не круглые, и в этой статье я хочу ими поделиться.

Apple-Watch-vs.-Motorola-Moto-360-Samsung-Gear-2-Neo-and-Pebble-Steel

Причина квадратности часов на самом деле банальна и состоит в том, что инженеры Apple, перед тем как думать «как?», сначала задают себе вопрос «зачем?». Точнее, вопрос этот задает мощнейшая команда менеджеров продуктов, которые потом уже выдают задачи инженерам. Перед тем как сделать нечто, потому что это «красиво» или «популярно», в Apple думают, насколько это необходимо пользователю и будет ли этим удобно пользоваться.

Аксиома: на маленьком экране носимого устройства интерфейс должен быть эффективен, чтобы предоставлять пользователю нужную информацию.

Первую причину, почему часы Apple не круглые — объясняет картинка.

circle

Если мы возьмем квадрат и круг с одинаковыми линейными размерами (допустим, 1 условная единица), площадь квадрата будет составлять 1 квадратную условную единицу, площадь круга составит приблизительно 0,79 кв. у. е. То есть одной только экранной площади будет потеряно больше 20%, что лишь отчасти компенсируется «красотой».

Если подумать немного больше, существует проблема упаковки фигур на плоскости (часто называемая задачей о паркете), из ее решений вспоминается, что существует всего 3 правильных фигуры, которыми можно замостить площадь полностью: треугольник, квадрат и шестиугольник. Кругами замостить площадь невозможно.

circle-packing-574x347

Это приводит нас к пониманию, что интерфейс, построенный на кругах — неэффективен. Его можно использовать в роли вспомогательного, как сделано на главном экране Apple Watch, но в роли основного он явно не подходит (см. аксиому, приведенную выше). На основе круга можно сделать стрелочные часы, шагомер или компас, немного подумав — приложение погоды или, например, виджет, показывающий последний твит. Любой, более сложный интерфейс не на базе прямоугольников будет смотреться чаще всего странно и неэффективно расходовать место. Представьте себе круглый календарь или калькулятор. Любая же попытка построить интерфейс с прямоугольниками на круглом экране — приведет к еще большей потере полезной площади, которой у круга и так на 21% меньше.

Кроме того, Apple необходимо, чтобы при запуске Apple Watch для них было доступно как можно больше приложений, а для этого за какое-то время до запуска им надо предоставить всем желающим анонсированный в ходе презентации WatchKit. Разработчики будут очень «рады», если им придется осваивать совершенно новые концепции построения интерфейса для часов, основанные на полярных координатах, а также изобретать совершенно новые подходы к построению GUI для круглого экрана. Понятно, что это не то чтобы невыполнимая задача (и не такое возможно), но это ощутимо усложнило бы задачу адаптации существующих приложений и снизило бы их количество на момент запуска. А это не то, чего хотелось бы Купертино.

Таким образом, становится понятно, что часы от Apple — это не просто устройство-компаньон к смартфору для показа уведомлений. Apple создает новое независимое устройство со своими сценариями применения.

Кстати, интересно, сколько реально приложений будет адаптировано для Moto360, кроме тех, что сделают сами разработчики Motorola?

На самом деле, если мыслить шире, принцип «зачем?» — это вообще основная доминанта в развитии техники Apple: любое устройство сначала обдумывается на уровне сценариев его применения, а уже потом инженеры думают о том, как это будет реализовано в железе. Поэтому Apple не стремится использовать в мобильных устройствах как можно больше гигагерц, гигабайт и других цифр, поскольку финальному пользователю важны не цифры, а использование. На вопрос «сколько в iPhone памяти» правильный ответ — «достаточно».

В пользу этого тезиса работает тот простой факт, что компания уровня Apple при необходимости могла бы оснастить свои устройства любым железом. Можно посмотреть на MacBook Pro, сценарии использования которого предполагают как можно большую мощность, там Apple всегда использует последние наработки Intel, внедряя их чаще всего первыми.

В Apple четко понимают свою целевую аудиторию, и фанаты циферок в нее не попадают. Как уже написали в Интернете, «если Apple вас разочаровала, почему вы уверенны, что она собиралась очаровывать именно вас?».

Apple Watch