История Haiku (OpenBeOS)

10

BeOS существует и в наши дни. Выглядит несколько архаично, но продолжает радовать поклонников, которых со временем становится меньше, а обновления – все реже. Теперь её называют Хайку .

В августе 2001 года, бывший сотрудник Be Incorporated, и один из авторов BeOS, Майкл Фипс, решился на невозможное. Он решил воссоздать BeOS, с нуля. Сомневаюсь что он не позаимствовал ни строчки: многие фрагменты исходного кода он знал наизусть, некоторые из них были написаны им. Но если и так, затея была совершенно сумасшедшая.

Проект назвали OpenBeOS. Рано или поздно Palm, владеющая правами на торговый знак BeOS, непременно должна была придраться к этому названию, но заморачиваться этим вопросом пока не стали.

Любая попытка написать “в домашних условиях” сложную современную операционную систему – сумасшествие. Но цель, которую Майкл поставил перед собой и добровольными помощниками, была еще более трудной.

Другие (BeFree, BlueEyedOS и т.п.) надстраивали BeOS API над Linux’ом или BSD. Такие системы были похожи на BeOS, но все-таки были другими: в них, без перекомпиляции, невозможно было использовать приложения, написанные для BeOS R5 (последняя официальная версия BeOS).

В проекте OpenBeOS предполагалось воссоздать BeOS полностью, начиная от ядра, и вплоть до пользовательского интерфейса, при этом система должна была обеспечивать полную бинарную совместимость со всеми приложениями, написанными для BeOS R5.

Единомышленники и соратники… нашлись.

Первое появление OpenBeOS на публике

В нескольких источниках сообщается, что в 2002 году вышла первая версия OpenBeOS. В других сообщается, что OpenBeOS выпустила апгрейд к BeOS. Бесплатный.

И то, и другое – абсолютная фантастика. Нереально. Почему первый вариант нереален, я даже не стану объяснять.

Второй вариант технически реалистичен (тем более, что что-то очень похожее они и сделали), но с юридической точки зрения он абсурден. Распространять BeOS, бесплатно или даже с доплатой пользователю, имел право только тот, кому принадлежат права на это программное обеспечение. В 2002 году права на BeOS принадлежали Palm, у которой были свои планы на использование этой операционной системы (операционная система Palm Cobalt).

На самом деле, команда OpenBeOS разработала утилиту, заменяющую несколько компонентов в уже установленной BeOS R5.0.3 на новые, доработанные и исправленные командой OpenBeOS. Ни о каком распространении апдейта речь не шла. Кроме того, команда вносила изменения в последнюю официально выпущенную версию системы.

Palm, тем не менее, могла устроить OpenBeOS веселую жизнь, так как действие было на грани нарушения закона, и было к чему придраться, при желании. Например, к названию команды, упомянутом в утилите… Но не стали.

Апгрейд был необходим, Palm получала тысячи писем с руганью и просьбами, теперь в её адрес пошли письма с благодарностями. Пусть живут. На всякий случай, Palm отправила команде привет, благодарность и просьбу больше использовать “BeOS” в имени проекта.

Как назвать OpenBeOS?

А как бы вы назвали свой любимый, но сумасшедший, проект?


Не слышу что вы ответили, в команде OpenBeOS решили организовать конкурс в Интернете. Желающих внести свою лепту оказалось на удивление много, несколько тысяч. Неужели у несчастной безвременно ушедшей BeOS было столько поклонников?

Из тысяч (!) предложенных вариантов выбрали Haiku. На русский это можно перевести как “хайку”.

Название отражало элегантность и простоту BeOS и, как надеялись разработчики новой системы, перевоплощение BeOS унаследует эти качества. Но не только из-за этого.

В NetPositive, веб-браузере BeOS, диагностические сообщения были представлены в виде элегантных трехстиший, в японском стихотворном жанре хайку. Немного эксцентрично, но понятно.

Вот, например:

Stay the patient course
Of little worth is your ire
The server is down

(Сохраняй спокойствие
Твой гнев бесполезен
Сервер не работает)

Хотите еще? Загляните сюда.

Получил ли победитель открытку, или остался безнаказанным, я не знаю. В хайку должна быть недосказанность.

Haiku, Inc

Майкл Фипс не был миллионером, и знакомых миллионеров у него тоже не было. Иначе он зарегистрировал бы компанию, нашел инвесторов, инвесторы потребовали бы планов и контроля за исполнением… Может, у Майкла все и получилось бы, но пробовать он не стал.

В 2003 году он переехал в Рочестер, штат Нью Йорк, к месту его основной работы, и зарегистрировал некоммерческую компанию Haiku, Inc – для организации разработки одноименного проекта и для его поддержки.

Официальный статус позволял законным образом собирать взносы, писать официальные письма и вообще. Насколько мне известно, еще ни один большой и серьезный проект без официального статуса не достиг результата.

Первые шаги Haiku OS

В марте-апреле 2005 года, в прототипе Хайку впервые успешно запустилось приложение с графическим пользовательским интерфейсом. Прожило оно совсем не долго, но начало было положено.

Через несколько дней в Хайку заработал веб-браузер (Links), это было еще одно важное событие.

Чтобы понять важность этих событий, вспомним: в Хайку не нет ни строчки из BeOS. Всё, от драйверов до утилит и ядра системы, создано своими руками.

Для того чтобы приложение с графическим интерфейсом или браузер могли запуститься и работать (хотя бы и недолго), надо было воссоздать всю инфраструктуру системы.

А вот приложения для испытаний были взяты из легально установленной на нескольких машинах настоящей BeOS 5.0.3 с дополнениями от Haiku, Inc. От системы, если вы еще не забыли, требовалась стопроцентная совместимость с программами, работающими в BeOS.

В июле 2005 Хайку смогла потянуть Tracker – это программа входящая в состав BeOS, аналог Mac’овского Finder. Tracker был скопирован из настоящей BeOS, для эксперимента. Теперь можно было убедиться в том, что опорные конструкции системы работают. Или не работают (выявление бага – первый шаг к его устранению).

В Copland OS DR0 не работал ввод с клавиатуры. Haiku OS еще не была даже альфа-версией, до своего Developer Release ей было еще расти и расти.

Первый сотрудник Haiku, Inc

В июле 2005 года, впервые в истории проекта, удалось нанять сотрудника на полный рабочий день. Нужно было довести до рабочего состояния несколько элементов системы, этому нужно было уделять все внимание и все силы.

Добровольных взносов, накопленных за два года, хватало на 6 месяцев оплаты.

Первым наемным сотрудником стал Аксель Дёфлер, в прошлом сотрудник Be, участник проекта с его самого первого дня.

Задач, стоявших перед ним, хватило бы на несколько отделов нормальной компании. Ему поручалось реализовать загрузку системы с CD, симметричную мультипроцессорность, ядро системы и app_server. До этого момента, запуск и работа программ осуществлялась в ручном режиме.

Как и ожидалось, в декабре 2005 года средства кончились… Но система сделала еще один шаг к завершению.

На очереди была поддержка сети, USB, и много других непростых вещей, но зато теперь Haiku OS стала похожей на настоящую операционную систему – она уже могла ходить самостоятельно, хотя и была крайне нестабильна.

В январе 2006 участники проекта пришли к выводу, что системе требуется еще год или два, или больше…

Продолжение следует

Лучший комментарий

10 комментариев Оставить свой

  1. 1

    Очень интересная статья, спасибо!

    • 0

      iron.man, Очень круто что Appleinsider угулбился в историю и пишет интересные статьи по этому поводу на сайте. Спасибо:)

    • 0
      iphonechampion

      iron.man, да,только комментариев кроме вашего «спасибо,круто» здесь нет

      • 1

        iphonechampion, Вроде, вся информация там есть, вопросов нету. Разве что остается сказать «спасибо, круто», как бы это банально и по-детски не звучало. Это вполне логично для тех людей, которые не разбираются в истории программирования. Писать корректировки к статье могут только те, кто знает сверх этого, или имел жизненный опыт с этим.
        Впрочем, вам виднее.

  2. 2

    Отличная статья

  3. 1

    Спасибо, прочитал статью с огромным интересом. Жду продолжения!

  4. 0

    Майкл Фипс никогда не работал в Be Inc.

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий