Кому нужна эта…Haiku?

3

Я исказил название советского фильма, “Кому нужен этот Васька?”, надеюсь, никто не сочтет это кощунством. Ответ в вопросе: если кто-то об этом спрашивает, значит кому-то это нужно. И, наверное, в повествовании о подготовке первого публичного релиза Haiku, и о том скольких усилий это стоило.

В августе 2006 участники проекта отметили его пятую годовщину. К этому времени BeOS была воспоминанием, пять лет в компьютерной индустрии примерно соответствуют ста годам развития цивилизации (в наши дни это, видимо, уже неправда). О системе помнили только хорошее, о проблемах и недостатках уже не вспоминали – её образ был непорочен и идеален. Это первый шаг к полному забвению.

О проекте Haiku знали немногие, и даже из них мало кто верил в реальность их попытки вернуть из небытия операционную систему, оставившую след в сердцах людей. Попыток было много, но к 2006 все они благополучно и, как правило, безрезультатно завершились.

Всерьез о Zeta OS, разработанной на основе ворованных исходных кодов, да еще и для открытой продажи в Европе, Северной Америке и Тихоокеанском регионе, говорить не приходится. Это было глупой и безнадежной авантюрой. И закончилась ничем, как раз в 2006 году. Не завидую владельцам yellowTAB, обманувшим magnussoft.

Между тем, публичный релиз Haiku OS перестал быть мечтой, он стал главной повесткой дня. Через год или два… То есть, в 2007 или 2008. Или чуть позже. Но он уже неминуем.

В предыдущей части я написал про трудовой подвиг Акселя Дёрфлера, который в течении шести месяцев, каждый день, с девяти до полуночи, занимался исключительно Haiku OS. За минимальную (по закону) компенсацию. Это раз в пятьдесят меньше того, на что мог рассчитывать программист его уровня и с его опытом.

Не знаю, был ли Аксель в то время женат… Даже если не был, все равно это подвиг.

Теперь у Haiku, Inc была операционная система, серьезные нерешенные проблемы которой можно было сосчитать без особого труда – и которую, за год или два напряженной работы, реально сделать совместимой с самыми обычными пользователями. Которой они, в самом деле, смогут пользоваться.

Это невозможно? Конечно. Но в январе 2006 года BeOS, если называть вещи их именами, уже работала на паре десятков компьютеров во всем мире, успешно запуская программы десятилетней давности, и этими программами можно было пользоваться. Минуту или две, но в 2001 даже это считалось невозможным. Так почему бы не сделать невозможное еще раз?

Согласитесь, в этом что-то есть.

В чем смысл Haiku?

Что-то подобное принято рассказывать о разрабатываемых продуктах в присутствии сотен журналистов, в престижных залах (например, в симфонических), за огромные деньги. Это должно быть шоу.


Майкл Фипс сообщил о смысле Haiku отвечая на самый обычный пост на самом обычном форуме. Публикация в OS News, в которой была упомянута Haiku (а называлась публикация “OS Zoo”, “Зоопарк операционных систем”), вызвала шквал вопросов. Один из вопросов задавали настолько часто, что Майкл не мог не ответить на него.

Как это часто бывает на форумах, ответ был ответом на пост, в котором этого вопроса не было. Если вырвать его из контекста, получается как в анекдоте про соседку этажом ниже и утюг. Участники форума отлично все поняли, а с одним из них я немного знаком.

Вопрос “а зачем эта, которая на букву “х”, вообще нужна?”, на разном уровне вежливости и языковой культуры, был задан много раз, самым задаваемым был не он. Чаще всего спрашивали “А почему вы еще не раздаете эту систему пользователям?”

Майкл ответил, что Haiku еще не готова к выходу в свет, и что также считают Аксель и Маркус. Аксель это Аксель Дёрфлер, кто такой Маркус выяснить не удалось.

Потому что Haiku, Inc хочет быть не такой как все. Be, Inc была не такой как все, и цель Haiku, Inc – быть как Be.

Майкл спросил оппонентов, видели ли они хоть один отвратительный релиз BeOS, который бы постоянно падал и вообще не работал. Такой, чтобы пользователи задавали вопрос: “а они сами, вообще, пробовали это хоть раз?”. В релизах были проблемы, функционал мог вызывать вопросы – но такого чтобы все было из рук вон плохо, не было.

Замечу, что в истории Be, Inc был такой релиз. BeOS R3/Intel. Но разработан и выпущен он был под давлением обстоятельств, в рекордно короткий срок, не уложиться в который для Be, Inc было равносильно смертному приговору – но факт есть факт. Было. Баг-фикс почти все серьезные проблемы устранил, но осадочек остался.

Вернемся к написанному Майклом.

Примеров подобных релизов очень много. Windows ME (Mobile Edition). MultiFinder в Apple System 6. Очень многие, и операционные системы с открытым исходным кодом тоже этим грешат.

Haiku должна вызывать другие чувства. Пользователи должны удивляться, восхищаться и требовать бóльшего, еще и еще. Это возможно, просто требует много времени и сил.

“Вот почему мы не выпускаем кандидат 0.0001alpha. Мы могли бы. В мире много систем, которыехуже чем Haiku сегодня. Но мы уверены что она должна быть намного лучше. Да, я понимаю что иногда трудно сохранить спокойствие. Я беспокоюсь за Haiku, возможно, даже больше чем все остальные. Я верю, что ваше ожидание будет вознаграждено.”

Конкурс иконописцев

В конце 2006 Haiku организовала еще один конкурс, на этот раз нужно было придумать иконки для обозначения файлов операционной системы и поставляемых с ней программ. Иконки из BeOS были великолепны, но они принадлежали другой компании…

В конце 2005 года, PalmSource была приобретена японской компанией Access за 324 миллиона долларов, и теперь права на все, что связано с BeOS, принадлежали Access.

В конкурсе победил Штефан Ассмус, один из разработчиков Haiku, Inc. Можете думать что хотите, но проводя этот конкурс компания меньше всего заботилась о том, кем окажется победитель. Операционной системе срочно были нужны иконки, а подойти ей могли только самые-самые, и чтобы со смыслом. Ведь это Haiku!

Штефан Ассмус разрабатывал графическую часть Haiku – в его епархию входили как сами графические библиотеки, так и их применение в операционной системе.

Он разработал собственный векторный формат для иконок, HVIF (Haiku Vector Icon Format), который использовал в пользовательском интерфейсе Deskbar (аналог Dock в macOS) и в Tracker (аналог Finder в macOS).

А еще он разработал редактор иконок (в формате HVIF), Icon-o-Matic.

Набор иконок “stippi”, по итогам тайного всемирного голосования, стал набором иконок Haiku. В 2007 он стал зарегистрированной собственностью Haiku, Inc.

Перемены в руководстве компании

В 2007 году Майкл Фипс оставил проект, порекомендовав участникам проекта выбрать президентов Haiku, Inc Акселя Дёрфлера.

Если бы Haiku была обычной компанией, скрыть от журналистов причины такого решения было бы невозможно. Некоммерческие организации, ежегодные поступления на счета которых не превышают 50 тысяч долларов, журналистов не интересуют.

Причина ухода Майкла осталась неизвестной. Скорее всего, она не была связана с его здоровьем, в 2013 он был жив и здоров.

А вот о голосовании в Haiku (и возможно, в других некоммерческих компаниях) стоит рассказать. Право голоса есть у каждого, кто в течении 24 месяцев до голосования, либо внес 10 или более долларов пожертвований на счет Haiku, либо чей коммит в репозиторий компании был принят и одобрен.

Продолжение следует

Лучший комментарий

3 комментария Оставить свой

  1. 0

    (ц)»Аксель это Аксель Дёрфлер, кто такой Маркус выяснить не удалось.»

    На самом деле имелся ввиду Маркус Оверхаген (Marcus Overhagen) — один из разработчиков Haiku, который практически в одиночку написал медиаподсистему (MediaKit).

    PS: Спасибо за отличный материал!

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий