Touch-интерфейс приходит на iPod

Событие называлось “Apple Music Event”, но было про iPod. До праздничного сезона было меньше месяца, и если бы они собрались послушать музыку и помедитировать, акционеры были бы в шоке.

Touch-интерфейс приходит на iPod. Фото.

И упрекать Apple в том, что она “доит музыку”, примерно также неправильно как упрекать волка в том что он есть мясо. Живые существа едят, чтобы жить. Компании зарабатывают или исчезают.

Внешне все было здорово, даже интересно. iPod “6-го поколения” получил собственное имя, iPod Classic. Именно 5 сентября 2007, во время “музыкального события”. Событие можете посмотреть, вот видео (длительность видео – 01:24:20):

Это вторая часть серии про iPhone и ему подобных, предыдущие части здесь.

Краткое содержание Apple Music Event

Touch-интерфейс приходит на iPod. Краткое содержание Apple Music Event. Фото.

Если у вас нет полутора часов свободного времени, кратко и только о самом важном (на мой взгляд): обновили всю линейку iPod: Shuffle (новые цвета, прежние были лучше, на мой вкус), новый iPod nano (с функцией показа видео, названный “уродцем”), очень похожий на него iPod Classic (с дисками в 80 и 160 Гигабайт)…

Представили iPhone без сотового передатчика (и счетов от AT&T, бывшего Cingular) – это был iPod touch. Или iPod с сенсорным экраном и мобильным вариантом Mac OS X. Оба определения – правда. iPod с поддержкой Wi-Fi (802.11b/g) и Safari.

В iPod touch не было сотового чипсета, из-за чего он он был тоньше чем iPhone, и дешевле, и в назначенные руководством компании рамки влезали SSD с большим объемом памяти.

К iTunes Music Store добавился iTunes Wi-Fi Music Store, приложение для доступа к этому варианту широко известного магазина, у которого все было хорошо, но вот фильмы (за полтора десятка долларов) продавались плохо.

И, в погоне за увеличением продаж iPhone (они приближались к первому миллиону, этот психологический барьер iPhone должен был преодолеть в ближайшие дни), Стив сделал то, чего делать, наверное, не следовало – но сделал это красиво…

Построив все модели iPod (как солдат на плацу) в шеренгу, и указав цену или цены каждого из них, он заявил что все кто покупает iPhone хотят купить именно вариант с 8 Гигабайтами памяти (за 599 долларов), а вариант с 4 Гигабайтами (за 499 долларов) непопулярен.

Поэтому Apple прекращает выпуск и продажу iPhone с 4 Гигабайтами, а чтобы оставшийся вариант с 8 Гигабайтами продавался еще лучше, его цена снижается до 399 долларов.

И случился скандал. Те, кто купил iPhone до этого дня, за 499 или 599 долларов, почему-то не обрадовались удаче тех, кто его еще только собирался покупать. Пришлось для ранних покупателей организовать кредит на сумму в 100 долларов в онлайн-магазине Apple…

На мой взгляд этого было недостаточно, но – скандал сошел на нет.

Секрет магии iPhone

На ранней стадии проекта, когда были сформулированы цели (устройство, объединяющее в себе функционал iPod’а, смартфона и гаджета для доступа в Интернет), рассматривались два возможных пути: можно было или “увеличить iPod”, или “уменьшить Mac”.

Это образные упрощения. Речь шла об архитектуре и операционной системе устройства X. Операционная система iPod была примитивной и жестко привязанной к небольшому кругу задач, с которыми “лучшие в мире MP3-плееры” справлялись. Она быстро развивалась, из неё можно было (лет через десять) сделать все, что угодно. Mac OS X была полноценной и давно состоявшейся операционной системой с огромным потенциалом.

За первый путь, за “увеличение iPod”, было большинство. Тони Фаделл, “отец iPod”, Стив Джобс, Боб Мэнсфилд, Джонатан Айв и многие другие. Сторонников второго пути было на порядок меньше – чуть ли не один единственный Скотт Форстолл. Преимущества второго пути были почти очевидны, но его сложность и риск были за гранью добра и зла.

Что-то вроде этого уже пытались сделать. Например, Microsoft. Если бы никто и никогда не пытался, решиться на этот путь было бы проще.

Безумная по трудоемкости глупость – это самая мягкая формулировка. Противники были убедительны, их аргументы – убийственны. Но Скотт не сдавался.

Ему не удавалось убедить оппонентов в своей правоте, но заставить Стива сомневаться и не спешить с окончательным решением получалось.

Препятствия на пути “уменьшенного Mac’а” были непреодолимыми, их были сотни, список за списком – любое из них должно было разорвать эту дурацкую идею как капля никотина хомячка. Скотт брал паузу, и… предлагал пути их обхода, неожиданные и остроумные. Раз за разом разгром превращался почти в ничью. Стив откладывал решение, все повторялось еще и еще.

Стива считают деспотом и тираном, но таким он становился только приняв окончательное решение – в Apple, после его возвращения в компанию в 1997 году, шли ожесточенные бои идей и концепций. Из этих столкновений рождались гениальные (без преувеличения) вещи, то чем Apple шаг за шагом покоряла мир – даже находясь в самом невыгодном положении.

Этап чистой теории закончился с незначительным преимуществом сторонников “большого iPod”, Стив решил дать шанс обеим сторонам. У победителя не было недостатка в ресурсах и в сторонниках. Сотни прототипов “большого iPod”, блестящие инженерные идеи, работа без выходных – ими уже пользовались как телефонами. Но у самоотверженных и безумно талантливых инженеров “каменный цветок” не получался, несмотря ни на что.

Для управления “большим iPod” пытались использовать “фирменный iPod Click Wheel”, вот не нашел его русскоязычное обозначение – если кто подскажет буду благодарен. Экран с сенсорным интерфейсом отвергался, как слишком сложное техническое решение и блажь Скотта Форстолла. А удобный и интуитивный телефон с Click Wheel не получался.

Touch-интерфейс приходит на iPod. Секрет магии iPhone. Фото.

Прототипы “уменьшенного Mac’а”, которых было на порядок меньше, тоже не получались – пока один из них не заставил Стива изменить мнение.

Повторюсь, так как это важно: “уменьшенный Mac” – это вовсе не Mac уменьшенный до микроскопических размеров. Речь шла о создании (с использованием накопленного в iPod бесценного опыта) устройства с настоящей операционной системой, адаптированной к экстремальным условиям крошечного устройства: минимум энергии, минимум оперативной и долговременной памяти, немощь основных и графических процессоров.

Но то, что должно было получиться в итоге, было настоящей бомбой. Это было именно то, что требовалось – оставалось только сделать невозможное. Это уже совсем другое дело!

Технические данные героев повествования

В традиционных iPod использовались процессоры с архитектурой ARM, производства Samsung – без сопроцессора для работы с числами с плавающей точкой, с неизвестной тактовой частотой. В “просто iPod”, переименованном позже в iPod Clasic, и в iPod mini для хранения данных использовались жесткие диски разного объема (до 160 Гигабайт, 4 200 об/мин), ATA/66.

Но главные герои повествования – iPhone и iPod touch – технические данные которых Apple тоже не разглашала (“бытовое устройство”, для массового и неискушенного пользователя).

Это был один и тот же карманный компьютер. Идентификатор модели у первых iPhone и iPod touch – “iphone”. Они отличались только составом “периферийного оборудования”.

Процессор: Samsung S3C6400 (архитектура ARM11), с тактовой частотой 400 МГц. Штатная частота процессора была выше, её “притормозили” для снижения энергопотребления и выделяемого тепла. Процессор для работы с числами с плавающей точкой – встроенный.

Тактовая частота фронтальной системной шины – 100 МГц.

Процессор 32-битный, шины адресов и данных – 32-битные, регистры 32-битные.

Кэш первого уровня в 16/16 килобайт (16 килобайт для данных и 16 килобайт для команд).

Графический процессор – PowerVR MBX-Lite.

Wi-Fi 802.11b/g, Bluetooth 2.0 + EDR.

Размер оперативной памяти – 128 Мегабайт (из которых примерно половину использовала операционная система).

Флэш-память в вариантах модели разная, от 4 до 32 Гигабайт (4/8/16/32).

В iPhone это 4 (до 5 сентября 2007 года), 8 и 16 (с начала 2008 года), в iPod touch 8, 16 и 32 (с начала 2008 года).

В iPhone, за дорогой и “тяжелый” сотовый чипсет приходилось платить уменьшением флэш-памяти и увеличением толщины корпуса.

Операционная система iPhone OS 1.0 (скорее всего, в то время она так не называлась), максимальная версия – iPhone OS 3.1.2.

Об операционной системе и истории её рождения – в следующий раз…

Продолжение следует

Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.

История AppleМузыкальные приложения для iPhoneНовый iPod