[1] История iOS. Первое рождение легенды

63

Стив Джобс поведал об успехах iPhone

9 января 2007 года в ходе триумфальнейшей из всех тех ярких презентаций, которыми был наполнен творческий жизненный путь великого человека, лидер Apple Стив Джобс показал миру первый iPhone. С тех пор прошло более шести лет, и целые поколения iPhone, iPad и iPod Touch полностью изменили облик мобильных компьютеров. С выходом iOS 7 настала пора углубиться в насыщенную важными вехами и событиями историю «эппловской» мобильной операционной системы.

iOS является одной из старейших мобильных операционных систем. Речь идет только о тех платформах, которые и в настоящее время активно перерабатываются. Но ее почтенный возраст не означает того, что в ней не хватает мощности или функций. Скорее наоборот. Apple сделала свою iOS одной из самых богатых функциями и наиболее хорошо поддерживаемых платформ. Год за годом специалисты совершенствуют эту мобильную операционную систему.

iPhone вырос из проблемы. Стив Джобс осознавал, что руководимая им корпорация стоит на пороге трудностей и думал над тем, как улучшить ее положение.

iOS не всегда носила свое сегодняшнее имя. Во время анонса первого iPhone, Apple особо подчеркивала тот факт, что мобильная платформа основана на том же UNIX-ядре, что и Mac OS X. Это означало, что мобильная операционная система располагает многими инструментами своей настольной «коллеги».

С появлением первого iPhone, его программную платформу стали называть «iPhone OS». Под этим именем она была известна в течение последующих трех лет, вплоть до дебюта iOS 4, который состоялся в июне 2010 года.

В операционной системе iOS нетрудно разобраться даже самому неподготовленному пользователю. Но ее внешняя простота скрывает внутреннюю мощь. Для разработчиков приложений она выглядит могучей платформой. На ее базе работают смартфоны, планшеты и медиаплееры. Пользователь одного iOS-устройства не испытает трудностей, столкнувшись с другим.

Самое примечательное в iOS то, что сегодняшняя версия операционной системы довольно похожа на увидевшую свет в 2007 году. По сравнению с другими платформами, разумеется. О полном сходстве речи не идет.

Когда iOS только появилась, она не обладала ни возможностью установки сторонних приложений, ни многозадачностью, ни даже поддержкой копирования и вставки. Прошли годы и усовершенствованная телефонная прошивка превратилась в операционную систему такой мощи, которая и не снилась компьютерам прежних лет.

Наше повествование поведает о том, как происходили эти изменения. Каждый рассказ цикла будет посвящен одной из версий мобильной операционной системы от славной купертиновской корпорации. В дальнейшем — чтобы не усложнять повествование — мы будем называть все версии мобильной платформы Apple ее нынешним именем «iOS».

iOS 1: У самых истоков iPhone

Стив Джобс представил iPhone

Сегодня в это очень трудно поверить, но первый iPhone существенно уступал своим конкурентам по насыщенности функциями. И Windows Mobile, и Palm OS, и Symbian, и даже BlackBerry в 2007 году были функциональнее своего «эппловского» собрата. iPhone не был многозадачным и не поддерживал сотовые сети 3G. На телефон знаменитой корпорации нельзя было устанавливать сторонние приложения. Невозможно было скопировать фрагмент текста и вставить его в другое место. Отсутствовала и возможность вложения произвольных файлов в электронные письма.

Чего еще не умел самый первый iPhone? Об этом можно говорить очень долго! Он не поддерживал MMS, Exchange, тезеринг, документы Office, голосовой набор номера. Не обладал он и настраиваемым домашним экраном. Он был почти полностью закрыт не только от хакеров, но и от разработчиков.

Чем же привлекла Apple внимание к своему бедному функциями телефону? Компания сосредоточилась на том, чтобы пользователям было приятно взаимодействовать с iPhone. Чтобы приложения работали быстро и слаженно. Чтобы те немногие функции, которыми располагал телефон, работали значительно лучше, чем на других доступных в 2007 году телефонах. iOS 1.0 принесла с собой массу инноваций, но три из них были революционны для мобильной индустрии.

Полностью сенсорный интерфейс пользователя. До iOS смартфоны или не обладали сенсорным экраном, или эти экраны были резистивными. А это значит, что работать с ними было нужно при помощи стилуса. С приходом iPhone положение изменилось. Сенсорный экран стал емкостным. Эта особенность упростила взаимодействие пользователя с устройством на базе сенсорного экрана. Избавившись от физических кнопок, Apple сделала тачскрин основным средством управления телефоном. Такие эффекты, как «увеличение двумя пальцами» и «инерционная прокрутка» придали интерфейсу ощущение естественности. Скорость работы iOS 1.0 и отсутствие задержек в выполнении команд изумили пользователей в далеком 2007 году. Эти же качества продолжают вызывать восторг в новых версиях операционной системы и в наши дни.

Мобильный браузер Safari. В iOS появился полноценный веб-браузер Safari. Сам Стив Джобс был особо доволен именно этим новшеством, которое давало компании преимущество в борьбе за рынок мобильных телефонов, на котором Apple в ту пору была новичком. Да, в этом браузере отсутствовал Flash-плагин, но мобильный Safari стал первым в своем роде, почти столь же функциональным браузером, как и настольные версии такого рода приложений. Другие операционные системы меняли характер отображения страниц, форматировали их и попросту портили все впечатление от их просмотра. Мобильный Safari же показывал веб-страницы полностью, предоставляя пользователю простые возможности изменения размера и прокрутки, которым не было равных в те времена.

Широкоформатный iPod. К тому времени экосистема iTunes+iPod была довольно развитой. И Apple использовала ее для привлечения внимания к своей операционной системе. Именно в iTunes была заложена основа для той гигантской подборки музыки, фильмов, телепередач, книг и приложений, которая известна сегодня каждому пользователю iOS-устройства. Музыка перестала быть главной привлекательной особенностью iPhone. Но для iOS 1.0 преемственность от сверхпопулярных плееров iPod сыграла важную роль.

В состав iOS 1.0 входил ряд приложений, некоторые из которых были настолько важны, что заслуживают краткого обзора в рамках нашего повествования. Они делали мобильную платформу Apple непревзойденной для своего периода в истории высоких технологий.

Google Maps. Карты поискового гиганта смотрелись на iPhone лучше, чем на какой-либо другой платформе. Новая возможность «увеличения двумя пальцами» позволила приложению работать быстро и без раздражающих «рывков». Работа с приложением стала более естественной и интуитивно-понятной, чем в настольной версии.

Visual voicemail. Пользователю давалась возможность перейти сразу к любому из имеющихся голосовых сообщений, без необходимости прокрутки через весь список. Это ставило Apple в положение основного поставщика тех впечатлений, которые получит пользователь от работы с устройством. Ранее эта роль отводилась сотовому оператору.

iTunes Sync. Каждый, кому довелось пользоваться в те дни Palm HotSync или Microsoft ActiveSync, могли по достоинству оценить ту простоту, с которой осуществлялась синхронизация с компьютером. Это еще один пример того, как Apple «заново изобрела» то, что уже существовало, но работало с проблемами. Купертиновские специалисты упростили синхронизацию мобильного устройства с ПК. Сегодня трудно понять, почему в те дни эта функция вызывала столько восторгов.

Программная клавиатура в iOS 1.0 была, пожалуй, первой полноценной виртуальной клавиатурой, которая позволяла осуществлять ввод текста при помощи пальцев. Так же как и привычная физическая клавиатура. Да, существовали такие системы ввода, как PalmOS Graffiti и сторонние расширения, подобные FitalyStamp. Текст вводился при помощи стилуса. Но идея виртуальной клавиатуры iOS состояла в том, чтобы освободить больше пространства под экран, лишив устройство физических клавиш. Этот шаг сделал много для популяризации смартфонов среди рядовых пользователей, далеких от глубокого интереса к новинкам электроники.

Но довольно хвалить iOS 1.0. Пора поговорить и о недостатках этой операционной системы. Самым значительным было то, что iOS 1.0 не поддерживала сторонние приложения. Apple старалась продвигать веб-приложения, но в 2007 году HTML-приложения не были готовы для загрузки на платформу. Именно по этой причине многие считают, что первый iPhone вообще не следует считать смартфоном. iOS 1.0 предлагала пользователю только один вид многозадачности: в фоновом режиме можно было слушать музыку, то есть одновременно пользоваться телефоном в режиме плеера iPod и другими его возможностями. Впрочем, многозадачность других смартфонов тех дней была весьма далека от совершенства. Но она по крайней мере была, а в iOS 1.0 многозадачность отсутствовала вовсе.

С iOS 1.0 в мир пришла новая компьютерная парадигма, которая преодолела сложившуюся «смартфонную» традицию. Состояла она в закрытии файловой системы от пользователя. Этот подход вызывает споры и по сей день, но именно он обеспечивает простоту устройства в использовании и делает его дружественным даже самому технически неподготовленному человеку. Закрытая файловая система обладала и явными недостатками: в частности, пользователь не мог вложить файл в электронное письмо. Другое ограничение состояло в невозможности менять звуковые сигналы уведомлений. Это вызывало разочарование. Звуковые сигналы легко меняются даже на самых простейших и дешевых телефонах.

В iOS 1.0 появился домашний экран «Springboard». Кнопка «Home» всегда возвращала пользователя к домашнему экрану с определенным набором пиктограмм, порядок которых нельзя было изменить. Домашний экран не поддерживал ни размещения виджетов, ни другой информации. Поэтому iOS в плане возможностей для кастомизации экрана уступала своим соперникам: Windows Mobile и Symbian.

iOS 1: обновления платформы

Покупатель iPhone ликует

Спустя три месяца после выхода первого iPhone, Apple выпустила первое значительное обновление его программной платформы, iOS 1.1.1. Тому было несколько причин. Прежде всего, было установлено своего рода правило, согласно которому новые версии операционных систем появляются параллельно анонсам новых устройств. В данном случае новым устройством стал первый iPod Touch. Но пользователям становилось ясно: прежнее устройство можно обновлять, платформа не «пришита» накрепко к аппаратной части. Это демонстрировало также и стремление Apple нести новые функции на все iOS-устройства. Впрочем, устройств на тот момент было всего два.

iOS 1.1.3 увидела свет в январе 2008 года. Она работала на все тех же iPhone 2G и iPod Touch первого поколения. Она лучше определяла географические координаты, поддерживала «Web Clips» на домашнем экране и позволяла менять порядок пиктограмм на нем. Виртуальная клавиатура получила поддержку мультитач.

В iOS 1.1.3 появилась возможность изменения порядка размещения пиктограмм на домашнем экране, а также возможность добавления ярлыков веб-страниц. Apple дала этому название «Web Clips». Новая возможность была по достоинству оценена пользователями. Чаще всего ее использовали в качестве системы напоминаний. Пользователи iPhone тех лет испытывали странную смесь чувств, состоящую из восторга и раздражения. Они ощущали нереализованный потенциал новой мобильной операционной системы. Своего рода «недосказанность» раздражала. Причиной же восторга была осознанная людьми способность Apple выпускать регулярные обновления, расширяющие функциональность iPhone.

iOS 1.1.3 увидела свет в январе 2008 года. Она работала на все тех же iPhone 2G и iPod Touch первого поколения.

Каждую новую функцию в те дни еще не слишком избалованные обилием новшеств пользователи встречали восклицанием: «Наконец-то!» Но это была не просто погоня за чем-то новеньким. Первая iOS на самом деле не могла похвастаться широким набором функций. И выпуском обновлений Apple демонстрировала свою способность и готовность расширять его. Но несмотря на появление новых возможностей, обновления так и не «научили» iOS установке сторонних приложений. Это свершилось только с появлением iOS 2, о которой мы и поговорим в следующей части нашего повествования.

Читайте продолжение: Навстречу играм и приложениям

Содержание цикла «История iOS»:

[1] Первое рождение легенды
[2] Навстречу играм и приложениям
[3] Изобилие функций
[4] Первый iPad
[5] Не совсем многозадачность: iOS 4
[6] Рост экосистемы: iOS 4.x
[7] 5.0: Знакомство с Siri
[8] 6.0: Прощание с картами Google

По материалам TheVerge.com

63 комментария

    • 0

      dioxid, «Полностью сенсорный интерфейс пользователя» а до этого кпк были не полностью сенсорным? аффтар что за чушь ты пишешь? написал бы первый полностью пальцеориентированный уж тогда, двоечник

      «Мобильный браузер Safari» какое он приемущство давал? если Opera Mobile была на порядок лучше

  1. 0

    прочитал, поплакал в сторонке, успокоился. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  2. 0

    После выхода новой версии все внимание к iOS (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  3. 0

    Да и нынешний тоже отнюдь не совершенство по сравнению с конкурентами. Но уже оброс безумными фанатами (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0

      dach, увы и ах, новый дизайн не столь совершенен, каковым он был во время релиза четверки, например. Однако, сравнивать дизайн новой iOS и конкурирующих операционных систем всё еще очень сложно, т.к. они всё еще выполнены в разном стиле, и в некоторых аспектах андроид и WP вс

      • 0

        Antervis, …ё еще далеко позади. Хотя, конечно, уход от шикарного скевоморфного дизайна — спорное решение. Лично я бы попробовал добавить стеклянные и прочие эффекты в наследие Форсталла, и имо, это бы даже смотрелось гармоничнее

  4. 0

    Не смог дочитать до конца. Скучновато (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  5. 0

    Надо регулярно выпускать обновления, по календарю, как андроид

  6. 0

    Уже который раз замечаю, что Олег Довбня пишет замечательные, не наполненные графоманией статьи. При этом не пользуется приемами для разжигания холиваров (привет Павлу Ши). Спасибо, очень интересно было прочитать!

  7. 0
    Евгений

    Что то в районе текста про ios 1.1.3 чепуха какая-то. Вначале про то, что обнова для айфона и тача. Потом про вебклипсы и перемещение значков. С нового абзаца опять про вебклипсы и перемещение значков. Потом еще раз про то что обновление для айфона и тача.

    Редакторы и авторы, прочитайте текст перед публикацией (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  8. 0

    Sos sos почему не отображается погода в центре уведомлений (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  9. 0

    Фраза «iOS 1.1.3 увидела свет в январе 2008 года. Она работала на все тех же iPhone 2G и iPod Touch первого поколения» и рассказ про «Web Clips» повторяются дважды для тупых?

  10. 0
    Madness Razor

    Интересно читать, жду продолжения! (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  11. 0

    Вот отличный совет по шрифту!

    Если вы привыкли к жирным подписям и меню, как это было раньше, то зайдите в Настройки -> Основные -> Универсальный доступ -> Жирный шрифт ON. Гаджет перегрузится и вы вернетесь в прошлое.

    Там же можно сделать инверсию (белое на черном) в стиле андроид:)

    • 0

      Ivano, в прошлое вы вернулись, когда установили это дно

      • 0

        j0bs, фраза взята с другого сайта.
        А для начинающих совет хороший. Еще бы с остальными настройками «универсального доступа» (надо же было так назвать) разобраться

  12. 0

    Статья Агонь! Жду следующию часть. Огромное спасибо автору за этот замечательный рассказ. Прочитал на одном дыхании. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  13. 0

    Спасибо. Было интересно почитать. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  14. 0

    Спасибо за статью. Жду продолжение. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  15. 0

    Норм статья. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  16. 0

    Как там серверы apple? Починили? Особенно интересует iCloud. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  17. 0
    soldatob2@mail.ru

    верните все как было!
    человек великий умер и вы все испортили гады вы после этого! (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  18. 0

    Отличная статья!!! Ждем продолжение!!! (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  19. 0

    Народ не работает панорамный эффект (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  20. 0

    Что купить Nexus 7 или IPad mini 1
    ipad хорош, я ничего не могу противопоставить, но экран, у меня планшет сейчас из китая 133ppi на дюйм у ipad mini 166ppi меня это пугает =\выходит перевес в сторону nexus 7 ибо экран лучше, железо самое топовое, камеры тоже не плохие, кто нибудь помогите + и — кроме оптимизации сказать ибо она с железом nexus 7 не решает =\

    • 0
      alex_and_alex

      Spectrum, Подожди до октября. Если представят новое поколение миников, тогда и решай (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

      • 0

        alex_and_alex, Я как раз и собираюсь брать в октябре, но по деньгам до 10 к ограничен, вот и жду когда первый подешевеет и первый куплю, можно подождать конечно и купить 2, но вопрос будет ли он стоить под 11 к или нет))был слух про 500$ у меня денег столько точно нет 🙂

    • 0

      Spectrum, Я тоже на эту тему размышляю, только думаю о самсунге, не верю в планшеты асус.
      Тут по-моему решает качество продукта (безглючность, продолжительность работы, оптимизация приложений под конкретный планшет). у эпл оно безупречно, в чем я убедился, используя айпад 4, а планшеты на андроид вызывают подозрение.
      Скорее всего, дождусь мини с ретиной.

  21. 0
    belik5207@gmail.com

    Как вернуть iOS 6 зря установил iOS 7. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  22. 0

    После прочтения захотелось купить iPhone 2g с iOS 1 (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  23. 0

    Ребят, может было у кого? На 5 айфоне, при новой проверке конфедицеальности в АйКлауд, пишет » Невозможно связаться с сервером » ? Теперь АйКлауд не работает. И еще, при переходи в раздел » статистика » вылетает у кого-то ? (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  24. 0

    Автор в корне не прав насчет революций и всего такого. Тач скрины были, причем вполне себе реализованные, интерфейсы под палец лепились дополнительно, но были. Приложения под палец тоже существовали. Но! Все это было неудобно: недостаточная четкость сенсорного экрана превращала нажатие любой кнопки пальцем в лотерею, а запутанность дерева меню вынуждало неопытных вызывать специалиста для смены рингтона.
    Эйпл совершили революцию в эргономике, о чем в статье толком и не сказано, опираясь на чудо техники- замечательный тач скрин. А армия фанатов маков и подов дала финансовый толчок для развития ios и привлечения к ней более требовательных пользователей. В остальном же первые 3 айфона, равно как и первые 2 версии оси- кусок ваты, со свистелками и щелкалками за непомерные деньги. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  25. 0
    Дмитрий

    6 лет не могут сделать переключатель выбора приоритета сетей, индикацию беззвучного режима и отчет о доставке СМС сообщений! Позор!!!

    • 0

      Дмитрий, Отчет о доставке должен приходить от оператора. (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0

      Дмитрий, На счет приоритета сети согласен, но столкнувшись с ним на андройде, осознал, что при хреновой связи приоритет на 3G только ухудшает сигнал. хотя, иногда все же полезно.

      на счет индикатора беззвучного режима бред написали. повернул айфон набок: есть желтая полоска — нет звука, нет полоски — есть звук. телефон даже включать не надо…

      • 0
        Дмитрий

        Сергей, То есть надо периодически переворачивать телефон и проверять, не выключен ли звук? А не удобнее ли иметь индикацию на экране как у всех телефонов?

  26. 0
    chikrizov-evgeni

    Спасибо! Давно было интересно почитать об этом! (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  27. 0

    Когда следующая часть? (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  28. 0
    Довбня Олег

    Спасибо всем читателям! Продолжения следуют

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий