[1] История iOS. Первое рождение легенды

63

9 января 2007 года в ходе триумфальнейшей из всех тех ярких презентаций, которыми был наполнен творческий жизненный путь великого человека, лидер Apple Стив Джобс показал миру первый iPhone. С тех пор прошло более шести лет, и целые поколения iPhone, iPad и iPod Touch полностью изменили облик мобильных компьютеров. С выходом iOS 7 настала пора углубиться в насыщенную важными вехами и событиями историю «эппловской» мобильной операционной системы.

Стив Джобс поведал об успехах iPhone

iOS является одной из старейших мобильных операционных систем. Речь идет только о тех платформах, которые и в настоящее время активно перерабатываются. Но ее почтенный возраст не означает того, что в ней не хватает мощности или функций. Скорее наоборот. Apple сделала свою iOS одной из самых богатых функциями и наиболее хорошо поддерживаемых платформ. Год за годом специалисты совершенствуют эту мобильную операционную систему.

iPhone вырос из проблемы. Стив Джобс осознавал, что руководимая им корпорация стоит на пороге трудностей и думал над тем, как улучшить ее положение.

iOS не всегда носила свое сегодняшнее имя. Во время анонса первого iPhone, Apple особо подчеркивала тот факт, что мобильная платформа основана на том же UNIX-ядре, что и Mac OS X. Это означало, что мобильная операционная система располагает многими инструментами своей настольной «коллеги».

С появлением первого iPhone, его программную платформу стали называть «iPhone OS». Под этим именем она была известна в течение последующих трех лет, вплоть до дебюта iOS 4, который состоялся в июне 2010 года.

В операционной системе iOS нетрудно разобраться даже самому неподготовленному пользователю. Но ее внешняя простота скрывает внутреннюю мощь. Для разработчиков приложений она выглядит могучей платформой. На ее базе работают смартфоны, планшеты и медиаплееры. Пользователь одного iOS-устройства не испытает трудностей, столкнувшись с другим.

Самое примечательное в iOS то, что сегодняшняя версия операционной системы довольно похожа на увидевшую свет в 2007 году. По сравнению с другими платформами, разумеется. О полном сходстве речи не идет.

Когда iOS только появилась, она не обладала ни возможностью установки сторонних приложений, ни многозадачностью, ни даже поддержкой копирования и вставки. Прошли годы и усовершенствованная телефонная прошивка превратилась в операционную систему такой мощи, которая и не снилась компьютерам прежних лет.

Наше повествование поведает о том, как происходили эти изменения. Каждый рассказ цикла будет посвящен одной из версий мобильной операционной системы от славной купертиновской корпорации. В дальнейшем — чтобы не усложнять повествование — мы будем называть все версии мобильной платформы Apple ее нынешним именем «iOS».

iOS 1: У самых истоков iPhone

Стив Джобс представил iPhone
Сегодня в это очень трудно поверить, но первый iPhone существенно уступал своим конкурентам по насыщенности функциями. И Windows Mobile, и Palm OS, и Symbian, и даже BlackBerry в 2007 году были функциональнее своего «эппловского» собрата. iPhone не был многозадачным и не поддерживал сотовые сети 3G. На телефон знаменитой корпорации нельзя было устанавливать сторонние приложения. Невозможно было скопировать фрагмент текста и вставить его в другое место. Отсутствовала и возможность вложения произвольных файлов в электронные письма.

Чего еще не умел самый первый iPhone? Об этом можно говорить очень долго! Он не поддерживал MMS, Exchange, тезеринг, документы Office, голосовой набор номера. Не обладал он и настраиваемым домашним экраном. Он был почти полностью закрыт не только от хакеров, но и от разработчиков.

Чем же привлекла Apple внимание к своему бедному функциями телефону? Компания сосредоточилась на том, чтобы пользователям было приятно взаимодействовать с iPhone. Чтобы приложения работали быстро и слаженно. Чтобы те немногие функции, которыми располагал телефон, работали значительно лучше, чем на других доступных в 2007 году телефонах. iOS 1.0 принесла с собой массу инноваций, но три из них были революционны для мобильной индустрии.

Полностью сенсорный интерфейс пользователя. До iOS смартфоны или не обладали сенсорным экраном, или эти экраны были резистивными. А это значит, что работать с ними было нужно при помощи стилуса. С приходом iPhone положение изменилось. Сенсорный экран стал емкостным. Эта особенность упростила взаимодействие пользователя с устройством на базе сенсорного экрана. Избавившись от физических кнопок, Apple сделала тачскрин основным средством управления телефоном. Такие эффекты, как «увеличение двумя пальцами» и «инерционная прокрутка» придали интерфейсу ощущение естественности. Скорость работы iOS 1.0 и отсутствие задержек в выполнении команд изумили пользователей в далеком 2007 году. Эти же качества продолжают вызывать восторг в новых версиях операционной системы и в наши дни.

Мобильный браузер Safari. В iOS появился полноценный веб-браузер Safari. Сам Стив Джобс был особо доволен именно этим новшеством, которое давало компании преимущество в борьбе за рынок мобильных телефонов, на котором Apple в ту пору была новичком. Да, в этом браузере отсутствовал Flash-плагин, но мобильный Safari стал первым в своем роде, почти столь же функциональным браузером, как и настольные версии такого рода приложений. Другие операционные системы меняли характер отображения страниц, форматировали их и попросту портили все впечатление от их просмотра. Мобильный Safari же показывал веб-страницы полностью, предоставляя пользователю простые возможности изменения размера и прокрутки, которым не было равных в те времена.

Широкоформатный iPod. К тому времени экосистема iTunes+iPod была довольно развитой. И Apple использовала ее для привлечения внимания к своей операционной системе. Именно в iTunes была заложена основа для той гигантской подборки музыки, фильмов, телепередач, книг и приложений, которая известна сегодня каждому пользователю iOS-устройства. Музыка перестала быть главной привлекательной особенностью iPhone. Но для iOS 1.0 преемственность от сверхпопулярных плееров iPod сыграла важную роль.

В состав iOS 1.0 входил ряд приложений, некоторые из которых были настолько важны, что заслуживают краткого обзора в рамках нашего повествования. Они делали мобильную платформу Apple непревзойденной для своего периода в истории высоких технологий.

Google Maps. Карты поискового гиганта смотрелись на iPhone лучше, чем на какой-либо другой платформе. Новая возможность «увеличения двумя пальцами» позволила приложению работать быстро и без раздражающих «рывков». Работа с приложением стала более естественной и интуитивно-понятной, чем в настольной версии.

Visual voicemail. Пользователю давалась возможность перейти сразу к любому из имеющихся голосовых сообщений, без необходимости прокрутки через весь список. Это ставило Apple в положение основного поставщика тех впечатлений, которые получит пользователь от работы с устройством. Ранее эта роль отводилась сотовому оператору.

iTunes Sync. Каждый, кому довелось пользоваться в те дни Palm HotSync или Microsoft ActiveSync, могли по достоинству оценить ту простоту, с которой осуществлялась синхронизация с компьютером. Это еще один пример того, как Apple «заново изобрела» то, что уже существовало, но работало с проблемами. Купертиновские специалисты упростили синхронизацию мобильного устройства с ПК. Сегодня трудно понять, почему в те дни эта функция вызывала столько восторгов.

Программная клавиатура в iOS 1.0 была, пожалуй, первой полноценной виртуальной клавиатурой, которая позволяла осуществлять ввод текста при помощи пальцев. Так же как и привычная физическая клавиатура. Да, существовали такие системы ввода, как PalmOS Graffiti и сторонние расширения, подобные FitalyStamp. Текст вводился при помощи стилуса. Но идея виртуальной клавиатуры iOS состояла в том, чтобы освободить больше пространства под экран, лишив устройство физических клавиш. Этот шаг сделал много для популяризации смартфонов среди рядовых пользователей, далеких от глубокого интереса к новинкам электроники.

Но довольно хвалить iOS 1.0. Пора поговорить и о недостатках этой операционной системы. Самым значительным было то, что iOS 1.0 не поддерживала сторонние приложения. Apple старалась продвигать веб-приложения, но в 2007 году HTML-приложения не были готовы для загрузки на платформу. Именно по этой причине многие считают, что первый iPhone вообще не следует считать смартфоном. iOS 1.0 предлагала пользователю только один вид многозадачности: в фоновом режиме можно было слушать музыку, то есть одновременно пользоваться телефоном в режиме плеера iPod и другими его возможностями. Впрочем, многозадачность других смартфонов тех дней была весьма далека от совершенства. Но она по крайней мере была, а в iOS 1.0 многозадачность отсутствовала вовсе.

С iOS 1.0 в мир пришла новая компьютерная парадигма, которая преодолела сложившуюся «смартфонную» традицию. Состояла она в закрытии файловой системы от пользователя. Этот подход вызывает споры и по сей день, но именно он обеспечивает простоту устройства в использовании и делает его дружественным даже самому технически неподготовленному человеку. Закрытая файловая система обладала и явными недостатками: в частности, пользователь не мог вложить файл в электронное письмо. Другое ограничение состояло в невозможности менять звуковые сигналы уведомлений. Это вызывало разочарование. Звуковые сигналы легко меняются даже на самых простейших и дешевых телефонах.

В iOS 1.0 появился домашний экран «Springboard». Кнопка «Home» всегда возвращала пользователя к домашнему экрану с определенным набором пиктограмм, порядок которых нельзя было изменить. Домашний экран не поддерживал ни размещения виджетов, ни другой информации. Поэтому iOS в плане возможностей для кастомизации экрана уступала своим соперникам: Windows Mobile и Symbian.

iOS 1: обновления платформы

Покупатель iPhone ликует
Спустя три месяца после выхода первого iPhone, Apple выпустила первое значительное обновление его программной платформы, iOS 1.1.1. Тому было несколько причин. Прежде всего, было установлено своего рода правило, согласно которому новые версии операционных систем появляются параллельно анонсам новых устройств. В данном случае новым устройством стал первый iPod Touch. Но пользователям становилось ясно: прежнее устройство можно обновлять, платформа не «пришита» накрепко к аппаратной части. Это демонстрировало также и стремление Apple нести новые функции на все iOS-устройства. Впрочем, устройств на тот момент было всего два.

iOS 1.1.3 увидела свет в январе 2008 года. Она работала на все тех же iPhone 2G и iPod Touch первого поколения. Она лучше определяла географические координаты, поддерживала «Web Clips» на домашнем экране и позволяла менять порядок пиктограмм на нем. Виртуальная клавиатура получила поддержку мультитач.

В iOS 1.1.3 появилась возможность изменения порядка размещения пиктограмм на домашнем экране, а также возможность добавления ярлыков веб-страниц. Apple дала этому название «Web Clips». Новая возможность была по достоинству оценена пользователями. Чаще всего ее использовали в качестве системы напоминаний. Пользователи iPhone тех лет испытывали странную смесь чувств, состоящую из восторга и раздражения. Они ощущали нереализованный потенциал новой мобильной операционной системы. Своего рода «недосказанность» раздражала. Причиной же восторга была осознанная людьми способность Apple выпускать регулярные обновления, расширяющие функциональность iPhone.

iOS 1.1.3 увидела свет в январе 2008 года. Она работала на все тех же iPhone 2G и iPod Touch первого поколения.

Каждую новую функцию в те дни еще не слишком избалованные обилием новшеств пользователи встречали восклицанием: «Наконец-то!» Но это была не просто погоня за чем-то новеньким. Первая iOS на самом деле не могла похвастаться широким набором функций. И выпуском обновлений Apple демонстрировала свою способность и готовность расширять его. Но несмотря на появление новых возможностей, обновления так и не «научили» iOS установке сторонних приложений. Это свершилось только с появлением iOS 2, о которой мы и поговорим в следующей части нашего повествования.

Читайте продолжение: Навстречу играм и приложениям

Содержание цикла «История iOS»:

[1] Первое рождение легенды
[2] Навстречу играм и приложениям
[3] Изобилие функций
[4] Первый iPad
[5] Не совсем многозадачность: iOS 4
[6] Рост экосистемы: iOS 4.x
[7] 5.0: Знакомство с Siri
[8] 6.0: Прощание с картами Google

По материалам TheVerge.com

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий