[Интервью] Сергей Пименов о публикации контента в iTunes Store

Сергей Пименов — человек без преувеличения легендарный и способен вдохновить множество целеустремленных и действенных людей. Создатель первой российской группы, прославившейся через Интернет, основатель популярного в App Store бренда Applifto — это лишь крохотная часть списка его регалий. И если уж спросить у кого-нибудь советов и рекомендаций о том, как подружить российских создателей контента с iTunes Store, то лучше кандидатуры и не найти. Поэтому предлагаем вам эксклюзивное интервью, в котором Сергей поделится с нами своим опытом в этом непростом и интересном деле.

[Интервью] Сергей Пименов о публикации контента в iTunes

Сергей, мы знаем, что ты в нашей стране являешься первопроходцем в области распространения музыки. Еще в девяностых, когда в России мало кто был знаком с Интернетом, твоя группа ППК взорвала мировые чарты благодаря онлайн-продвижению. Наверняка ты как музыкальный продюсер уже давно подружился и с iTunes. Расскажи, как и когда началось твое знакомство с этим сервисом.

Первый Мак в моем личном пользовании появился в 2004 году (до этого мы использовали Маки в студии с 1998 года), тогда-то я и вплотную увидел iTunes. Как музыкальный плеер он показался мне тяжеловесным, а организация музыки после простых Windows-плееров — сложной. На первых порах я даже пользовался каким-то другим приложением, названия не вспомню. Но постепенно, так или иначе, новая музыка стала попадать именно в iTunes (он открывал всё по умолчанию), и я начал им пользоваться. Конечно, никакой музыки я тогда не покупал, iPod у меня не было, так как я считал его капиталистическим извратом (было множество дешевых и практичных плееров). Потом я освоил плейлисты и научился записывать диски и дело пошло получше. Большинство музыки, которое было тогда в моем iTunes — это демо и промо новых артистов и DJ.

Альбомы твоей подопечной Кати Чеховой начали появляться в iTunes Store еще до того, как сервис стал официально доступен в России. Какие сложности сопровождали этот процесс? И вообще поделись подробностями о том, как все это происходило.

С Катей Чеховой мы прошли очень долгий путь разных экспериментов с распространением музыки — от дебютного альбома «Я — Робот», который продавался на дисках тиражом 250 000 копий до полностью бесплатных релизов, сразу публиковавшихся в Интернет и скачанных миллионы раз. С 2005 года музыкальная индустрия в России очень быстро прошла долгий путь. После восстановления деятельности проекта в 2011 году стало очевидно, что реально в России не осталось никаких способов реализации музыкального материала, кроме бесплатной раздачи на каждом углу. Рынок компакт-дисков окончательно исчез, электронные продажи не сформировались, максимум откуда можно было получить деньги с электронных продаж — это позорные рингбэктоны в телефонах. Это вообще худшее, что произошло с музыкой — зацикленный кусок песни в плохом динамике телефона. Изучив вопрос (к этому моменту я долго не занимался музыкальным продюсированием, и пришлось все изучать заново), я понял, что несмотря на кажущееся обилие площадок для электронных продаж, все они были полуфейками. Небольшие исследования показали, что, например на хваленом Beatport, на который молятся электронные музыканты и орды диджеев — достаточно 200 покупок, чтобы ощутимо влиять на чарты. Яндекс.Музыка предлагает 5000 рублей за все права на альбом навсегда и все такое прочее. Я понял, что надо идти в iTunes, и только потому что это хотя бы прилично выглядит. Проблема была в том, что iTunes в России не было, а надеяться на то, что кто-то мечтает купить музыку КЧ в Америке не приходилось. Тем не менее я решил не ждать и запарился с тем, чтобы новый альбом Кати Чеховой «Восемь бит» появился в iTunes.

[Интервью] Сергей Пименов о публикации контента в iTunes

Мы знаем, что публикация российских песен в iTunes это довольно сложная технология. Пожалуйста, расскажи поподробней о том, как это происходит. Молодым и не очень исполнителям это будет весьма интересно.

Да, для нас это было не очень просто. Я начал по традиции с поиска Google и нашел на эту тему много интересного. Для начала всем советую изучить вот эту ссылку. Там описывается, как стать iTunes Content Provider — компанией, которая может размещать музыку в iTunes. Для тех, кто не хочет читать многобукв по-английски — это не очень просто, и вам придется конкретно запариться, иметь каталог музыки (минимум 25 альбомов), желательна американская компания и т.д. и т.п., как обычно без гарантий со стороны Apple, что вам вообще дадут апрув. Тем не менее мы сейчас пробуем получить этот статус на Applifto Inc., но пока ничего не получается. Поэтому для размещения одного альбома в iTunes необходимо использовать уже существующие компании-агрегаторы. Несколько ссылок есть здесь и здесь. Как ни странно, компании, услугами которой мы воспользовались в итоге, в этом списке нет, зато есть Ingrooves, которые нас кинули ранее с каталогом лейбла Uplifto.

[Интервью] Сергей Пименов о публикации контента в iTunes

После изучения всех предложений я решил использовать в качестве агрегатора для Кати Чеховой компанию Ditto Music и загрузил два релиза в интернациональный iTunes под английским именем Katya Chekhova за пару месяцев до открытия iTunes в России. Соответственно все названия песен, спетых по-русски, также были на английском, что выглядело, прямо скажем не круто. Тем не менее у меня все получилось, релизы появились в iTunes, но их, конечно, никто не покупал. Тут подоспела новость об открытии iTunes Russia, и я радостный стал ждать его открытия, чтобы насладиться наличием альбома Кати в русском сторе. Не тут-то было. iTunes открылся, Лепс там был, Тимати там был, даже Елка там была — Katya Chekhova там не было. Это было грустно. Написал письмо в Ditto Music и стал ждать ответа. Немного попереписывавшись, я добился, чтобы Katya Chekhova появилась в русском iTunes, но теперь стало понятно, что надо заменить имя артиста и названия песен на русский. Еще месяц-два ушло на переписку по этому поводу (вмешалось Рождество и Новый год), и после подробного общения с прекрасной техподдержкой Ditto — Ура! Катя Чехова стала называться в iTunes на русском языке. На этом злоключения не кончились — сейчас оказалось, что Яндекс не ищет этот альбом по русским названиям, а ищет по английским, которых уже нет. После этой эпопеи с переименовыванием я решил загрузить в iTunes предыдущие альбомы Кати и новый сингл Тины Чарльз, но как выяснилось, система Ditto Music не позволяет использовать кириллицу вообще. Казалось бы — тупик. Я не отчаялся — сейчас ребята из Ditto Music ждут, когда я их подключу к папке в Dropbox со всеми релизами и описаниями на русском языке в текстовых файлах, чтобы вручную загрузить это в iTunes. Ситуация немного осложняется тем, что у меня нет компьютера и я все это делаю с iPad. Но думаю, примерно через месяц мы выпустим все остальные альбомы.

Как отразилось на творческих успехах Кати приход iTunes Store в Россию? Значительно ли увеличились продажи?

Это никак не отразилось на успехах Кати. Продажи тоже увеличились никак, хотя бы потому что данные о продажах в iTunes опаздывают на два месяца. Сколько продалось альбомов сегодня, мы узнаем в апреле.

Твой лейбл также занимается распространением культового литературного сериала «Этногенез». В разделе «Подкасты» он давно успешно существует. А как обстоят дела с книжной версией? Пытались ли вы опубликовать свой сериал в iBookstore?

Applifto разработало сайт и приложения Этногенез, подкасты тоже наша заслуга. Мы публиковали книги в iBookstore еще пару лет назад, но там ситуация еще более запущенная — Россия, как территория, не представлена в iBooks, поэтому и все. Магазина нет. Если зайти из русского аккаунта в iBooksstore, то он показывает некоторые бесплатные книги, но продаж там нет. Если бы были — «ЛитРес» бы так не дерзил, а молчал бы в тряпочку.

Каковы тенденции в продаже музыки через iTunes? Насколько хороши перспективы для начинающего музыканта, если он считает свой креативный продукт качественным и хочет заработать денег, не вступая в отношения со звукозаписывающими лейблами?

Несомненно, всем музыкантам надо размещать свои треки в iTunes и далее заниматься прокачкой этой ссылки всеми методами. Медленно, но верно чарты iTunes стали единственным честным (по продажам) мерилом популярности артистов. И когда мы видим Лепса в чарте в пяти позициях из десятки — это правда, и Лепс действительно самый крутой артист в России. И если раньше в шоу-бизнесе работала сложная цепочка типа продюсер-артист-песня-аранжировка-костюмы-клип-фотосессия-пиар-презентация-компакт-диск-продажи-попробуйполучиденьги-гастроли-деньги, то сейчас это стало совсем иным. Сегодня мы имеем схемы типа песня-видео-покупкатрафика-конверсиявпродажи-чартiTunes. Таргетка, хорошие лендинги с A/B тестированием и DAU/MAU — вот что важно в современном музыкальном бизнесе. Кто это первый сейчас понял и делает инструменты для прокачек в чартах, тот и заберет все деньги шоу-бизнеса, которые раньше уходили в ротацию клипов на продажных телеканалах, например.

Сможет ли распространение таких сервисов легальной продажи цифровых музыкальных файлов, как iTunes, победить пиратство? Особенно если учесть особую ментальность.

Я, как пират со стажем, (впервые я начал пиратить в 1987 году на кассетах) с радостью и удовольствием принимаю приход iTunes в Россию. Имея американский акканут iTunes Match с загруженной туда пиратской фонотекой моей любимой музыки за 25 лет, я решил начать свою легально-музыкальную историю с нуля и начал покупать любимые альбомы в русском iTunes. Прилагаю скриншот, как выглядит моя текущая фонотека на единственном устройстве, которое я использую сейчас — iPad mini.

[Интервью] Сергей Пименов о публикации контента в iTunes

Большое спасибо за возможность дать это интервью самому приличному сайту об Apple в России.

Спасибо и тебе, Сергей. Удачи в дальнейших начинаниях!

[Интервью] Сергей Пименов о публикации контента в iTunes Store. Фото.

Apple в РоссииИнтервью с AppleМагазин iTunes