Неизвестный Джобс. Часть 1. Страх и ненависть в Купертино

27

Оправдывая название своего сайта, мы начинаем цикл статей, посвященных обратной стороне успеха Apple, в которых мы по-другому взглянем на деятельность компании и поделимся с вами некоторыми инсайдерскими данными, многие из которых наверняка ранее были для вас неизвестными. Как видно из заголовка, в центре нашего внимания окажется ее вождь и лидер Стив Джобс. В статьях этого цикла мы опубликуем рассказы его бывших и нынешних коллег, которые помогут пролить свет на то, как функционирует компания Apple изнутри, и насколько реальная сущность Джобса соответствует его образу, знакомому широкой общественности. Кроме того, мы обещаем показать вам несколько редких фотографий, которые многие из вас увидят впервые.

Для начала хотелось бы дать слово профессору менеджмента Стэнфордского университета Роберту Саттону (Robert Sutton), который известен в России как автор нескольких популярных книг по теории управления. Одним из героев его прошлогоднего бестселлера «The No Asshole Rule» (перевести это название можно как «Жизнь без мудаков») стал Стив Джобс.

«Как только мои собеседники узнавали о том, что я пишу книгу о мудаках, многие из них сразу же советовали мне рассказать о Стиве Джобсе, – вспоминает Саттон. – Просто невероятно, насколько сильно жители Кремниевой Долины боятся этого человека. Он мог вводить людей в состояние шока, он мог заставлять их плакать».

Такую репутацию Стив сумел заслужить с самых ранних лет своего пребывания в Apple. Еще в 1981 году основатель проекта Macintosh Джеф Раскин (Jef Raskin) передал тогдашнему президенту Apple Майку Скотту (Mike Scott) записку с жалобой на Стива Джобса, который в то время испытывал интерес к этому проекту, после того как его отстранили от процесса создания компьютера Lisa. Записка состояла из перечисления следующих тезисов:

  1. Джобс постоянно пропускает назначенные встречи
  2. Он всегда действует, не думая, и принимает спонтанные решения
  3. Он не поощряет отличившихся сотрудников
  4. Джобс часто руководствуется эмоциями, а не разумом
  5. В попытках демонстрировать свое доминирование он может принимать абсурдные и бессмысленные решения
  6. Он постоянно перебивает и никогда не слушает собеседников
  7. Он не держит своего слова и не стремится выполнять взятые на себя обязательства
  8. При принятии решений он не прислушивается ни к чьему мнению
  9. Он постоянно занижает оценку рисков
  10. Джобс часто ведет себя безответственно и нерационально

Некоторые коллеги Джобса рассказывают о случаях, когда Стив сердился на сотрудников по незначительным поводам и впоследствии увольнял их. В числе самых знаменитых примеров отмечают следующие: Стив уволил сотрудника, который посмел войти вместе с ним в лифт в головном офисе Apple; Стив уволил ассистента, который принес ему минеральную воду не той марки; на одном из собеседований Джобс не принял на работу потенциального сотрудника, назвав его девственником. Кстати, последний эпизод был отражен в фильме «Пираты Кремниевой долины», и посмотреть его можно ниже:

Крутой нрав Стива Джобса неоднократно стоил компании важных партнерских контрактов, а самому Джобсу – ценных связей и талантливых сотрудников. Джефа Раскина он уволил после того, как узнал о вышеупомянутой записке. Соучредителя анимационной студии Pixar Алви Рэя Смита (Alvy Ray Smith) он уволил после их спора, во время которого Алви высмеивал основанную Джобсом компанию NeXT, а Джобс пытался имитировать юго-западный акцент Алви. А когда компания IBM предложила ему подписать контракт, который мог сыграть определяющую роль в будущем компании NeXT, эта затея тоже обернулась провалом. Вы спросите, почему? Просто Джобс заявил, что не будет подписывать документов, объем которых превышает десять страниц.

Сотрудники компании Apple хорошо осведомлены о репутации своего лидера, и это сразу заметно. В интервью изданию Valleywag один из бывших работников заявил: «Никто никогда не смеет с ним здороваться. Сотрудники низших звеньев и вовсе боятся его. Я помню случай, когда он однажды прогуливался по кампусу Apple, и группы людей, попадавшихся ему на пути, немедленно рассеивались, чтобы уступить ему дорогу.

Другой бывший «яблочник» написал в своем блоге: «Чем ближе ваше рабочее место к верхнему этажу, где находится кабинет Джобса, тем сильнее паранойя. Работники ведут себя очень осторожно, потому что они знают: некоторые ошибки в компании непростительны. В Apple популярны такие шутки. Один сотрудник спрашивает своего супервайзера: «Можно мне отправить этот отчет по электронной почте?», на что начальник отвечает: «Ты можешь делать все, что хочешь, в свой последний день в Apple».  Если ты общаешься с людьми, которые знают Стива, то следует проявлять особую осторожность».

Однако самым главным источником страха среди сотрудников Apple является атмосфера секретности, возведенная Джобсом в культ. Такую практику он начал реализовывать во времена компании NeXT: например, до вступления в свою должность сотрудник не имел права даже взглянуть на машину, над которой ему предстоит работать. Это называлось «мост веры». Когда в 1997 году Джобс вернулся в Apple, компания в те времена активно использовала практику уведомления СМИ о разрабатываемых проектах. С приходом Стива все изменилось за одну минуту. Над его рабочим столом появился плакат времен Второй мировой войны с лозунгом «Loose lips might sink ships» (см. ниже), эквивалентом которого можно считать советский аналог «Болтун – находка для шпиона». На практике это означало следующее: каждый, кто попытается заговорить с прессой, не проживет в Apple и минуты.

Однако кажется, что Apple не стыдится этой чрезмерной секретности и не считает ее неоправданной. Бывший топ-менеджер компании Джон Рубинштейн (Jon Rubinstein) со смехом вспоминает: «У нас там даже карцеры были, как в террористической организации! И все основано на принципе служебной необходимости». Такая таинственность является неотъемлемой частью маркетинговой стратегии Apple, о которой Джобс не стесняется говорить публично. Слухи, которые начинают распространяться за несколько месяцев до выпуска продукта, служат бесплатной рекламой, которая с развитием СМИ становится все более эффективной.

Для обеспечения того, чтобы сотрудники знали как можно меньше, хороши все средства. В итоге получается так, что программным инженерам не показывают устройств, на которых будет работать их ПО, а аппаратные инженеры до самой премьеры не видят программного обеспечения, под управлением которых будут работать их девайсы. До официальной премьеры iPhone на конференции Macworld 2007 смартфон видело менее дюжины человек. Если учесть огромное количество людей, принимавших участие в разработке этого проекта, то по эффективности защиты своих тайн Apple способна составить конкуренцию даже ЦРУ. Как сообщила недавно газета Times, «периодически топ-менеджеры распространяют заведомо ложную информацию, что позволяет им с легкостью отследить источники утечек. Люди, занимающиеся важными проектами, должны проходить через несколько уровней защиты. Когда же они добираются до своих рабочих мест, за ними постоянно следят камеры. Устройства должны всегда быть накрыты черным покрывалом, а когда они находятся в незакрытом состоянии, следует включать предупредительные световые сигналы». Также ходят слухи, что Стив Джобс может в любой момент обратиться к любому сотруднику в кампусе Apple и попросить у него на минутку его iPhone. И если смартфон не защищен паролем, с этого момента сотрудник больше в компании уже не работает.

Сами работники Apple называют такие чрезвычайные меры раздражающими и контрпродуктивными (при этом, давая интервью, они, конечно же, настаивают на условиях анонимности). Многим памятен громкий скандал, когда один из субподрядчиков Apple в Китае потерял прототип iPhone и впоследствии покончил с собой не в силах продолжать жить с таким чувством вины. В то же время многие сотрудники Apple вполне понимают желание своей компании сохранять собственные планы в секрете. И мало кто из них жалуется на чрезмерное влияние со стороны назойливых СМИ. Даже соучредитель Apple Стив Возняк, который никогда не стесняется критиковать своего бывшего напарника, отмечает: «Я очень рад, что в Apple все так строго. Это позволяет создавать напряжение: и когда появляется новый продукт, то он действительно выглядит новым».

Источник: AllAboutSteveJobs.com

Неизвестный Джобс. Часть 2. Обратная сторона тирана
Неизвестный Джобс. Часть 3. Инновация как повседневность
Неизвестный Джобс. Часть 4. Ближний круг
Неизвестный Джобс. Часть 5. Искусство вместо бизнеса
Неизвестный Джобс. Часть 6. Его крепость
Неизвестный Джобс. Часть 7. На сцене

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий

Новости партнеров