Неизвестный Джобс. Часть 2. Обратная сторона тирана

15

Разумеется, компания Apple была бы обречена, если бы ее лидер Стив Джобс обладал лишь негативными качествами, которые мы подробно описали в первой части нашего цикла. Как и все талантливые и неординарные люди, он является очень неоднозначной личностью. Как можно увидеть из его публичных выступлений, больше всего людей поражает то, каким обаятельным он может быть, если захочет этого. И его коллеги утверждают, что сталкиваются с этим каждый день.

Контрастный характер поведения Джобса был довольно удачно описан знаменитым и труднопереводимым выражением «hero/shithead roller-coaster» (в попытке найти мало-мальски адекватный литературный эквивалент мы смогли родить лишь «геройско-долбо**ские качели»). Данный термин впервые появился во времена компании NeXT и описывает то, как отдельный сотрудник может сначала называться «балбесом», производящим «бесполезное дерьмо», а затем вследствие активной работы над собой – эволюционировать в «гения». Разумеется, такая рабочая атмосфера была под силу далеко не каждой человеческой психике. И те, кто мог выстоять, по-прежнему работают вместе со Стивом, причем некоторые из этих людей входят в топ-менеджмент Apple. Все это было следствием чрезвычайно сложного характера Джобса.

«У Стива всегда все так было: иногда он так любезен, что находиться рядом с ним одно удовольствие, а иногда он настолько разъярен или мрачен, что ни о каком нормальном общении с ним не могло быть и речи, – вспоминает генеральный директор Apple Джил Амелио (Gil Amelio), которого Стив Джобс сменил на его посту после своего возвращения в компанию в 1997 году. – У него такая большая палитра настроений, что ни за что не догадаешься, с каким Стивом ты будешь иметь дело в следующий раз».

Непостоянность и ветреность характера Джобса была отмечена другим его бывшим коллегой, который писал: «У него есть обыкновение менять свое мнение и полностью забывать свое предыдущее мнение по какому-либо вопросу. И это очень странно. Например, он может сказать: «Я люблю белый цвет, белый – самый лучший», а через три месяца заявить: «Черный – самый лучший цвет, белый с ним не сравнится». Он не живет со своими ошибками, они просто испаряются в воздухе». А когда его биологическая сестра Мона Симпсон (Mona Simpson) написала о нем роман, подруга персонажа Тома Оуэнса, прототипом которому послужил Джобс, сказала про него следующее: «Да, он такой. Он всегда забывает».

Однако не все в своей жизни Стив Джобс делает по наитию: некоторые поступки он осуществляет вполне умышленно. Вот что вспоминает о нем бывший директор компании NeXT Пэт Кресин (Pat Crecine): «Стив может доводить людей до слез. Но это не потому, что он такой злой человек: он абсолютно, почти маниакально зациклен на том, чтобы добиваться максимального уровня качества и совершенства». Его бывший коллега Джон Скалли (John Sculley) добавляет: «Он обладает удивительным чувством того, как извлечь из людей тот максимум, на который они способны». И даже сам Стив соглашается с этим: «Моя работа состоит не в том, чтобы любезничать с людьми. Моя работа – использовать ресурсы тех великих людей, которые у нас работают, чтобы сделать их еще лучше».

Помимо «геройско-долбо**ских качелей», еще один часто используемый в Apple метод состоит в «публичных порках». Например, если подразделение компании завалило какой-нибудь проект, не уложилось в сроки или просто не удовлетворяет стандартам Джобса, он просто отправится в этот отдел, перепишет имена его сотрудников и впоследствии либо унизит их на глазах коллег, либо с треском уволит. Многие сотрудники Apple на условиях анонимности признают, что такая практика действительно применяется в компании, и что автором этого метода является именно Стив Джобс. Одним из последних таких случаев стала «публичная порка» сотрудников команды MobileMe, которые допустили несколько досадных ошибок во время запуска продукта на рынок.

Короче говоря, сначала обзывать сотрудника, а затем именовать чуть ли не богом – вот главный инструмент мотивации для Стива Джобса. Однако, несмотря на всю неоднозначность такого подхода, он все-таки работает, причем очень успешно. Когда об этом спросили Стива Возняка, он ответил следующее: «Если положить на одну чашу весов личные качества Стива, а на другую – те великолепные продукты, которые его компания подарила миру, то может быть, кому-то придутся не по душе все эти посягательства на человеческое достоинство или проявления неуважения к людям, которые так усердно работают. Некоторые скажут: «Как же это хреново!». Но с другой стороны, это может быть перевешено всеми теми благами, которые он дал миру».

Еще более интересную сентенцию озвучил бывший сотрудник Apple Жан-Луи Гассе (Jean-Louis Gassée), который приложил руку к отстранению Джобса от должности главы компании в 1985 году:

«Демократия не способна производить великие продукты. Нам нужен компетентный тиран».

Однако когда Стиву это действительно нужно, он может использовать свои чары обольщения, перед которыми неспособен устоять никто. Например, этот инструмент он очень эффективно применяет, когда ему необходимо привлечь на работу какого-нибудь именитого специалиста. Например, когда он приглашал в компанию NeXT дизайнера Энди Херцфельда (Andy Hertzfeld), его первые слова были такими: «Я слышал, что ты самый крутой дизайнер на этой планете». Однако иногда в своей настойчивости он может позволить себе быть грубей. К примеру, переманивая в 1982 году в Apple инженера компании Xerox Боба Беллевила (Bob Belleville), он был предельно откровенен: «Я знаю, что ты отличный специалист, но все, что ты пока успел сделать, – полная туфта. Переходи ко мне».

Сложность характера Джобса не могли испытать на себе и журналисты. Например, редактор газеты Wall Street Journal и журнала Forbes Рич Карлгаард (Rich Karlgaard), который в свое время писал статью о будущем компании NeXT, отмечает: «По телефону г-н Джобс постоянно грубил и угрожал, сыпля такими выражениями: «Держись подальше от меня», «Не катайся на велосипеде один по темным переулкам». Однако через некоторое время автор все же признавался: «Америка любит Стива Джобса. Я тоже его люблю его, хотя не пойму, с чего бы». Сложность характера Джобса не могла не вызывать сложные эмоции у его собеседников. И хотя глава Apple славится своим пренебрежительным отношением к журналистам, воспринимая их как насекомых, те же самые журналисты не оставляют его в покое и искренне ликуют, если им удастся взять у него интервью.

Тем не менее, когда в 1997 году Стив Джобс вернулся в Apple, произошло невероятное: бывший хам и деспот преобразился в терпеливого, корректного и рассудительного руководителя. Например, бывшая сотрудница студии Pixar Памела Кервин (Pamela Kerwin) писала в своей статье за 1997 год: «Раньше, прежде чем ты успеешь произнести первые три слова, он обязательно тебя перебьет и скажет: «А вот что я думаю по этому поводу». Теперь все изменилось. Он стал все чаще внимательно выслушивать собеседников, и вообще теперь он выглядит более расслабленным и зрелым».

Сам Стив признал эти метаморфозы в своем интервью за 1998 год, в котором он заявил:

«Когда год назад нам пришлось уволить из Apple несколько человек, мне было очень тяжело. Намного тяжелей, чем раньше. Я поступил так, потому что это моя работа. Но когда я смотрю на людей в таких ситуациях, я воспринимаю их как пятилетних детей. И я думаю о том, как такой сотрудник сейчас придет домой и скажет своей жене и детям, что его уволили. А также я думаю, что через 20 лет то же самое может случиться и с моими детьми. Раньше я никогда не воспринимал это так лично».

Изменения, произошедшие со Стивом Джобсом за время его отсутствия в Apple, нашли свое отражение в книге Моны Симпсон «Обычный парень» (A Regular Guy). По ее мнению, бывшего тирана усмирил крах его грандиозных планов, связанных с компанией NeXT, а также появление в его жизни любимой женщины и новой семьи.

Источник: AllAboutSteveJobs.com

Неизвестный Джобс. Часть 1. Страх и ненависть в Купертино
Неизвестный Джобс. Часть 3. Инновация как повседневность
Неизвестный Джобс. Часть 4. Ближний круг
Неизвестный Джобс. Часть 5. Искусство вместо бизнеса
Неизвестный Джобс. Часть 6. Его крепость
Неизвестный Джобс. Часть 7. На сцене

15 комментариев

  1. 0

    Хорошая статья, спасибо. Читал с удовольствием 🙂

  2. 0
    Раскалов

    Отлична статья, третья часть будет надеюсь? =)

  3. 0
    Александр

    Здорово !

  4. 0

    Отлично!

  5. 0

    Все правильно! Контруктивная критика и очень продуктивный метод — хлыста и пряника.

    • 0

      Kos_Skrips, Ну критика у Джобса совсем не конструктивная, если вы читали первую часть 🙂

      • 0

        Kostya, Да я и не про Джобса я вообще про систему управления которая по моему мнению самая продуктивная! А какая у Стива политика упр., сложно судить если опираться на то что человеком управляют порявы состояния , настоения.

  6. 0
    Валентин

    Хорошая статья. Так сказать «однодыхательная» 🙂

  7. 0
    Свитчер

    Мне представляется малоинтересным выяснение подноготной жизни какого-либо человека, т.к. это заведомо провальное задание… Правды здесь всё равно не найдёшь, в лучшем случае — голые факты.
    Мне кажется, что успехи Apple в гораздо меньшей степени зависят от личности одного человека, чем это мерещится. Мне хотелось бы верить, что это — результат кропотливого труда множества талантливых людей, одним из которых (ОДНИМ ИЗ!) является герой этой статьи.
    P.S. Вы как хотите, а меня бесит эта манера складывать свои ноги на стол и кажется дурным тоном (читай — верхом пошлости), когда «биологическая сестра» пишет книжку, в которой «прототипом» главного героя выступает её не менее «биологический» брат.

  8. 0

    Отличная статья! Пишите еще 🙂

  9. 0
    Андрей

    Если оценивать Apple по Дж. Коллинзу «От хорошему к великому», то она ХОРОШАЯ, но станет ли ВЕЛИКОЙ?

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий