Почему я не планирую покупать планшет

Хотя планшеты существуют на рынке уже много лет (Microsoft представила Windows XP Tablet Edition еще в 2002 году), они никогда не пользовались большим спросом вплоть до прошлого года, когда компания Apple вдруг показала, что планшет может быть легким, быстрым, долго работающим и вовсе не дорогим. По данным Gartner, в прошлом году iPad разошелся тиражом примерно 20 млн., что быстро ощутили производители нетбуков.

Как и многие мои коллеги, я неоднократно задумывался, нужен мне планшет или нет. В обозримом будущем я не вижу ни одной причины для утвердительного ответа. У меня есть нетбук: я купил одну из первых моделей ASUS Eee PC с 7-дюймовым экраном по замечательной цене в 6000 руб. Он позволяет мне относительно комфортно работать вдали от основного компьютера (я работаю с Интернетом, текстами и картинками). С его помощью я вхожу в систему интернет-банка с авторизацией по зашифрованному USB-ключу, требующему наличие Windows-драйверов. На нем установлены Punto Switcher и Hot Keyboard – две замечательные программы, совершенно незаменимые в моей работе. Их отсутствие на Linux было одной из причин, почему у меня не получилось перейти на эту во многом замечательную ОС. Есть и ряд других важных для меня Windows-программ. Наконец, у нетбука есть клавиатура – пока, увы, безальтернативное средство для продуктивной работы с текстом. Немаловажна и возможность подключения мыши. Ничего из этого нет ни на одном планшете; следовательно, в работе они мне не помощники.

Почему я не планирую покупать планшет. Фото.
Хорошо это или плохо, многое в нашей жизни, особенно профессиональной, связано с традиционной парадигмой клавиатуры, мыши и настольной ОС. Я был бы рад, если бы это поменялось, но пока я не вижу для этого предпосылок. Возможно, ситуацию изменят планшеты на Windows с подключаемой клавиатурой (или гибриды типа Inspiron Duo), но в чем тогда принципиальное отличие от нетбука?

Компьютер для дивана? Пожалуйста: смартфон

Да, планшет удобнее брать с собой, носить по квартире и валяться с ним на диване, чем с нетбуком. И здесь возникает другой важный вопрос: как часто мы, находясь в магазине или валяясь на диване, выполняем такие сложные компьютерные задачи, которые нельзя выполнить на смартфоне? Многие ли из нас беспрерывно администрируют сервер или работают с удаленным рабочим столом, причем делают это так часто, что раньше были вынуждены купить ноутбук, а сейчас осчастливлены появлением планшетов? Безусловно, такие люди есть, но сколько их? Один процент? Для остальных 99% эпизодическая работа с Интернетом вдали от дома сводится к проверке почты и просмотру новостей, социальных сетей и прогноза погоды – со всеми этими задачами прекрасно справляется смартфон с более-менее хорошим экраном и процессором. На мощных моделях Android работать в Интернете – одно удовольствие, и далеко не только с почтой.

Почему я не планирую покупать планшет. Компьютер для дивана? Пожалуйста: смартфон. Фото.

Набор текста? Выдвижная аппаратная клавиатура смартфона позволяет набирать текст точно не медленнее, а зачастую быстрее, чем на виртуальной клавиатуре планшета. На смартфоне можно замечательно читать книги; я прочитал таким образом не один десяток. На смартфонах отлично работают PDF-файлы. Многим ли из нас требуется регулярно рассматривать чертежи и сложные схемы в PDF-формате вдали от компьютера? Тот же самый условный один процент. Музыка? Никакой разницы со смартфоном. Видео? Да, но сколько людей любит смотреть видео на мобильных устройствах и часто это делает? Лично я за много лет посмотрел на мобильном устройстве только два фильма. Я всегда предпочту посмотреть фильм в кругу семьи и друзей, а на мобильном устройстве, когда нечем заняться, я скорее почитаю книгу или поиграю в простую игру. Навигация? Смартфон предпочтительнее на лобовом стекле автомобиля, чем 7- и тем более 10-дюймовый планшет.

Конечно, планшет лучше смартфона в Интернете, текстах, книгах, видео, играх и в чем-то еще. Но дело в том, что это преимущество не настолько значительно, чтобы оправдать появление дополнительного устройства на уровне массового потребителя. Индустрия портативной электроники движется по пути конвергенции. Никто не спорит с тем, что фотоаппарат фотографирует лучше телефона, однако всем нравится фотографировать телефонами. Производители понимают это и постоянно совершенствуют технологии. Сегодня телефонные фотографии составляют львиную долю контента фотохостингов, а с появлением относительно приемлемого телефонного видео развилось явление народной журналистики, когда сделанные простыми пользователями видеоролики бьют рекорды просмотров на YouTube и демонстрируются в теленовостях. Вспомним, сколько говорилось о том, что КПК и телефон – два принципиально разных устройства, что они фундаментально несовместимы и т. д., и т. п. Где сегодня КПК? Сметены цифровой конвергенцией. Следующими ее жертвами станут медиаплееры и навигаторы, которые переместятся в категорию нишевых устройств – и уже перемещаются.

Этот процесс неизбежен, потому что для массового потребителя ценность устройства определяется не только его функционалом, но также тем, сколько времени, сил, денег и нервов оно помогает сэкономить. Чем больше устройств, тем больше за ними надо следить, заряжать, обновлять, чистить, осваивать и т. д. Массовый потребитель понимает это и склонен делать выбор в пользу чуть худшего функционала взамен на чуть бóльшую экономию времени (если, конечно, он не заядлый гаджетоман, коих немного). Это и есть логика цифровой конвергенции, и в противостоянии планшетов со смартфонами эта логика на стороне последних.

Сегодня смартфон – это универсальное компьютерное устройство, предельно компактное и при этом достаточно мощное для выполнения множества информационных и мультимедийных задач. Смартфон, как таран, многие годы сметает конкурентов благодаря постоянному росту производительности, емкости, разрешения, пропускной способности в сочетании с удешевлением и сокращением габаритов. Уже в этом году на рынке появятся смартфоны с 2-ядерными процессорами, 18-мегапиксельными камерами и LTE-модулями; некоторые уже сейчас выпускаются почти с 5-дюймовыми дисплеями с совершенно жутким разрешением. Современный смартфон практически по всем характеристикам может смело тягаться с компьютером 10-15-летней давности. При этом он по-прежнему выполнен в формате телефона, его легко носить в кармане и прикладывать к уху.

Смартфоны становятся все интереснее, все выгоднее, все универсальнее, все дешевле и все массовее. Недавно Broadcom представила чипсет для смартфонов, который, по ее утверждениям, может снизить их стоимость в разы. К концу года смартфон класса Nexus S может стоить меньше $100, утверждают в Broadcom. Эти процессы будут постоянно усиливать давление на планшеты.

Ни одного зайца

Почему я не планирую покупать планшет. Ни одного зайца. Фото.

Конечно, в каких-то областях планшет незаменим – как любое существующее на рынке устройство. И сенсорные столы Microsoft Surface, и встраиваемые компьютеры, и видеофоны Skype имеют свои ниши, в которых они объективно полезны. Планшет пригодится в ситуациях, когда нужно активно работать с текстом стоя, держа устройство в одной руке. Он удобен на неформальных презентациях, когда нужно что-то показывать, а проектор не предусмотрен. Он может быть удобен в качестве замены бумажных конспектов при публичном выступлении. Могут быть какие-то другие узкоспециальные ситуации; скажем, группа Gorillaz записала с помощью iPad новый альбом. Но как часто возникают такие ситуации? У какого процента пользователей?

Для подавляющего большинства из нас преимущества планшета в сравнении со смартфоном слишком незначительны, чтобы оправдать приобретение третьего-четвертого устройства, которое не удастся брать с собой так часто, как смартфон, при этом оно требует дополнительных денег, ухода и внимания. Планшет не так портативен, как смартфон (не зря Марк Цукерберг заявил к всеобщему недоумению, что планшет не является мобильным), но и не так производителен, как полноразмерный ноутбук. Он помещается между этими двумя категориями, и эта ниша очень узка. Она так же узка, как у нетбуков, которые никогда не имели массового проникновения: по данным Strategy Analytics, даже в 2009-м, самом успешном для нетбуков году, их было продано всего 30 млн. Планшет пытается поймать двух зайцев, но чаще бывает так, что не ловится ни один.

Между тем за iPad выстраивались, да и скоро снова начнут выстраиваться огромные очереди из совершенно среднестатистических потребителей. Согласно прогнозу Gartner, к концу 2011 года планшетов всех моделей будет продано свыше 50 млн. Почему так происходит? Возможно, это объясняется особенностями бизнеса Apple, которая до сих пор удерживает больше 90% рынка планшетов. Согласно опросу Piper Jeffrey, 74% первых покупателей iPad имели Mac, 66% – iPhone. Для любителей продукции Apple привычно покупать все, что производит эта компания. Такова стратегия ее бизнеса – цельная экосистема, и пользователь приучен покупать все, что ему предлагается. Могут быть и какие-то другие причины, но в любом случае они во многом иррациональны.

Почему я не планирую покупать планшет. Ни одного зайца. Фото.

Я сильно подозреваю, что нынешний бум планшетов не имеет объективных причин и создан искусственно, прежде всего, усилиями Apple. Нет, этой компании удался отличный продукт, сомнений в этом у меня нет. Сомнения в другом – что он объективно необходим кому-то помимо представителей нескольких профессий. Для всех остальных увлечение планшетами может оказаться просто модой, а всякая мода иррациональна и переменчива.

Специально для AppleInsider.ru