Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 9. Apple IIGS

Мы продолжаем свою историческую рубрику, и на этой неделе мы посвящаем статью завершающей модели легендарной линейки Apple II, которая обеспечила компании Стива Джобса мировую славу и огромное количество поклонников не только в США, но и во многих других странах. Речь сегодня пойдет о модели Apple IIGS – самом мощном компьютере данного семейства.

Хотя в начале и середине восьмидесятых основное внимание руководства Apple было направлено на создание и продвижение других моделей, все же никто не хотел отправлять Apple II на свалку истории, и этот компьютер регулярно получал обновления. Львиная доля денег, которые приносил компании Apple II, уходила на разработку таких проектов как Apple III, Lisa и наконец, Macintosh. Два последних компьютера были основаны на 16-битном процессоре Motorola 68000, который мог работать с объемом оперативной памяти более 64 КБ. Apple II мог извлечь пользу из работы с таким большим количеством памяти только посредством сложных схем переключения. Хотя многие энтузиасты в компании Apple и за ее пределами по этой причине переключились на Mac, все же оставалось и большое количество людей, которые пытались выжать из имевшейся конфигурации Apple II максимум мощности.

В результате компания под названием Western Design Center заявила о планах по производству нового микропроцессора 65816. Этот чип позволял выполнять все команды 65c02 при помощи режима «эмуляции». При этом он являлся настоящим 16-битным процессором, способным обрабатывать два байта одновременно и обращаться к большему объему памяти. В результате адресная шина была увеличена с 16 до 24 бит, что позволило 65816 обращаться к объему памяти в 16 мегабайт, то есть в 256 раз больше, чем раньше. Именно такую архитектуру было решено использовать, чтобы создать более мощную версию Apple II.

Еще в 1981 году Стив Возняк участвовал в нескольких проектах компании Apple. В частности, он занимался программированием, а также помогал Джобсу на начальном этапе создания Macintosh. Однако в феврале того же года случился непредвиденный случай: частный самолет Возняка потерпел крушение. Он был госпитализирован с сотрясением мозга, которое привело к временной потере способности фиксировать воспоминания. Например, он не помнил, как играл на своем компьютере в больнице, а также не мог вспомнить, кто посещал его в течение дня. Когда недуг отступил, Возняк решил не спешить возвращаться на работу. Он сделал паузу на несколько лет, успев за это время жениться, закончить обучение в колледже Беркли и основать корпорацию UNUSON, которая производила образовательные компьютерные материалы для школьников и студентов. После реализации нескольких неудачных проектов, в 1983 году Возняк вновь оказался в кампусе Apple и предложил свои услуги по модернизации Apple II.

Когда Возняк вернулся в Apple, он узнал, что в компании реализовывался проект по обновлению линейки Apple II, получивший кодовое название «IIx». Когда он увидел, на что способен процессор 65816, он был впечатлен потенциалом, который замаячил на горизонте для Apple II, и немедленно включился в работу. Коллектив испытал огромный прилив энтузиаста, когда стало известно, что основатель этого подразделения компании вернулся на работу. Между тем, проект IIx вскоре столкнулся с несколькими проблемами. Western Design Center поставил образцы процессора 65816 с опозданием. Хотя он обещал предоставить их в ноябре 1983 года, в итоге они добрались до Apple только в феврале 1984 года и оказались нерабочими. Вторая партия процессоров была поставлена через три недели и тоже оказалось нефункциональной.

Другая проблема состояла в возникшем разногласии относительно компоновки устройства и его позиционирования на рынке. Отдел маркетинга во что бы то ни стало хотел, чтобы модель IIx имела слот для сопроцессора, который позволял бы компьютеру работать на разных процессоров. Кодовыми именами этого проекта были «Brooklyn» и «Golden Gate» («Мост Золотые ворота», что намекало на возможность создания мостового соединения между Apple II и Macintosh). Сопроцессорный слон позволял IIx с легкостью делать то, что сторонние компании проделывали с первыми моделями Apple II и их платами Z-80, давая им возможность запускать программное обеспечение CP/M. Рассматривалась возможность использования сопроцессорных плат для Motorola 68000 (этот процессор использовался в Macintosh), а также Intel 8088 (использовался в IBM PC). Кроме того, на проект IIx также негативно повлияло желание руководства сделать радикально иной компьютер, в то время как задача проекта должна была состоять в создании обновленной и усовершенствованной версии Apple II. Были здесь и неясности стратегического плана: Apple хотела сделать эту машину высокомощным компьютером для бизнеса, в то время как эту нишу предполагалось заполнить моделью Macintosh. В итоге Возняк потерял интерес к проекту Apple IIx, его продвижение постепенно стало затухать, и в результате проект был закрыт.

Когда в марте 1984 года проект IIx был отменен, некоторым инженерам подразделения Apple II было поручено сделать эту модель компьютера дешевле. Инженерам Дэну Хиллману (Dan Hillman) и Джею Рикарду (Jay Rickard) удалось вместить почти всю компоновку схемы Apple II в один чип, который они назвали Mega II. В то же время, после мероприятия «Apple II Forever», на котором была представлена модель IIc, интерес к Apple II возродился, что положительно сказалось и на продажах. Руководство компании заметило, что продажи открытой модели IIe были намного лучше, чем у закрытой IIc. По этой причине они решили вновь попытать счастья с 16-битным Apple II, рассчитывая на использование чипа Mega II. К концу лета 1984 года проект IIx был возобновлен, но уже под кодовым наименованием «Phoenix».

Специалисты, участвовавшие в проекте Phoenix, были очень осведомлены обо всех нюансах Apple, поскольку проследили развитие этой линейки со времен ][ до //c. И они точно знали, что им хотелось бы увидеть в новом компьютере. В первую очередь он должен был оставаться Apple II и не стремиться дать людям все и сразу. Вот что сказал в своем интервью Дэн Хиллман, который также участвовал в этом проекте:

«Наша миссия была очень проста. Мы хотели сохранить Apple II в том виде, в котором он оставался на тот момент. При этом он должен был поддерживать программное обеспечение для Apple IIe и Apple IIc. И это была цель номер один. В то же время мы понимали, что Apple II являлся устаревшей моделью компьютера, и это накладывало определенные ограничения. Новая модель должна была преодолеть эти ограничения и взять барьеры, самый главный из которых состоял в объеме памяти. Мы должны были заставить его работать быстрей, отображать более качественную графику и предлагать более высокое качество звука. В этом состояла наша миссия».

Так как основное внимание было решено уделить качеству графики и звука, в качестве окончательного названия данного продукта было утверждено «Apple IIGS», где последние две буквы, соответственно, обозначали «Graphics» и «Sound». Сделав выводы из опыта разработки Apple IIe и IIc, инженеры приняли решение сделать новую 16-битную модель Apple II еще более мощной. Компьютер Apple IIc был прост в использовании, поскольку большинство наиболее необходимых периферийных устройств было встроено. Что касается Apple IIe, то его главным преимуществом была усовершенствованные возможности для модернизации. В Apple IIGS разработчики планировали гармонично объединить эти два качества.

Разработкой общей схемы IIGS занимался Стив Возняк. Он настаивал на том, чтобы она была максимально простой, поэтому он возражал против ранее предлагавшегося использования сопроцессора. К тому же он держать 8-битную часть машины отдельно от 16-битной. Чтобы это выполнить, он вместе со своими коллегами решил сделать так, чтобы память RAM функционировала так же, как на других моделях Apple II. Нижний модуль памяти объемом 128 КБ работал медленно; выше же располагалась более быстрая память, объем которой можно было увеличить до 16 мегабайт. Обладая более быстрым микропроцессором, компьютер также мог запускать программы намного быстрей, чем предыдущие модели Apple II.

Как уже отмечалось выше, одна из главных задач инженеров состояла в том, чтобы обеспечить соответствие качества графики Apple II современным стандартам. Один из руководителей проекта Phoenix Роб Мур (Rob Moore) помог выбрать новые графические режимы для IIGS. Так как изменение, предполагавшее увеличение вертикального разрешения с 200 до 400 точек, делало компьютер слишком дорогим (для этого было необходимо использовать специальный монитор с фосфором длительного послесвечения), было решено не двигаться в этом направлении. Вместо этого инженеры решили увеличить горизонтальное разрешение и создали два графических режима под названием «super hi-res»: 320 x 200 и 640 x 200. Такое решение также позволило с легкостью обеспечить совместимость устройства с более старыми графическими режимами.

Новые графические режимы super hi-res также предлагали больше цветов, чем старый режим hi-res, имевший шесть уникальных цветов, и даже вдвое больше, чем double hi-res с шестнадцатью цветами. В режиме 320 x 200 super hi-res каждая строка могла иметь 16 цветов из 4 096 возможных, а в режиме 640 x 200 – четыре цвета из 4 096 возможных. По этому показателю компьютер превзошел даже Macintosh, который в то время был доступен с черно-белым дисплеем.

Втору сферу радикальных совершенствований представлял собой звук. Первоначальный звуковой чип, который был предложен для использования в IIGS, имел качество звука, свойственное типичной аркадной игре. Тем не менее, оно было не лучше, чем у любого другого компьютера в 1986 году. Роб Мур предложил использовать чип от компании Ensoniq, который использовался в синтезаторе Mirage. Проталкивание этой идеи стоило ему больших усилий, и в конечном итоге ему удалось убедить руководство Apple в том, что использование этого чипа «позволит людям делать на этом компьютере такие вещи, о которых они ранее и мечтать не могли». Чип Ensoniq был способен одновременно синтезировать пятнадцать музыкальных голосов. Специально для этого чипа был выделен 64-килобайтный блок памяти RAM.

В сентябре 1986 года Apple официально представила компьютер Apple IIGS, который комплектовался 3,5-дюймовым дисководом Apple и стоил 999 долларов. Сообщество поклонников Apple II было в восторге от нового компьютера, а на обложке октябрьского выпуска журнала inCider было опубликовано фото Стива Возняка с выносом: «Это фантастика!».

Apple старалась рекламировать новый компьютер и объяснять широким массам о его достоинствах. Тем не менее, большого количества средств на его продвижения выделено не было, поскольку в то время основное внимание было сосредоточено на проекте Macintosh. Хотя Apple IIGS был представлен в сентябре, в магазинах он появился не раньше ноября. Первоначальные производственные версии IIGS имели несколько проблем: один из новых чипов работал некорректно, и именно необходимость исправления этой ошибки многие называют причиной отсрочки начала продаж. Кроме того, появление в продаже обновления, которое помогало превратить Apple IIe в IIGS, также было перенесено на начало 1987 года.

Появившиеся в начале девяностых обновления системного программного обеспечения от Apple Computer очень тепло приветствовалось владельцами Apple IIGS. Тем не менее, руководство компании продолжало проводить такую политику, которая делала будущее Apple II совершенно неопределенным. Несмотря на свои технические преимущества, Apple IIGS продавался хуже, чем Apple IIe, что ставило под вопрос продолжение обновления этой линейки.

С середины 1980х до начала 1990х основное внимание Apple было направлено на разработку компьютера Macintosh. Инженеры компании посещали Исследовательский центр Пало Альто, где изучали графический интерфейс, который впоследствии воспроизводили в своем кампусе. Выпуск в мае 1991 года операционной системы System 7 для Macintosh отличался еще более ощутимым усовершенствованием этой платформы. А обновленная версия System 7.1, выпущенная в августе 1992 года, включала в себя функцию, которая с самого начала была доступна в Apple IIGS: отдельная папка, в которой хранятся шрифты (ранее все шрифты, использовавшиеся приложениями, хранились в постоянно разраставшемся файле System). Качество графического интерфейса Macintosh было одной из уникальных особенностей, которые выделяли его из общего ряда компьютеров того времени. Многие пользователи IBM PC считали интерфейс с графикой, окнами, иконками и мышью игрушечным и не воспринимали его всерьез. Тем не менее, благодаря усилиям Microsoft этот стереотип удалось переломить. Windows 3.0, вышедшая в мае 1990 года, и Windows 3.1, увидевшая свет в апреле 1992 года, превратили графический интерфейс в основной стандарт для компьютерного мира. Все это заставило Apple почувствовать угрозу со стороны Microsoft (с которой Джобс впоследствии безуспешно судился, обвиняя корпорацию Билла Гейтса в копировании «своего» интерфейса), начавшей еще более агрессивно продвигать Macintosh.

В конечном итоге руководство Apple решило заканчивать затянувшуюся эпопею с Apple II и переключаться на новые продукты. Сначала они попросили отдел разработки программного обеспечения не писать приложения для Apple II и IIGS, а сосредоточиться в первую очередь на Macintosh. Кроме того, Apple попросила дилеров отговаривать потенциальных покупателей от покупки каких-либо продуктов линейки Apple II и предлагать им вместо этого сделать выбор в пользу Macintosh. В качестве мотивации для таких советов предлагалось использовать следующий аргумент: «Apple II в любом случае скоро будет снят с производства». В декабре 1992 года выпуск компьютера Apple IIGS был прекращен. На этом завершился важнейший период истории Apple под названием «Apple II».

Компьютеры Apple от альфы до омеги

Часть 1. Apple I
Часть 2. Apple II
Часть 3. Apple II Plus
Часть 4. Apple III
Часть 5. Apple IIe
Часть 6. Lisa
Часть 7. Macintosh
Часть 8. Apple IIc
Часть 9. Apple IIGS
Часть 10. Macintosh SE и Macinosh II
Часть 11. Macintosh Portable
Часть 12. Macintosh IIfx, Classic, LС и IIsi
Часть 13. Macintosh Quadra 700 и 900
Часть 14. Macintosh PowerBook
Часть 15. Macintosh Centris
Часть 16. Newton MessagePad
Часть 17. Macintosh TV
Часть 18. Power Mac
Часть 19. eMate 300
Часть 20. 20th Anniversary Macintosh
Часть 21. iMac
Часть 22. iBook
Часть 23. Xserve
Часть 24. eMac
Часть 25. Mac mini
Часть 26. MacBook Pro
Часть 27. MacBook
Часть 28. Mac Pro
Часть 30. iPad

 
Чтобы оставить комментарий