«Лайфон» – вечная ценность для ребенка?

Путешествуя по просторам Интернета, мы натолкнулись на одно любопытное видео. Речь идет об очередном эпизоде мультсериала «Барбоскины» под красноречивым названием «Вечные ценности». После просмотра мультфильма остается весьма неоднозначное впечатление по поводу того, что понимают под этим словосочетанием представители юного поколения.

Сюжет разворачивается вокруг того, что главный герой по имени Дружок открывает для себя новомодный гаджет под названием «Лайфон» и загорается желанием его заполучить, чтобы избежать позорного клейма «неудачника». Натолкнувшись на непонимание со стороны скучного и занудного папы, который пробубнил что-то про «глубокие знания и хорошие оценки», Дружок начал предпринимать попытки выклянчить вожделенный телефон у своей сестры Лизы, выигравшей его в певческом конкурсе. В конечном итоге ради желанной новинки наш герой соглашается обменять на «Лайфон» самое «святое», что у него есть – именную майку футболиста Аршавкина.

Скрепя сердце, Дружок отдает сестре драгоценную майку и заполучает заветную новинку. Однако, как и следовало ожидать, очень скоро он все же оказывается в числе неудачников, поскольку приятель, которому он звонил хвастаться, на другом конце провода заявил, что эта модель «Лайфона» уже не актуальна, потому что в продажу уже поступил «Лайфон-2».

Разумеется, для детей все это выглядит как очередное развлечение, однако мы-то знаем, что в мультфильмы всегда закладывается некоторый педагогический элемент, который помогает сформировать из ребенка определенный тип личности. Поэтому, будучи неравнодушными к судьбе собственных детей, попробуем ответить на следующие вопросы: какой основной «меседж» таит в себе эта серия «Барбоскиных», и в чем же заключаются те самые «вечные ценности»?

Если начать со второго вопроса, то в рамках пятиминутного ролика в противоречие вступают лишь два вида претендентов на звание «вечных ценностей»: неуемная тяга к потреблению, от которой страдает Дружок, и стремление к «глубоким знаниям», о которых талдычит папа. Какая из этих двух картин мира, по мнению авторов, представляется более предпочтительной для будущего поколения? Вряд ли это интеллектуальный путь, олицетворяемый отцом. Во-первых, потому что его тезисы очень скомкано изложены в начале мультфильма и никак не подкрепляются в конце (ведь папа мог появиться в последних кадрах и сказать, что был прав, и что беготня за новинками до добра не доведет). А во-вторых, эрудированный папа читает газету вверх ногами, что явно свидетельствует о реальной степени его авторитета.

«Лайфон» – вечная ценность для ребенка?

Получается, что истинная «вечная» ценность по версии «Барбоскиных» состоит в непрерывном стремлении обладать новыми гаджетами, чтобы не прослыть «неудачником» и оставаться в моде и тренде. И даже если в конечном итоге ты проиграешь, все равно акт продажи «святого» ради очередной новинки был ненапрасным.

Конечно, ничего шокирующего в этом нет: все-таки мультфильм показал наш мир так, как он есть. Многие из нас действительно гоняются за новинками, порой забывая о здравом смысле и кладя на алтарь потребления самое ценное (например, как эта китайская девушка или этот парень из той же страны). Однако когда такая ролевая модель накладывается на мир детей, смотреть на это становится очень тоскливо. Вспоминая свое детство, мы часто думаем о мороженом, которое было самым вкусным, небе, которое было самым голубым, и времени, которого было настолько много, что можно было не суетиться и посвящать его игре. Теперь же нашим детям предлагается перешагнуть через все эти этапы и сразу окунуться в ту мелочную вещевую суету, которая окружает нас, развращенных и завистливых до чужого добра взрослых.

Конечно, такой пост выглядит очень странно на сайте, посвященном Apple и, в основном, занимающемся восхвалением мобильных гаджетов. Казалось бы, нас должно было только порадовать лишнее внимание к продукции любимой компании в таком «непрофильном» сериале телеканала «Россия». Однако радоваться по этому поводу не хочется. Пусть даже в 21 веке дети будут иметь право на полноценное детство, вы так не считаете?

Apple в России