Швейцарский ответ Чемберлену: есть ли будущее у люксовых смарт-часов?

18

Безусловно, слухи о безвременной кончине "обычных" часов пока что преувеличены, однако многие аналитики всерьёз полагают, что именно Apple Watch отправит отжившую своё классику на заслуженный покой. С этим категорически не согласны представители грандов часового мира, однако в свое время нечто похожее говорили и ребята из BlackBerry. Смогут ли легендарные марки соответствовать духу времени, не утратив при этом своего фирменного шарма?

apple-vs-patek

Несмотря на некоторый спад, переживаемый наручными часами с развитием карманной электроники, полностью хронометры не исчезали с запястья современного человека никогда. В особенности это касается продукции марок, работающих в верхнем ценовом сегменте, таких как Rolex, Breguet, Tag Heuer или даже относительно демократичной Swatch. Товары этих производителей продаются в модных бутиках и ювелирных магазинах по всему миру, а винтажные модели никак не желают устаревать и резво уходят с молотка различным коллекционерам за поистине космическую цену. Например, не так давно уникальные часы от Patek Philippe, выпущенные еще в 1927 году, были проданы за целых 5 миллионов долларов.

Однако соль, как говаривал поручик Ржевский, отнюдь не в этом. Часовая индустрия уже решила конкурировать с Apple Watch, и доказательством тому выпускаемые люксовыми брендами модели, в той или иной степени относящиеся к разряду “умных”. Главная проблема этих решений — их проприетарность. Что имеется в виду? Продукт от купертиновских мастеров мог бы стать воплощением этого понятия, если бы не развитая экосистема, выстроенная Apple за последнее десятилетие, и главную роль здесь играет широкий ассортимент приложений, уже получивших поддержку Watch или планирующих обновления в ближайшем будущем. В том же направлении работают и конкуренты: Google вовсю пытается унифицировать свою платформу Android Wear и предложить пользователям целостный опыт. Здесь-то и кроется подводный камень, на котором могут здорово попасться пафосные швейцарские марки — без сотрудничества с крупными поставщиками ПО их смарт-часы рискуют надолго остаться ещё одним очень нишевым предложением без реальных применений. Учитывая сильную инертность консервативной аудитории, убедить которую в преимуществах нового подхода будет совсем непросто, начинать беспокоиться производителям нужно уже сейчас.

Если хорошенько вспомнить, то нечто подобное уже происходило в сегменте «премиальных» мобильных телефонов. На этом рынке, который сам по себе значительно уменьшился в размерах с развитием современной индустрии, некогда задавало тон дочернее предприятие корпорации Nokia — Vertu. С изменением условий спрос на продукцию последней ощутимо снизился, что даже привело к смене владельца, а сама компания занялась выпуском аппаратов на Android. Выбор операционной системы, очевидно, был обусловлен её открытостью и широкими возможностями кастомизации — какой прок от Signature Touch 22000 долларов без фирменных «фишек» Vertu? — однако даже это не спасает британских гигантов мысли, быстро сдающих свои позиции под натиском куда более простых конкурентов.

Но вернёмся к нашим баранам. Недавно крупнейший швейцарский производитель часов класса люкс Tag Heuer, объединив усилия с корпорацией Intel, анонсировал выпуск устройства на Android Wear стоимостью около полутора тысяч долларов США. По заверениям производителя, гаджет должен поступить в продажу не позднее ноября этого года, однако ни одного “живого” образца публике пока что не показали. Другой тандем, часовые мастера из Frederique Constant и дизайнеры знаменитого бюро Alpina, занялись разработкой так называемых Horological Smartwatch, которые несмотря на поддержку сбора фитнес-данных и синхронизации со смартфоном лишены цифрового экрана и даже не требуют подзарядки. Breitling, наоборот, выходит на рынок со своими B55 Connected, у которых два отдельных циферблата. Примечательно, что легендарная Rolex, имя которой для многих стало синонимом швейцарских часов, не только не делится планами относительно смарт-часов, но и попросту не ответила на просьбу журналистов прокомментировать данную ситуацию.

Но наиболее оригинальным подходом отличилась швейцарская же Montblanc. В руководстве фирмы осознали проблемы инноваций в условиях консервативного премиум-сегмента и решились на выпуск специального аксессуара, при помощи которого владелец классических часов этой марки может произвести своеобразный апгрейд без необходимости переходить на электронику. “Умный” ремешок, который Montblanc планирует вывести на рынок уже в июле, способен отображать пришедшие на аппарат пользователя сообщения, управлять воспроизведением музыки, а также оснащен фитнес-трекером и даже кнопкой для снятия “селфи” на встроенную камеру смартфона. Устройство, получившее название E-Strap, оценивается производителем в 390 долларов и предназначено для часов серии TimeWalker, стоимость которых стартует с 3700-долларовой отметки.

montblanc-timewalker-urban-strap

На контрасте с гламурными брендами, к коим нынче относится и Apple, играет молодая компания Pebble Technology. Пионер сегмента, фирма предлагает довольно интересную новую модель Time, на производство которой удалось собрать более двадцати миллионов долларов с помощью краудфандинговой платформы Kickstarter — абсолютный рекорд для последней. Часы позволяют пользователям загружать различные виртуальные циферблаты, поддерживает спортивные приложения, а также работает в паре с iPhone и смартфонами на Android, отображая полученные уведомления. Одним из главных преимуществ модели часто называют длительное заявленное время автономной работы (до семи дней), достигаемое за счет использования упрощенного дисплея на электронных чернилах.

Впрочем, большинству этих чудес современной техники еще только предстоит добраться до своих будущих владельцев. В этом аспекте Apple значительно опередила соперников, и новенькие Watch уже вовсю интегрируются в экосистему компании. Момент, который в данном контексте кажется несерьезным, на практике может оказаться решающим для рынка смарт-часов. В то время как купертиновцы уже считают прибыль от первых продаж, конкуренты все еще кормят покупателя обещаниями, и какими бы амбициозными ни были их идеи, внимание аудитории надежно зафиксировано на “яблочной” новинке. Это ставит коллег по цеху на позицию догоняющих, которым приходится доказывать публике превосходство своих предложений. Нечто похожее можно было наблюдать на рынках телефонов и ультрапортативных ноутбуков, когда вендоры наперебой старались рассказать миру, насколько они обошли своего “фруктового” соперника. Однако, как известно, хороший продукт не нуждается в самоутверждении, тем более путем неприкрытой критики собственных конкурентов. Это правило подтверждается куда большей популярностью того же iPhone по сравнению с забытыми “убийцами” всех мастей и пород, в разное время позиционировавшихся как наконец-таки идеальная замена смартфону от Apple. Исключение составляет разве что продукция Samsung, но и у корейцев перспектива далеко не безоблачная, что, впрочем, радует потребителя — снижение темпов продаж вынудило компанию поднапрячься и выпустить весьма интересные новые модели S6, хотя и не без оглядки на своих заклятых друзей из Калифорнии.

breitling-smartwatch

Помимо технического прогресса, производителям нужно учитывать очень важный для сегмента фактор — созданный веками имидж швейцарских часов. Многим покупателям, особенно это касается мужчин, современные, а тем более винтажные механические модели приглянутся куда больше даже самой дорогой и продвинутой электроники. Это хорошо понимают как в Apple, так и в руководствах большинства часовых марок, и оба “лагеря” делают ставку на менее консервативную женскую аудиторию — вспомните хотя бы грандиозное появление Watch в знаменитом журнале Vogue. Кроме того, механические часы остаются одним из индикаторов социального положения, и от этого индустрии никуда не деться. Неудивительно, что значительная часть аудитории люксовых продуктов явно старше юного возраста, и пройдет немало времени, прежде чем такие покупатели привыкнут к новому положению цифровых часов, традиционно считавшихся более дешевыми. Пространство для творчества, впрочем, есть у обеих заинтересованных сторон. Думается, концепция Apple здесь состоит в скорейшем привыкании пользователя к к новому устройству как неотъемлемому элементу повседневности. Такое уже происходило с плеерами и смартфонами, и другие производителей электроники будут также придерживаться этой тактики. Что касается самих часовых брендов, то им, пожалуй, не стоит перегибать палку с нововведениями и в значительной мере придерживаться традиционных ценностей. В конце концов, есть что-то действительно крутое в нестареющей механической классике, на которой воспитано не одно поколение ценителей красоты. Растерять это преимущество, с головой окунувшись в океан технического прогресса, может оказаться проще простого.

По материалам Fortune

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий

Новости партнеров