[2] Лиэндер Кэни. «Джони Айв». «Он был похож на расческу!»

24

Джони Айв

Во время второго курса обучения в Ньюкасле Джони прошел свою первую практику в течение двух семестров у своего спонсора — базирующейся в Лондоне компании Roberts Weaver Group.

В RWG Джони познакомился с ведущим дизайнером Клайвом Гриньером. Этот человек, ставший для Айва другом на всю жизнь и оказавший на него огромное влияние, имел долгую и плодотворную карьеру и даже дорос до поста директора по дизайну и инновациям в Британском совете по дизайну. Гриньер и Айв очень быстро сдружились, несмотря на разницу в возрасте (Джони был на восемнадцать лет моложе) и на странную прическу Джони. Он носил модный в то время «рыбий хвост»: сзади волосы доходили до плеч, а челка была зачесана назад и стояла торчком.

«У него было маленькое круглое лицо и безумная прическа, торчавшая во все стороны, — вспоминает Гриньер. — Он был похож на расческу!»

Гриньер смотрел на Джони более внимательно и очень быстро заметил, что он полностью погружается во все реализуемые проекты, невзирая на то, что был самым молодым сотрудником офиса.

«Оглядываясь назад, могу с изумлением признать, что хотя в студии имелось от 8 до 10 опытных дизайнеров, вся работа в конце концов доставалась этому студенту! Поэтому к моменту, когда я пришел в RWG, Джони уже был знаменит»

У Айва и Гриньера было схожее чувство юмора, и Гриньеру нравился этот молодой человек за его спокойствие и в то же время уверенность в себе, несмотря на то, что поначалу Джони был очень застенчив и не осознавал свою одаренность.

«Мы с ним очень быстро подружились, — заявляет Гриньер. — Он был лишен эгоцентризма, что было очень редким качеством для студентов-дизайнеров. Большинство учащихся страдают от раздутого самомнения при низком уровне таланта. У Джони все было полностью наоборот. Проектируя предметы, он был по-настоящему влюблен в то, что создавал. Выполняемые задания превращались для него в навязчивую идею»

Недавно Гриньер провел год в Сан-Франциско, работая в ID Two — компании, отпочковавшейся от фирмы Moggridge Associates, которая была создана легендарным дизайнером Биллом Моггриджем, скончавшемся в 2011 году. Моггридж, который тоже является изысканным и утонченным англичанином, прославился тем, что разработал дизайн первого ноутбука GRiD Compass. Этот дизайн положил основу классическому облику ноутбука в форме раскладушки с навесной клавиатурой.

Джони очень интересовал опыт работы Гриньера в США, и он атаковал его вопросами об Америке. «Джони демонстрировал большой интерес к Калифорнии, — вспоминает Гриньер. — Он был очень заинтригован возможностями, которые там открывались, и образом жизни, который там наблюдался. Дизайнеры всегда хорошо осведомлены об особенностях культуры каждого клиента, для которого они реализуют проект, поскольку дизайнеры либо разбираются, либо не разбираются в таких производственных процессах, как изготовление инструментов и тому подобное. А Америка предлагала Джони богатое разнообразие возможностей. В восьмидесятых годах залив Сан-Франциско был очень привлекательным местом для европейских дизайнеров».

Мечтательные дизайнерские работы Джони обеспечили ему стремительный рост, и вскоре он вошел в число тех, кому было поручено начать освоение японского рынка. В восьмидесятых годах прошлого века Япония была как Китай сегодня, и экономика страны была на подъеме. По словам дизайнера RWG Питера Филлипса, компания, которая в то время была одной из ведущих фирм в Лондоне, обратилась к японской маркетинговой компании, чтобы она помогла RWG в ее продвижении на рынке Японии. Расходы на работу этой компании были внушительными (комиссия составляла целых 40 процентов), но игра стоила свеч. Вскоре понесенные затраты начали возвращаться RWG.

Джони должен был работать над кожаными изделиями и бумажниками японской компании Zebra Co. Ltd. — производителя авторучек, базировавшегося в Токио. Не отходя от личных традиций, Джони выполнил первые прототипы бумажников из бумаги.

«Я помню, как он складывал эти красивые белоснежные бумажники и игрался с ними, — вспоминает Питер Филлипс. — В углу он вырезал одну деталь, которая демонстрировала тиснение. Это была безупречная красота, самый потрясающий бумажник, который я когда-либо видел. Я был поражен»

Бумажники стали одними из первых продуктов, которые Джони реализовал в белом цвете, привязанность к которому он сохранит на всю последующую жизнь. Филлипс смеялся над Джони, который в юном возрасте работал над излюбленными проектами босса, в то время как Питер и другие высокооплачиваемые инженеры избегали так называемой «грязной работы».

Вскоре Джони дали задание реализовать еще один такой проект — разработать линейку авторучек для компании Zebra. После огромного количества чертежей Джони разработал элегантную конструкцию с особым обликом, которая поможет ему заработать безупречную репутацию в дизайнерских кругах Лондона. Директор по дизайну RWG Фил Грей, который согласился оплачивать учение Джони в колледже, помнит чертежи, созданные Джони для проекта.

«Он разработал несколько прекрасных методик отрисовки, которые были совершенно уникальными, — говорит Грей. — Он нанес несколько красивых набросков на пленке, причем заднюю сторону пленки он покрыл гуашью, а затем перевернул пленку и нанес красивый рисунок на другой стороне, создав эффект полупрозрачности. Этот эффект был просто потрясающим и отлично передавал материалы, которые он задумал для использования. Он был таким замечательным чертежником, что по его наброскам было невозможно определить, рисовал ли он окружности вручную или использовал циркуль. Он был очень внимателен к мелочам»

Ручка Джони должна была производиться из белого пластика с прорезиненными боковыми наклепками, похожими на маленькие зубы и обеспечивавшими более удобный захват. Этот продукт тоже был в белой расцветке, но из ряда других ручек его выделяла особенность, которая на первый взгляд выглядит малозначимой.

Ручка TX2

Работая над дизайном, Джони решил сосредоточиться на таком аспекте, как неосознанная привычка людей играться с ручкой. Часто он наблюдал, что если люди не пишут, они играются с ручками в руке, убивая время и занимая чем-то свободные пальцы. В результате в его голове родилась удачная идея: добавить к этой ручке механизм застежки, который имел только одно практическое назначение — подарить пользователю игрушку, которой можно занять руки. Некоторые не придавали этой особенности большого значения, однако застежка смогла преобразовать ручку в нечто поистине особенное.

«В то время идея о том, чтобы оснащать ручку компонентом лишь для того, чтобы было с чем поиграться, выглядела очень новой, — заявляет Гриньер. — Он действительно думал иначе. Дизайн ручки не ограничивался только формой: в нем присутствовал и некий эмоциональный аспект. Верьте в это или нет, но это было просто поразительно, особенно для такого молодого человека»

Джони сделал прототип, который так понравился его боссу Барри Уиверу, что тому не хотелось выпускать его из рук. Весть о проекте распространилась по всей компании RWG, и вскоре появился специальный термин «джонничество», обозначавший необъяснимую способность предмета вызывать желание потрогать его и поиграться с ним.

Талант Джони добавлять к своим дизайнерским проектам тактильные элементы уже тогда был фирменной особенностью работы молодого дизайнера, которая дошла до апофеоза в Apple, когда продукты компании начали оснащаться ручками, которые вызывали желание прикоснуться к этим устройствам. Его необычная ручка, по словам Гриньера, «немедленно вселяла в своего владельца ощущение того, что он обладает неким призом, с которым не хочется расставаться».

В конце концов случилось то, что было практически неслыханным для дизайнерских работ практикантов: разработанная Джони ручка TX2 вышла в серийное производство. В течение многих лет она продавалась в Японии в огромных количествах и запомнилась коллегам Джони по RWG как его классическая работа. Гриньер вспоминает:

«Его дизайнерские работы были простыми и элегантными. Они вызывали удивление, но очень быстро их необычность в ваших глазах приобретала смысл и логику. Очень скоро возникает вопрос: почему никто раньше не смог до этого додуматься?».

Продолжение следует.

Лиэндер Кэни. «Джони Айв»

Предисловие
Глава 1. Школьные годы
Часть первая
Глава 2. Британское дизайнерское образование
Часть первая
Часть вторая
Часть третья

24 комментария

  1. 0

    Вот бы купить эту ручку (TX2)! (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  2. 0

    Гнать пинками пора его! (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  3. 0

    Интересно почитать (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  4. 0

    Что айв может он уже показал, супергениально-инновационно-пластиковый ядрено-цветастый 5с с чехлами в дырку никто не стал покупать, все почему то покупают телефон с классическим дизайном… странно… почему же так вышло, ведь это такие инновации, это ведь так гениально…

    • 0
      Евгений Мосунов

      Miart, А «классический дизайн» кто создал? Джон Скалли что ли?

      • 0

        Евгений, Есть разница между тем чтобы создавать так как этого требуют сверху, и так как ты сам себе надумал, как продаются самостоятельные произведения джони айва мы уже видели, производство 5с почти полностью прекращено за нерентабельностью.

  5. 0

    Какой в попу это стиль все плоское, тормозное. Ядерно цветастое……… Фуфуфу. Если бы наш гом хоть цветочков бы добавил, я бы жене отдал . А так (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  6. 0

    Классику тоже айв создал дак над ним Джобс с граблями стоял. И поотрубал бы все пальцы (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  7. 0

    Еще один самый короткий анекдот: «Англичанин-дизайнер».
    Эпплу, наконец, надо найти итальянца.

  8. 0

    А в натуре. Феррари. Ламборгини (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  9. 0

    Итальяшки мазератти еще. Почему бы и айфону к ним не примкнуть (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий