Broadwell: графика 8 поколения

2

Mac’и и их пользователи познакомились с встроенной графикой от Intel в эпическую эпоху “Великого перехода”. Идея впечатлила. Но реализация удручала. Буква “A” в Intel GMA950 расшифровывалась как “ускоритель”, что иначе чем издевательством не назовешь. Персональный компьютер, особенно портативный, вовсе не обязан быть мощной игровой платформой. Офисный или домашний компьютер, особенно дешёвый, не предназначен для высшего графического пилотажа, для этого есть другие компьютеры. Подороже.

С повседневной рутиной компьютеры с Intel GMA950 справлялись. О том что с ними что-то не так обычные пользователи могли и не знать. Но для тех кто знал “Integrated Graphics” в спецификации вычислительного устройства звучало как приговор. “IG”, с “ускорителем”? Нет, не берем.

Увы: до дискретных GPU от лидеров в этой отрасли (NVIDIA и ATI, которая теперь AMD) IG было даже не как до Луны. Как до соседней галактики.

До перехода платформы на Intel проблемы этой компании с встроенной графикой мало волновали пользователей Mac’ов. К тому же “ускорители” с которыми они познакомились были уже в третьем поколении, и более или менее справлялись с возложенными на них задачами. В древние времена, когда PowerPC G3 вежливо поджаривали Pentium’ы, было хуже. На твердую “троечку” Intel GMA950 уверенно тянули.

Продолжение серии про Intel Broadwell, предыдущие части здесь:

Первая часть: 2014: Intel Broadwell выходит в свет.

Ускорение ускорителей

Intel беспокоило её отставание в области графики. Оно наносило ущерб её репутации, а для лидера в микроэлектронике это неприятно. Головокружение от успехов архитектуры Core порождало самоуверенность и опасные иллюзии. И супер-пупер-мегапроекты. Такие затеи иногда (очень редко) приводят к успеху.

В истории некоторых компаний это случалось, даже неоднократно, например, у той же Apple. А во второй половине нулевых Apple и Intel связывала нежная дружба. А цены, по которым Apple покупала у Intel её новейшие CPU, были чуть ли не ниже их себестоимости.

Руководство Intel, попав под влияние Стива Джобса, инициировало десятки безумных проектов, каждый третий из которых имел отношение к графике. Один из них широко рекламировался, про остальные почти ничего неизвестно. В них были вложены огромные средства, ими занимались сотни (а то и тысячи) инженеров – но ничего не получилось.

Лидеры отрасли, которых должны были похоронить эти проекты, почти не пострадали. NVIDIA не получила лицензию на разработку чипсетов с новыми процессорами Intel, что нанесло этой компании хоть и ощутимый, но поправимый ущерб.

На фоне сверхпроектов проект Intel HD Graphics выглядел пошло и банально. Реализация тоже была на уровне “кое-как”. Но именно он, при всех его недостатках и недоработках, наконец, принес реальные плоды.

NVIDIA отказали в лицензии именно из-за HD Graphics. Из-за чего Apple предпочла в ряде моделей старые процессоры с достойной графикой чипсетам с Intel HD Graphics.

За пределами Intel было очевидно что это – очередной провал, но из случившегося были сделаны правильные выводы, найдены правильные люди – и уже в следующем, в шестом по счету, поколении Intel’овской встраиваемой графики, дело пошло.

О конкуренции с NVIDIA или AMD, даже в нижнем сегменте GPU, речь пока не шла, только о превосходстве нынешних IG над прошлогодними дискретными процессорами от лидеров, но даже это было серьезным и важным прорывом.

Это предыстория.

Поколение 7.5

Встроенная графика в Haswell – Intel HD и Intel Iris Graphics седьмого поколения, не просто не заставляла Intel краснеть, но некоторые из этих процессоров на равных конкурировали с дискретными процессорами от NVIDIA и AMD нижнего сегмента.

Самые-самые из них получили неофициальное название “Поколение 7.5” (Gen7.5). Apple их активно использовала, даже в элитных моделях – в iMac (21,5-дюймовых) и в MacBook Pro (почти во всех 13-дюймовых и в некоторых 15-дюймовых).

Уровень GPU от Intel обозначается аббревиатурой “GT” (Graphics Tier) с цифрой от 1 до 3, а в особых случаях к ним добавляется еще и буква “e”. Низший уровень GT1, высший – GT3. Буква “е” указывает на наличие у GPU собственного кэша (eDRAM).

Поколение 7.5 – это GPU уровня GT3 и GT3e. Apple использовала IG исключительно этого “поколения”. Наверное, это повод гордиться “фруктовой” компанией:

— HD Graphics 5000, GT3, производительность 640-704 GLOPS;
— Iris Graphics 5100, GT3, производительность 704-768 GLOPS;
— Iris Pro Graphics 5200, GT3e, производительность 832 GLOPS, собственный кэш (eDRAM) размером в 128 Мегабайт.

Все три встречаются в спецификациях Mac’ов 2014 года.

Broadwell и поколение 8.0

Теперь в Intel разработкой графических процессоров занималась команда, добившаяся успеха и уверенная в своих силах – одна из лучших в индустрии. В Broadwell Intel HD и Intel Iris Graphics стали еще лучше.

На этот раз нам придется рассмотреть и GT2. Для этого есть причина. Apple использовала и этот уровень – в 2013 году, представляя публике Broadwell Core M с невероятно низкими требованиями к охлаждению (3,5-4,5 Ватт – можно обойтись без вентиляции!), Intel бросила Apple вызов который нельзя было оставить без ответа, и Apple… купилась. Развели?

Но о том, для чего Apple потребовалось опускаться до GT2 – расскажу в другой раз. Очень скоро.

Часть табеля о рангах Intel HD и Intel Iris Graphics 8-го поколения, имеющая отношение к нам:

GT2:

— HD Graphics 5300, производительность 345,6 GLOPS;
— HD Graphics 5500, производительность 364,8 GLOPS;
— HD Graphics 5600, производительность 403,2 GLOPS.

Скромно, но со вкусом. Всего лет за 5 до этого, Стив Джобс с гордостью представлял процессор от NVIDIA, превращавший MacBook Pro в монстра по части графической мощи, с производительностью в 70 или 80 GLOPS.

В 2015 году этого было угнетающе мало. В Apple A8X больше!

GT3:

— HD Graphics 6000, производительность 768 GLOPS;
— Iris Graphics 6100, производительность 844,8 GLOPS;
— Iris Pro Graphics 6200, производительность 883,2 GLOPS + собственный кэш (eDRAM) размером в 128 Мегабайт.

Раздел про GT3 почти один-в-один повторяет аналогичный для поколения 7.5 – только индексы и производительность другие.

Я не стал приводить данные о количестве исполнительных и шейдерных блоков, те кому это важно и интересно владеют этой информацией и без моей помощи, а остальным она, скорее всего, ни к чему.

Продолжение следует

Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий