Аккумулятор в iPhone — просто подарок для многих, и в то же время проклятье

23

Подарок – потому что литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы эффективнее всех остальных их типов. С рекордной, вплоть до настоящего времени, плотностью заряда, и по многим другим характеристикам они – лучшие. Но, помимо этого, они воспламеняются из-за множества разных причин – при повреждении, неправильном обращении, перегреве и это еще не все возможные причины, и их очень трудно, почти невозможно, потушить. При горении таких батарей высвобождается кислород, поэтому перекрывать доступ воздуха к ним бесполезно. Ни вода, ни другие жидкости используемые при тушении пожара, тоже не работают. Можно только предотвратить, если это возможно, распространение возгорания на другие предметы и “сбивать его температуру”.

Аккумулятор - самая важная часть iPhone (после чипа)

За время их практического применения (они на рынке с 1991 года), они стали настоящим серийным убийцей. В списке их жертв – Apple PowerBook 5300, Samsung Galaxy Note 7 и даже такой мобильный девайс как Boeing 787. С 2009 до 2017, по данных американских огнеборцев, только в США они стали причиной 195 пожаров и взрывов. И человеческих жертв на их счету немало – но все попытки заменить их чем-то менее кровожадным, увы, закончились неудачей. Пробовали вместо лития использовать другой щелочной металл, натрий, но против природы не пойдешь: плотность заряда у этих аккумуляторов ниже чем у литий-ионных и литий-полимерных процентов на десять, что делает их неприемлемыми для производителей любых устройств в которых каждый лишний грамм веса или кубический миллиметр пространства на вес золота. Это во-первых. Во-вторых, они хоть и менее опасны чем литий-ионные аккумуляторы, но все-таки опасны.

Главное что останется после Apple – это её вклад в развитие здравоохранения

Apple действительно делает очень многое на этом направлении. То что все это делается из обычных “шкурных” побуждений нисколько не обесценивает результаты этих действий. Но всякий паз когда я слышу про Apple и здоровье я вспоминаю случай, произошедший в КНР несколько лет тому назад. Молодой китаец страстно мечтал приобрести iPhone последней на тот момент модели – на что у него не было ни денег, ни надежды их заработать. И тогда он продал свою почку. Неудачно. Проблемы при этой операции, хоть и нечасто, но случаются. Он умер. Я не считаю Apple виновной в этом, но осадочек все же остался.

Apple заботится об экологии: и штаб-квартира компании, и практически все отделения компании в США и за их пределами, используют только возобновляемую энергию. Mac’и, iPhone’ы, iPad’ы и другие её изделия не содержат вредных для здоровья или для экологии компонентов. Трогательно. Они так часто об этом говорят, что это раздражает. Но все эти утверждения обязательно подтверждаются сертификатами от независимых учреждений, и почти наверняка все это – правда. В Apple делают всё, что в их силах для сохранения мира и природы. Не только в Apple: в некогда отравленных насмерть больших реках Европы уже снова ловятся рыбы осетровых пород, способные жить только в идеально чистых водах. Но литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы в “яблочных” изделиях, конечно если их не разбирать в домашних условиях, практически безопасны – а вот с материалами из которых их производят не все благополучно. Точнее, с их добычей.

Читайте также - Тим Кук рассказал, что можно сделать со старым iPhone

Большая часть лития добывается в Южной Америке, чилийской компанией SQM (Sociedad Química y Minera), на 51% принадлежащей китайской компании Tianqi (читается “Тяньци”). А процесс добычи, не изменившийся за последние 15 лет, дёшев и сердит. Потребность в литии могла бы пойти на спад, производство мобильных и портативных устройств в мире сокращается уже несколько лет, но на сцене появился еще один пожиратель лития, это те самые электромобили, которых принято считать экологическим видом транспорта. Там где они используются, действительно, воздух становится чище. Но литий-ионные батареи этих экологически-чистых средств передвижения заставляют добывать все больше и больше лития. Нанося все более непоправимый ущерб экологии небогатых стран.

В литий-ионных аккумуляторах литий используется для изготовления анодов. Катоды в них, чаще всего, изготовляют из кобальта. Очень вредного металла, почти 90% которого добывается в Конго. С 2012 по 2019 тонна этого металла подорожала с 20 000 долларов до 80 000. Развитие IT-технологий и экологически чистого транспорта реально меняет мир. И не всегда в лучшую сторону. Рост спроса на кобальт приводит к росту его добычи, а она, как это обычно происходит в неразвитых странах, на экологическую сторону вопроса не обращает внимания. По доброй воле никто не стал бы заморачиваться такими глупостями, в тех же США Apple и другие гиганты IT-индустрии вдруг озаботились этими вопросами примерно в одно и то же время. Когда за применение вредных материалов в их изделиях их заставили платить. Помогло.

Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.

При чем тут Apple?

Apple, время от времени, вкладывает миллиарды долларов во всякую, на первый взгляд, чепуху. Apple – дама с претензиями и очень богатая. На самом деле, еще и очень неглупая. Вкладывая миллиарды долларов в строительство электростанций в КНР использующих возобновляемые источники энергии, Apple зарабатывает себе особую репутацию в глазах китайского руководства. А это второй по значению рынок компании. Apple вкладывается и в другие области жизни материкового Китая, а в ответ, при возникновении неизбежных в любом сотрудничестве критических ситуаций, компании почти всегда идут навстречу. То же самое, хоть и значительно позже, компания стала делать и у себя дома. О результатах этого скоро напишу.

У Apple одна из лучших в мире команд по разработке аккумуляторов. Вот уже лет двадцать она творит чудеса, характеристики аккумуляторов Apple раз за разом оказываются просто невозможными технически – но они реальны, их всякий раз придирчиво изучают эксперты из регулирующих органов, и всякий раз это заканчивается признанием их безопасными, а их параметры отвечающими заявленным Apple. Как они этого добиваются – естественно – секрет. Мало кто из работающих в Apple знает где размещается эта группа, а особенно её лаборатории и испытательные стенды. Скорее всего, не в стеклянном доме. Но это только моё предположение.

В Швейцарии в течение нескольких лет ведётся разработка литий-ионного аккумулятора с твердотельным электролитом, значительно более безопасным чем обычные, используемые в подавляющем большинстве мобильных устройств (даже в Боингах). И похоже, появление такого аккумулятора на рынке, с большой вероятностью, уже не за горами. Apple могла бы принять в этом участие, это улучшило бы её карму, это был бы еще один повод для пиара, это было бы просто здорово. Похоже, в Apple думают точно также. Контакт между Apple и разработчиками зафиксирован европейскими наблюдателями. Может, что-то и в самом деле получится?

И, но это уже чисто моё личное мнение, если бы Apple при этом позаботилась о тех кто добывает литий и кобальт – в части экологии, охраны здоровья, и всего прочего, вреда это не принесло бы.

Про аккумуляторы в Apple Pencil и Apple Pencil 2

Порт для зарядки Apple Pencil

Этот вопрос давно меня интересовал, и наконец у меня появилась возможность задать его тем кто в курсе. Каким образом неиспользованные карандаши могут храниться в торговой сети месяцами (а то и годами), оставаясь работоспособными – а после первого включения требовать регулярной и частой подзарядки? Все очень просто, технология этого фокуса изобретена не в Apple, и уже давно используется другими компаниями. В электролит аккумулятора добавляется небольшое количество специального химического состава, называемого “ингибитор”, практически постанавливающего все процессы в нем. Но, при первом же использовании аккумулятора, ингибитор разрушается, и правила игры меняются. Прошу прощения за этот оффтоп, но мне показался уместным.

Лучший комментарий

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий