BeOS недоступна

11

В 2000 году Be Incorporated объявила о прекращении разработки BeOS. Систему, которая покорила сердца тысяч пользователей, но так и не научилась зарабатывать на их чувствах.

Назвать это объявление неожиданным нельзя. К этому все шло. В 1997 доходы компании даже превысили расходы, но… Свет, показавшийся в конце тоннеля, оказался светом от прожекторов приближающегося поезда. Казалось, что Apple вот-вот потерпит полное и окончательное крушение, и место System 7.5 на клонах Mac’ов достанется лучшей системе для персональных компьютеров, BeOS.

В 1996 году Жан-Луи мог расплатиться с долгами Be одним росчерком пера – долг Be, с набежавшими процентами и штрафами, составлял примерно 100 миллионов, Apple была готова заплатить ему 125 миллионов, и даже 200 – но Жан-Луи настаивал на сумме в 275 миллионов, и проиграл.

Предсказать как развивались бы события если бы сделка состоялась, невозможно. Apple приобрела бы Жана-Луи (на должность советника) и BeOS, систему готовую к немедленной установке на Mac’и, параллельно с System 7, положение Apple улучшилось бы. Но хватило бы этого улучшения для спасения Apple?

BeOS была привлекательна, но программного обеспечения от “главных разработчиков”, таких как Microsoft, Adobe и им подобных, для неё не было. Для BeOS писали тысячи небольших компаний, непропорционально много для системы с таким количеством пользователей, но этого было недостаточно.

Собственно, у системы на основе NEXTSTEP/OPENSTEP была та же проблема, но Стив смог справиться с ней довольно нетривиальным способом. Не без обмана, кстати. Если бы компанию возглавлял не он, провернуть все это было бы невозможно.

Жан-Луи был талантлив и упорен, и безумно отважен – но стать главой Apple, сместив с этого поста Гила Амелио, а потом отправить в отставку совет директоров, ему не пришло бы в голову – для этого надо было быть Стивом.

Продолжение. Начало, предыдущие части здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

Gobe Software

В 1996 году для BeOS серьезного программного обеспечения не было. Среди писавших для BeOS программистов авторов кросс-платформенных брендов первой величины не было. Заставить большую и богатую компанию писать что-то для непопулярной системы невозможно.

Отсутствие брендов первой величины – кошмар для разработчика операционной системы, но фантастическая возможность для талантливых разработчиков. Это шанс вырваться в высшую лигу – на “старых” и респектабельных платформах это почти невозможно. Ни один “бренд” не оставить угрозу своему владычеству без внимания. Если опасного конкурента не удаётся купить (некоторые не соглашаются), в ход идут другие, менее приятные, методы.

Поэтому бренды, достигшие величия в своих областях, существуют десятилетиями.

В 1997 году в ряды разработчиков для BeOS влился еще один стартап, Gobe Software. Его основали ведущие разработчики (теперь уже бывшие) ClarisWorks, в том числе авторы этой программы, Боб Хирн и Скот Холовэй.


Вскоре к ним присоединились бывшие разработчики офисного программного обеспечения еще для Apple II, программы StyleWare.

У них был детально проработанный план радикально улучшенной версии ClarisWorks, но ни у руководства Claris Inc, дочернего предприятия Apple, ни у самой Apple, желания браться за реализацию этого плана не было.

И тогда они решили написать “ClarisWorks” для BeOS. Над названием продукта думать не стали, полагая что в процессе разработки оно появится само. Надо было спешить: система внутри была еще интереснее, чем снаружи, он всерьез опасались конкуренции: стартапов было очень много, а офисный пакет для пока еще безлюдной платформы, если он будет хорошо написан, ждет великое будущее.

Продукт назвали Gobe Productive. Путь от создания проекта до коммерческого продукта занял чуть больше полутора лет. В августе 1998 года Gobe Productive 1.0 представили публике.

Это был интегрированный программный продукт, в составе которого было пять модулей: текстовый процессор, электронные таблицы, редакторы векторной и растровой графики и презентационный модуль.

Текстовый процессор и таблицы, модули интегрального пакета, были лучшими в своем классе на всей платформе. Программа имела успех – Gobe Software была одной из первых прибыльных компаний, производящих программное обеспечение для BeOS.

Через год, вышла Gobe Productive 2.0. В обзорах, растровую рисовалку называли “легким Photoshop”.

А Gobe Productive 3.0, готовившийся к выпуску в августе 2000 года, как по расписанию, был остановлен неприятными обстоятельствами.

Дистрибьюторы BeOS

Я не знаю, что случилось с Be Incorporated в июне-июле 2000 года, но наверняка это было что-то очень серьезное. В начале июня Be назначила издателей BeOS (компании, которые должны были продвигать и продавать BeOS на выделенных им территориях), самый крутой кусок вселенной достался Gobe Software: Северная Америка, Австралия и часть Азии.

На Gobe наняли сотрудников для организации продаж, и уже были готовы приступить к зарабатыванию денег, когда Be объявила о прекращении разработки BeOS.

Кто-то или в компании, или кредитор, или прожектер без капли совести, надоумил Жана-Луи уйти с рынка операционных систем для персональных компьютеров, и вместо этого заняться созданием нового рынка, на котором никто не помешает компании заработать огромные деньги и расплатиться с долгами.

Логическое обоснование этого направления звучало убедительно: Интернет нужен всем, для доступа к Интернету требуется компьютер, или другое недешевое устройство. А вот очень простые и дешевые, но “умные”, устройства, с уменьшенной версией настоящей операционной системы (BeOS for Internet Appliances), будут иметь успех.

И, попутно, эта самая “уменьшенная версия ОС”, могла бы пригодиться и в бытовых приборах, не только для доступа к Интернет.

Достоверно известно, что продажи BeOS приносили Be примерно 2 миллиона долларов в год, но затраты на разработку системы, её поддержку и распространение, обходились Be в 20 миллионов в год.

Но когда подписывались соглашения с дистрибьюторами BeOS, это было известно обеим сторонам, и не вызывало у них никаких сомнений.

На Gobe Software, естественно, не обрадовались такому повороту, но и не расстроились. Если Be больше не разрабатывает и не продает операционную систему, скорее всего она откроет доступ к исходному коду – а дальше дело техники. Обуза, конечно – но почему бы не попробовать?

Боб Хирн приехал в офис Be в Менло Парк, на паркинге компании несколько человек грузили в свои машины коробки с личными вещами – наверное, это как раз разработчики системы…

Жан-Луи, не объясняя причин, отказался продавать систему, открывать её исходные коды и даже обсуждать этот вопрос.

С BeIA ничего не получилось. Было несколько попыток (eVilla от Sony, интернет-устройство в дверце холодильника Zanussi, и что-то еще), но рынок оказался микроскопическим. Те, у кого не было доступа к Интернету из-за отсутствия необходимых для этого устройств, так и не поняли зачем им это нужно.

Мини-BeOS была прекрасна, как всегда, но…

Остаток компании был приобретен компанией Palm за 11 миллионов долларов, вместе со всей её интеллектуальной собственностью, и со всем персоналом, включая Жана-Луи. В 1996 году, напомню, Apple предлагала за то же самое сначала 125, а потом 200 миллионов.

Сгубила жадность? Не знаю…

Продолжение следует…

Лучший комментарий

11 комментариев Оставить свой

  1. 1

    Спасибо

  2. 4

    Очень интересно, благодарю

  3. 2

    Спасибо Олег!

  4. 3

    Ссылки на предыдущие части уже в который раз не рабочие.

  5. 0

    Проясните пожалуйста, как понять клоны Mac’ов? Это же не как китайские копии iPhone

  6. 0

    Первый раз слышу про BeOs))

  7. 1

    Вот что было бы хорошо, так это выбрать все статьи отдельного автора! Мне например не хочется читать как ставить бету на iPhone, а вот подобные статьи я бы читал с удовольствием…

    • 0

      wizardion, под заголовком есть кликабельное имя автора — кликаешь и вываливаются все статьи автора (и только они) в хронологическом порядке 😉 именно так я и читаю

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий