Мошенники заработали 400 миллионов долларов на том, что пользователи забывают отменить подписку

Бывало ли у вас такое, что вы удаляли приложение, но забывали, что у вас там активная подписка с автопродлением? Я как-то попал так на 1 150 рублей, когда из-за пандемии перестал пользоваться приложением App in the Air. Удалил, но забыл, что у меня осталась подписка, которая автоматически была продлена через некоторое время. Мы привыкли, что загружать мобильные приложения из официальных магазинов, таких как Google Play и App Store, безопасно, но даже в этом случае есть риск, что вы будете обмануты. И я сейчас говорю не о шпионском, рекламном и вредоносном ПО. За последние несколько месяцев появилась новая категория «вредоносных» приложений, которые выкачивают из пользователей деньги с помощью дорогих подписок. Им даже придумали название — «fleeceware».

Мошенники заработали 400 миллионов долларов на том, что пользователи забывают отменить подписку. Мошенники только и ждут, чтобы вы оформили пробный период. А дальше…. Фото.

Мошенники только и ждут, чтобы вы оформили пробный период. А дальше…

Что такое fleeceware?

К таким приложениям стали относить все программы, которые злоупотребляют функциональностью App Store и Google Play. Магазины приложений позволяют разработчикам предоставлять пользователям бесплатный пробный период, которые затем, по его окончанию, начинают списывать деньги. Пользователи должны отменять пробные периоды приложений вручную, чтобы избежать последующей оплаты. Но по факту многие об этом забывают.

Итог всего этого — 400 миллионов долларов, которые такие недобросовестные разработчики заработали на доверчивых пользователях.

Аналитики Avast проанализировали 204 приложения, которые отнесли к категории «fleeceware», и выяснили, что в совокупности они заработали такую сумму за 1 миллиард загрузок.

Как бороться с такими приложениями? Очень сложно, ведь в их коде нет ничего вредоносного. Они не крадут ваши данные и не пытаются завладеть вашим устройством, а это означает, что App Store и Google Play с большой долей вероятности пропустят такие приложения. Чтобы выявить мошенников, нужно тщательно проверять каждое приложение. Например, приложение для фонарика, которое стоит 599 рублей в неделю, или обычное приложение с фильтрами для фото, которое стоит 1 150 рублей в месяц, является мошенническим, потому что вы можете получить те же функции в других приложениях бесплатно или по гораздо более низкой цене.

Нет ничего плохого в пробном периоде. Но некоторые разработчики злоупотребляют им и намеренно устанавливают высокую цену на подписку в надежде, что пользователь забудет её отменить.

В основном для этой схемы разработчики выбирают приложение из какой-нибудь простой и распространённой категории, которое легко написать с нуля:

  • Симуляторы музыкальных инструментов;
  • Читалки для электронных книг;
  • Редакторы изображений;
  • Фильтры для фото;
  • Сканеры QR-кодов;
  • PDF-читалки.

Пользователей завлекают пробным периодом, покупными отзывами (это ещё одна проблема, которую я поднимал ранее) и красивыми скриншотами. Делают всё, чтобы они оформили подписку. А дальше работает человеческий фактор.

Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.

Как Apple может бороться с такими приложениями?

Avast предлагает несколько решений проблемы. Прежде всего исследователи считают, что Apple и Google должны изменить схему работы подписок. Если пользователь загружает бесплатное приложение с пробным периодом, после того, как этот период будет завершён, магазин должен отправить предложение оформить дальнейшую подписку, а не автоматически начинать подписку сразу после завершения бесплатного пробного периода.

Другой вариант — показывать всплывающее окно при удалении приложения, если у пользователя есть активная подписка. Apple и Google уже реализовали это, но работает функция далеко не всегда и не во всех случаях.

Как Apple может бороться с такими приложениями? Apple показывает такое уведомление, но это не сработает, если у пользователя ещё идёт пробный период. Фото.

Apple показывает такое уведомление, но это не сработает, если у пользователя ещё идёт пробный период

Здесь есть проблема в самой модели подписки. Приложения, которые раньше были бесплатными или требовали единовременной платы для разблокировки всех функций, теперь предлагают дорогие еженедельные подписки. Судя по отзывам, иногда пользователей, которые ранее заплатили за полную версию приложения, также заставляют подписываться на него же без предоставления доступа к уже купленному приложению. Скорее всего, этому примеру последуют и другие разработчики, поскольку доходы от подобной схемы, как мы видим, значительны.

Пока вы можете защитить себя самостоятельно. Во-первых, будьте осторожными с приложениями, у которых есть бесплатный пробный период. Если стоимость подписки у них слишком большая, лучше вообще ничего не оформляйте и удалите приложение. Если всё же хотите его попробовать, поставьте себе напоминание за день до окончания пробного периода, чтобы отменить его. И не забывайте читать отзывы перед загрузкой приложения. Отсортируйте их от самых негативных к положительным, чтобы миновать купленные отзывы. Обычно там пишут, если приложение использует мошенническую схему. К сожалению, большинство отзывов в App Store являются накруткой, поэтому доверять им нельзя.

App StoreОбзоры приложений для iOS и MacПроблемы Apple