Apple Store в России. А зачем?

111

В последнее время наш разум то и дело будоражат всевозможные новости о скором появлении российского iTunes Store: то руководители iTunes приезжают в Россию, то Apple рассылает музыкантам уведомляющие письма. Но, конечно, больше всего нас интересует не виртуальный магазин, а реальный - Apple Store: когда же официальная розница Apple придет к нам, в Россию? Вот только один вопрос: а зачем он нам тут вообще нужен?

Apple Store

Прежде, чем мы начнем споры, обсуждение всевозможных доводов и позиций, давайте-ка произведем небольшой экскурс в историю, который как раз и подведет нас к обсуждению самой первой позиции — позиции официальных реселлеров, которые на сегодняшний день осуществляют свою деятельность на территории России.
Apple Store

Экскурс в историю Apple Store

Первые два магазина Apple Store открылись одиннадцать лет назад, 19 мая 2001 года: «Tyson’s Corner» в городе Маклин, Вирджиния и «Glendale Galleria» в Глендейле, Калифорния. Конечно, дизайн розничных магазинов Apple создавал не сам Стив Джобс, но он лично утверждал каждую деталь в интерьере Apple Store. А вот Genius Bar — это идея не Джобса, а Джонсона.

Итак, пора уже переходить немного ближе к нашей теме. Когда Apple Store только начали появляться, то аналитики предрекали им настоящее фиаско, а Apple — миллионы убытков. Но уже через три года, в 2004 году, розничные магазины Apple Store посещало около 5500 человек в неделю. Тогда же был открыт и первый магазин Apple Store в Европе, а если точнее — в Лондоне.

Но вот, как я уже сказал, почти через три года магазины Apple Store начали медленно и уверенно двигаться к успеху. Аналитики, когда-то не скупившиеся на критику решения руководства компании из Купертино, начали запасаться губозакатывающими машинками, а реселлеры насторожились еще больше. Головная боль реселлеров приближалась с каждым днем. Дело дошло даже до того, что некоторые реселлеры подали на «яблочную» компанию в суд за ее розничные магазины, которые, в прямом смысле, убивали весь их бизнес.

Как вы можете убедиться сегодня: ни скептицизм аналитиков, ни поданные иски со стороны реселлеров — ничто не помешало розничным магазинам Apple Store добиться успеха. Сегодня розничные магазины Apple Store приносят в копилку Купертино в среднем 6050 долларов с одного квадратного фута. Но ведь это именно средний показатель, а например, флагманский Apple Store на Пятой авеню в Нью-Йорке приносит Apple около 350 миллионов долларов дохода в год, то есть порядка 35 тысяч долларов с одного квадратного фута (показатели 2010 года, Apple их не подтвердила, но и не опровергла).

Пугает ли российских реселлеров возможность появления Apple Store в России? Конечно, но об этом немного дальше.
Apple Store

Apple Store в России. Судьба реселлеров.

Без всяких сомнений можно утверждать, что когда Apple Store появится на российском рынке, то он сможет очень сильно перетянуть все одеяло в свою сторону. На рынке мгновенно произойдет настоящий переворот и смена лидеров.

Скорее всего, когда Apple решится (если еще не решилась) на этот смелый шаг в сторону страны, где по улицам ходят медведи с балалайками, то самый первый Apple Store появится в ее столице — в Москве. Конечно, я ни в коем случае не хочу обижать регионы, но это, по моему личному мнению, было бы логично. Можно спорить очень долго, но то, что в Москве продается больше всего продукции Apple (по сравнению с другими городами) — это факт. Особенно, если брать во внимание цифры продаж не только официальных реселлеров, а еще и «серых» магазинов и продавцов.

Конечно, рано или поздно, Apple Store доберется и до Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени, Новосибирска и других крупных городов. Но до тех пор пока это произойдет, страдать, в первую очередь, будут те реселлеры, которые представлены в столице. А самое интересное, что люди будут идти в Apple Store даже не ради цен (которые теоретически могут быть ниже реселлеров и соответствовать ценам рынка Apple Europe), а из-за самого банального психологического фактора: «Черт побери, это же Apple Store! Бегом туда!» — как-то так, да.

Неважно почему вы зайдете в Apple Store, ведь «гении» обучены работать так, что только единицы смогут выйти из магазина без фирменного пакета-рюкзака в руках. Кстати, о рюкзаках. Как думаете, заполонят ли улицы наших городов подростки, которые будут ходить с этими белыми рюкзаками с серебряным яблоком так же, как сейчас они носят черные рюкзаки Nike и Adidas?

Судьбу реселлеров, конечно, радужной не назовешь, но гиганты индустрии, например, всем известный re:Store вряд ли пострадает от этого очень сильно (хотя недополученная прибыль будет все равно ощутима), а вот малыши, которые могут похвастаться лишь одним магазином, как, например, Dream Store (слышали о таком?) могут и вовсе исчезнуть с рынка.

Хотя выход, конечно, есть: реселлеры должны будут приравнять свои цены к ценам, которые будут в Apple Store (если там, конечно, они не будут еще выше). В таком случае, особой разницы куда идти не будет, но опять же не стоит забывать о психологическом факторе. Но есть еще одна проблема: просто так цены-то тоже не изменишь, неважно в какую сторону — нужно «разрешение» Apple. А Apple (мы же все знаем о ее агрессивной стратегии, несмотря на то что у руля уже не Стив Джобс), скорее всего, будет медленно, но уверенно выжимать всех своих конкурентов с этого рынка. Хотя, в первую очередь, стоит заняться не официальными реселлерами, а «серыми» магазинами и продавцами.
Apple Store

Apple Store в России. Судьба покупателей.

Появление Apple Store на российском рынке для нас с вами — покупателей и пользователей — это однозначно хорошо. Во-первых, мы будем рады уже потому, что так долго этого ждали. Во-вторых, при любой альтернативе покупатель только выигрывает.

Пожалуй, самое главное, от чего мы с вами можем выиграть, — это цены и даты появления новинок в нашей стране. Как я уже говорил, цены, скорее всего, будут соответствовать ценам в европейских Apple Store (в рублевом эквиваленте), но стоит отметить, что сейчас некоторая продукция у официальных реселлеров (например, определенные модели MacBook’ов) стоит дешевле, чем в европейских Apple Store. Поэтому возникает закономерный вопрос: точно ли цены в Apple Store будут привлекательнее, чем у реселлеров?

Говоря о датах появления новинок в нашей стране, можно закрыть глаза даже на цены. Сейчас люди готовы покупать новые «яблочные» продукты в России даже за 200, а то и 300 процентов от их цены, лишь бы заполучить новое устройство в день, когда стартуют его мировые продажи. Поэтому вполне логично предположить, что появление надписи «Russia» в списке стран «первой партии» (или хотя бы второй) во время специальных мероприятий Apple — это куда важнее, чем то, сколько будут стоить эти новые устройства.

Еще одним приятным моментом для пользователей будет абсолютно новый уровень сервиса. Добрые и учтивые «гении» всегда с радостью помогут вам как словом, так и действием. И никто не возьмет с вас денег за какую-нибудь настройку или регистрацию вашего Apple ID.

А последний пункт можно выразить коротко и ясно — так, как его выразили бы очень многие россияне: «Apple Store — это же круто!». Круто, да. Будем ждать.
Apple Store

Apple Store в России. Судьба Apple.

«Мы зарабатываем на понтах молодежи» — именно такой слоган достаточно давно облетел весь Интернет. И надо признать, что это правда.

Без всякого сомнения можно утверждать, что Россия — это очень интересный и перспективный рынок для Apple. И, наверное, самый главный интерес для Apple представляет наша психология. Глупо отрицать, что для большинства из нас iPhone — это гораздо больше, чем просто смартфон. Это статус, это показатель, это престиж и это пафос. Именно из-за такой психологии люди и готовы не просто покупать «яблочную» продукцию, но и платить за нее втридорога. Те, для кого iPhone — это хороший и качественный смартфон, обладающий великолепными возможностями, никогда не купят его за такие деньги, им проще подождать месяц-другой и купить за более-менее адекватные цены.

Конечно, Apple будет зарабатывать на нашем рынке много, я бы даже сказал, что очень много. И это совершенно не зависит от цены, главное — это даты поступления новинок и их наличие. Люди любят «яблочную» продукцию, люди готовы ее покупать и люди будут ее покупать.

Будут ли появляться очереди около Apple Store за 24 часа до старта продаж очередной новинки? Кто бы и что не говорил — будут. Не такие, как около флагманского магазина на Пятой авеню в Нью-Йорке, но будут. В России огромное количество верных поклонников Apple, которые с радостью постоят (посидят или полежат) около стен магазина, чтобы стать одним из первых счастливых обладателей нового продукта.

Самая большая очередь будет, конечно, во время первого старта продаж, который состоится после открытия Apple Store: кто же не хочет стать первым покупателем нового продукта в первом Apple Store в России? Так и в Википедии засветиться можно. Только зачем? Ну да ладно, мне не понять.

Apple интересен российский рынок. Тут ее ждет огромное количество не только тех, кто желает обновить свои старые «яблочные» гаджеты, а еще и совершенно новые покупатели, платежеспособные покупатели.
Apple Store

Apple Store в России. И все-таки зачем?

В России Apple Store нужен только для одного (если отбросить такие варианты, как: «Просто посмотреть.», «А почему бы и нет?», «Мы тоже хотим!», «Apple Store — это круто!») — для того, чтобы новые продукты появлялись в нашей стране не через несколько месяцев, а хотя бы через несколько недель. Официально появлялись. Кричать о том, что они появляются у нас в первый день продаж вовсе не нужно — это не то.

По сути, это единственное, для чего он нужен. Зачем еще? Цены? Не будут они принципиально разниться с реселлерами. Если бы Apple не устраивали существующие цены, то достаточно было бы разослать реселлерам письма счастья и все бы изменилось. Сервис (речь не о ремонте)? Он нужен единицам. К счастью, современное поколение уже давно разбирается в любой технике безо всяких инструкций и помощи со стороны. Apple Store — это круто? Круто — это не думать, что iPhone — это единственный хороший смартфон.

Мы прекрасно живем и без Apple Store: появится он в нашей стране — хорошо, нет — ну и не надо, переживем. Обидно лишь то, что Apple почему-то так долго игнорирует наш рынок, хотя, конечно, мы все прекрасно знаем, что это за «почему-то», но об этом не сейчас…

Илья Грабовский

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий