iOS 7: Прекрасный ужасный интерфейс

19

Бойтесь своих желаний: в списке “чего хотелось бы” каждой новой версии iOS, чуть ли не с 2008 года, присутствовали радикальные изменения пользовательского интерфейса. Это, в конце концов случилось. В iOS 7. Известный немецкий публицист (имени которого я не помню, извините) в 1935 написал: “до Гитлера нам было хорошо, при нем нам стало лучше, но было бы еще лучше если бы нам снова стало просто хорошо”.

10 июня 2013 года новую версию системы только показали, попасть в руки неблагодарных потребителей она должна была только осенью. И впервые за историю системы реакция на показ была смешанной. В основном не слишком положительной.

Новый интерфейс не был единственным новшеством в системе, в презентации на WWDC Крейг Федериги и Эдди Кью рассказали о некоторых из них – но пользовательский интерфейс затмил все остальные изменения.

Кстати, Крейг теперь курировал разработку всего программного обеспечения компании.

А Джонатан Айв, скорее всего лучший промышленный дизайнер в мире, впервые в жизни взялся за дизайн пользовательского интерфейса. Вдумчиво и самоуверенно, основываясь на концепциях превративших “железо” от Apple в предмет массового подражания.

Крейг Федериги и разработчики OS X нашли убедительные аргументы и смогли отстоять её интерфейс от радикальных перемен. Разработчики iOS, лишившись “своего” Форстолла, не смогли. Десятки ключевых iOS-ников ушли, подписав обязательство “не разглашать”, из-за несогласия с принятыми решениями.

Еще одна частичка Apple осталась в прошлом…

Это двадцать первая часть серии про iPhone и ему подобных, предыдущие части здесь:
Первая часть: MacWorld Expo 2007;
Вторая часть: Touch-интерфейс приходит на iPod;
Третья часть: iPhone для предприятий, iPhone SDK и App Store;
Четвертая часть: Леопард переселяется в iPhone.
Пятая часть: Следующий шаг: iPhone 3G, iPhone OS 2.0 и много чего еще…;
Шестая часть: iPhone OS 2.1, уже не бета-версия…;
Седьмая часть: iPhone OS 3.0 и поле искажения реальности;
Восьмая часть: iPhone 3GS – на 2 грамма легче, в 2 раза быстрее…;
Девятая часть: iPod touch третьего поколения, и другие iPod’ы…;
Десятая часть: iPhone OS 4…;
Одиннадцатая часть: iPhone 4: телефон с криминальным прошлым…;
Двенадцатая часть: iPhone 4: Антеннагейт, утечки и “белая горячка”;
Тринадцатая часть: Стив Джобс: людям нужны кнопки…;
Четырнадцатая часть: iPod touch 4G;
Пятнадцатая часть: iPhone вырывается на свободу…;
Шестнадцатая часть: Apple Special Event 4 октября 2011 года;
Семнадцатая часть: iPhone 4S + iOS 5 = Бэтеригейт?;
Восемнадцатая часть: iOS 6: Дебют Apple Тима Кука;
Девятнадцатая часть: 12.9.12, первое музыкальное событие новой эры;
Двадцатая часть: Что за Swift показала Apple в 2012 году?.

Иная простота…

На первый взгляд, все было предельно просто: у Айва врожденное стремление к простоте и лаконизму. Почти все что было разработано в его группе (с мучительной тщательностью отобранной им из тысяч претендентов) и стало примером для подражания, следовало этим стремлениям.

И возглавив весь дизайн в Apple, он просто распространил те же принципы на интерфейс мобильной операционной системы, не видя существенной разницы между промышленным дизайном и дизайном пользовательских интерфейсов.

Но это на первый взгляд. На второй все было немного иначе и посложней.

Плоский и простой дизайн интерфейсов стал чуть ли не главной тенденцией в начале 10-х годов нового века. Его называли “прагматическим”, обосновали теоретически, и вывели его законы: главное это контент, элементы управления не должны выделяться на его фоне, отвлекать от него внимание.

Скорее всего, широкое распространение “прагматического” интерфейса объяснялось не теорией, о которой большинство практикующих дизайнеров даже не слышали, а обычным и понятным нежеланием заморачиваться лишними сложностями.

Мобильное подразделение Microsoft выбрало этот стиль следуя теории, осмысленно.

Айв, став старшим вице-президентом Apple по дизайну (по всем видам дизайна!), прежде чем что-то ломать в новой для него области, не просто ознакомился с этими теориями, он их внимательно изучил, консультировался с теоретиками, кого-то даже принял в Apple.

По-моему, если бы он просто распространил привычные ему подходы на новую область, и включив интуицию попытался довести её до блеска, результат был бы, как минимум, не хуже.

Ужасы iOS 7

В iOS 6 был настоящий детский сад: изображения предметов из реального мира, обилие хрома, текстур, имитация 3-мерности (выпуклые элементы управления, заметные на фоне остальных частей интерфейса как что-то почти материальное), имитации кожи и дорогой древесины.

В iOS 7 на смену всему этому пришло 2-мерное пространство, с абстрактными картинками на иконках встроенных приложений (часть не имеющие никакой связи с назначением этих приложений), элементы управления как будто нарисованные карандашом, но даже не это было самым ужасным.

Очень многие важные для пользователя действия запускались либо жестами (о которых новичок в этом интерфейсе мог узнать только чудом), либо из секретных меню (секреты доступа к которым как будто специально скрывались от пользователя).

Одни и те же жесты имели разный смысл в зависимости от того, в какой части экрана или конкретного интерфейса они применялись. Например, отличное нововведение Control Center, начиная с iOS 7, случайно, заслоняет от меня экран. Я все понимаю: это сделано для того, чтобы элементы управления не отвлекали мое внимание от того, чем я занят в этот момент.

В Safari (как и во многих других приложениях) элементы управления стыдливо прячутся как только программа понимает что пользователь принялся за чтение контента.

Область в которой перемещение нажатого пальца вверх запускает прокрутку, граничит с областью в которой этот жест выводит на экран Control Center. Ни сами зоны, ни граница между ними, графически не выделены никак.

Это только малая часть несуразностей. Вообще-то, в сегодняшнем тексте мы говорим только о первой презентации новой версии iOS, самое интересное началось 18 сентября когда она вышла в свет, о чем мы поговорим в другой раз.

Едва ли не все кто пользовался iOS, мечтали о радикальных изменениях в её интерфейсе, он и в самом деле оставался практически тем же уже больше пяти лет. Мечты сбылись.

Интерфейс iOS 7, по мнению некоторых критиков, был даже еще более детсадовским чем интерфейс iOS 6.

Но интерфейс iOS 7 не был однозначно ужасным. А сама система – тем более.

О прекрасном

Интерфейс системы и стандартных встроенных приложений изменился, и не всегда в лучшую сторону, но называть его плоским, вообще-то, неправильно. Полупрозрачность (какое отношение она имеет к “ощущению контекста” я так и не понял, но она загадочна, иногда даже красива, а когда не мешает воспринимать реальность – даже безвредна), параллакс (иконки приложений реагируют на изменение ориентации устройства – очень практично!).

Но главное не это. Используемый в качестве системного шрифта Helvetica Neue не только хорошо смотрелся, он еще и меньше утомлял глаза.

Тот кто пользовался системой каждый день, привыкал к iOS 7 за неделю или две. Те кто столкнулся с ней в первый раз, постоянно попадал в безвыходные положения (справку о системе, с подробным изложением всех её секретов, следовало бы включать в систему), но и у них это быстро проходило. Кто-то обязательно показывал им нужные трюки.

После чего система была удобна, понятна и предсказуема.

К “плоскому” интерфейсу, самому по себе, привыкали еще быстрее. А многим он вообще просто и сразу понравился. Ему устроили стоячую овацию.

Крейг Федериги пообещал выход системы “осенью”. Она вышла 18 сентября.

Продолжение следует

Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.

Лучший комментарий

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий