Двигатель торговли: что iPhone значит для Apple

Не так давно iPhone отпраздновал восьмую годовщину своего появления. За это время смартфон превратился из эдакого запретного плода, которым восхищались журналисты и хвастались посетители магазинов, в привычный для многих предмет обихода. Естественно, это отразилось и на самой Apple, превратив её в богатейшее коммерческое предприятие в мире. Но какова же фактическая роль iPhone?

iphone-apple-store

Тёмный рыцарь

Рассматривая структуру доходов купертиновского гиганта, невозможно упустить её главную статью. Спустя восемь лет шествия по планете, фирменный телефон продолжает оставаться главным источником дохода Apple, и в численном выражении результаты способны удивить даже финансистов с Уолл-Стрит. Выглядит это примерно так:

  • Общее число проданных аппаратов: 726 миллионов единиц
  • Общая выручка: 443 миллиарда долларов
  • Чистая прибыль: 120 миллиардов долларов

Впечатляет? А теперь представьте, что последняя цифра составляет более половины всех доходов корпорации, при этом вторая половина получена от реализации всех iPod, iPad, Mac, а также продаж музыки и всех прочих услуг, предоставляемых Apple. Неплохо для “примитивного” гаджета.

Однако сами цифры едва ли отражают настоящее положение дел, если не учитывать темпы роста. В первой половине 2015 финансового года на iPhone пришлось почти 70 процентов всей выручки производителя, тогда как ещё год назад этот показатель составлял 57 процентов. “Нарастить” более десяти процентов за столь короткое время может далеко не каждый продукт, средняя стоимость которого ощутимо выходит за рамки бюджетного сегмента. Важную роль в этом сыграли быстро укрепляющиеся позиции Apple в Китае, где крупнейший национальный оператор China Mobile начал официально предлагать iPhone. Но больше всего успеху Купертино способствовали модели 6 и 6 Plus, которые китайский рынок воспринял с небывалым энтузиазмом. Да-да, то самое “полосатое недоразумение” с “выпирающей камерой”, “гнущимся корпусом” и прочими вселенскими проблемами, о которых что есть мочи трубят конкуренты, превратило iPhone из просто тяжеловеса в рекордсмена мобильного рынка. И кто-то ещё говорит, что Apple опоздала с новинками, когда её квартальные отчёты впору переименовывать в “хроники iPhone?”.

china-phone-buyers-batman

На графиках ниже наглядно изображено, как финансовое значение iPhone возрастало с момента его выпуска в 2007 году. В первом случае речь идёт о величине выручки, во втором — доле смартфона в валовой прибыли компании.
iphone-total-revenue

iphone-gross-profit

Добиться таких результатов Apple удалось за счёт крайне благоприятного сочетания факторов, которые в случае с коллегами по цеху попросту не имеют места быть. Во-первых, купертиновцы давно лидируют по показателю маржи каждого проданного устройства. Этому способствует не только тесная интеграция “железа” и ПО, при которой производителю не приходится наращивать мощность напрямую за счёт использования дорогих аппаратных компонентов, но и налаженная цепочка поставок, когда небольшое количество конфигураций ему только на руку.

Кроме того, компания смогла удачно совместить длительный жизненный цикл iPhone с весьма коротким циклом обновлений, когда новые модели стабильно представляются каждый год, а предыдущие продолжают поддерживаться, но зачастую без нескольких ключевых нововведений. При этом желание пользователей обновить “железо” традиционно велико, поскольку в отсутствие промежуточных продуктов ожидания накаляются сильнее. Благодаря грамотной стратегии Apple не разоряется и на исследовательской деятельности (R&D), плодами которой у многих конкурентов оказываются убыточные или вовсе не выпущенные продукты.

На грани фола

Однако у всего в этом мире непременно имеется две стороны. Растущая популярность iPhone, вкупе со специфической моделью работы, не только завышает ожидания (что происходит с теми же Watch), но и лишает производителя права на ошибку. Простой пример: в прошлом году Samsung ошиблась в прогнозах насчёт продаж Galaxy S5, переоценив их объём более чем на треть. Этот случай демонстрирует, что от ошибок не застрахован даже успешный вендор, но в распоряжении корейцев имеется масса устройств, среди которых какое-то да “выстрелит”. Что же ждёт Apple, если она огорчит аналитиков, скажем, на десять процентов продаж iPhone? Скорее всего, цена акции обвалится пропорционально. Но это — iPhone. Будь на его месте Mac или даже iPad, та же цифра легко сойдёт за погрешность в расчётах.

prosto-tak-vzyat

С точки зрения менеджмента увеличение доли iPhone также является неоднозначным явлением. Безусловно, его успех значительно расширил присутствие Apple на рынке, превратив её из нишевого игрока в самый настоящий “мейнстрим” с почти полумиллиардной аудиторией. Последняя, наряду с относительно узким модельным рядом, нередко играет определяющую роль в разработке ПО и аксессуаров, экосистема которых развита лучше, чем у кого бы то ни было. Свободные же средства, которые приносит iPhone, позволяют не беспокоиться о финансировании новых разработок, так было и c успешным некогда iPod. С другой стороны, риски положения заметны и здесь. Например, пользовательская база может расшириться настолько, что процент пользователей, не обновляющих свои устройства, приведёт к фрагментации платформы, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на фундаменте успеха iOS.

Прямым доказательством того, что в Apple осознают такую опасность, является строгая политика компании в отношении возврата к предыдущим версиям прошивок, а также всяческое стимулирование их пользователей к переходу на новые. В той же iOS 9 активно решается проблема свободного места, необходимого для обновления — система предлагает временно удалить некоторые приложения и автоматически установить их после завершения процедуры. Новые программные механизмы вроде App Thinning или Bitcode также призваны обеспечить комфортную работу новой ОС на старых устройствах.

Но самая большая проблема, с которой сталкивается Apple по мере увеличения продаж iPhone — неоднородность аудитории. Величина её растёт пропорционально популярности устройства, потому как оно охватывает самые разные категории пользователей. В этом и заключается подвох: дабы соответствовать духу времени, Apple вынуждена хотя бы время от времени серьёзно “реформировать” свою экосистему, любые заметные изменения которой всегда воспринимаются в штыки консерваторами — вспомнить тот же переход на разъём Lightning или новый дизайн интерфейса в iOS 7. Страх быть отвергнутым привыкшими к чему-то пользователями дорого обошёлся многим производителям, среди которых BlackBerry и Nokia. Хорошая новость, впрочем, заключается в нежелании Apple пытаться угодить всем и каждому, “зацикливаясь” на популярных идеях прошлого, чему примером тот же новый MacBook. И всё равно находятся скептики, самозабвенно повторяющие мантру “этовсёкогдатобыло”.

Выводы

Хочется надеяться, что на волне успеха iPhone руководство Apple не упустит из виду и другие важные для компании продукты — iPad, Mac и даже потихоньку отживающий своё iPod. Эти гаджеты хоть и не приносят таких барышей, как их телефонный собрат, не менее любимы пользователями и составляют неотъемлемую часть всей “яблочной” экосистемы. Развивать другие направления просто необходимо для того, чтобы в один прекрасный день выпустить нечто более успешное, чем даже iPhone. Именно поэтому не может не радовать, что в Apple пробуют свои силы на рынке часов, причём у Watch есть все шансы вывести продукт из категории игрушек для энтузиастов и сделать его привычным обывателю. Вероятно, смартфон всё же останется главным объектом внимания производителя в ближайшие годы, параллельно с выпуском эволюционных обновлений и работы над чем-то новым. Подобный “тихоходный” режим мы уже наблюдали в середине нулевых, когда в Apple готовились к запуску сначала iPhone, а потом и iPad, и причиной тому колоссальные затраты времени и сил, необходимые для очередного “хита”.

Наивно было бы полагать, что Apple никогда повторить нынешнего успеха, ведь iPhone сотоварищи сумел расположить аудиторию к регулярному “голосованию кошельком”, причём как за продукты, так и за сервисы. В Купертино, пожалуй, всё ещё помнят о словах Стива Джобса:

Если вы сделали что-то хорошее, то впору заняться чем-то замечательным. Нужно лишь сообразить, что же дальше.

По материалам Above Avalon

Стив ДжобсЧто будет с Apple