Apple, ультрабуки и фастфуд. Что общего?

19

MacBook

Как уже отмечалось ранее, анонс нового MacBook породил целый шквал противоречивых высказываний. Одни считают, что эта модель — вестник нового класса устройств, другие сетуют на непомерно высокую стоимость и отсутствие привычных разъемов на корпусе. Нечто подобное Apple уже проходила в недавнем прошлом, когда представляла похожую по концепции модель переносного компьютера — MacBook Air. За семь лет с момента выпуска сумевшего открыть новую рыночную нишу устройства вендоры ПК не только представили свой ассортимент подобных гаджетов, но и не раз попытались догнать и перегнать прародителя последних при поддержке самой Intel. О том, что из этого не вышло и почему — предлагаю поговорить в некоторого рода продолжении предыдущего материала.

Разумеется, выпячивать достоинства своей продукции на фоне якобы сдающего позиции конкурента — довольно неплохой ход с точки зрения массового сознания. Вопрос заключается в том, сколько времени остается до момента, когда подобная тактика набьет оскомину потребителю. Судя по успехам ультрабуков, критическая масса уже не за горами, ведь одним из самых популярных среди них, как это ни парадоксально, остается прародитель класса, а по совместительству главный конкурент — MacBook Air, к самой торговой марке Ultrabook не имеющий никакого отношения. В чем же причина такого положения дел, если в сегменте присутствуют действительно интересные варианты?

Думается, ответ достаточно очевиден — несмотря на возможное превосходство в сухих цифрах, желаемый уровень комфорта, которым славятся компьютеры Mac, здесь достигается далеко не всегда, ведь понятие user experience состоит не только из пресловутого “железа”, но и качества программного обеспечения, под управлением которого оно работает. В то время как Apple может контролировать большинство аспектов в работе операционной системы, ее конкуренты очень явным образом зависят от их главного поставщика ПО — Microsoft. Нечто похожее наблюдается и в стане Android, но в Google, в отличие от Редмонда, действительно прикладывают серьезные усилия для развития своей платформы.

Возможно, когда-то Modern UI действительно превратится в популярное направление дизайна, а принцип “все-в-одном” наконец нащупает золотую середину между универсальностью и удобством, но на сегодняшний день реализация идеи такова, что героически борющаяся за существование третий год кряду Windows 8 отчаянно силится достигнуть уровня популярности выпущенной 14 лет назад XP, и это не КВН, а суровая реальность. Сами же производители оказались в довольно неловком положении. С одной стороны, активно навязываемая им система с учетом приближающегося мажорного обновления уже особо не развивается и тянет за собой перспективные в принципе сегменты рынка. С другой — до новой версии еще как минимум квартал, при том что никаких гарантий её успеха также нет. И на фоне всего этого кто-то полагает, что при сходной ценовой политике агрессивный маркетинг заставит потенциального потребителя простить не то что разнобой “софта” и “харда”, но хотя бы меньшую автономность?

MacBook

Высокая степень взаимной интеграции двух вышеупомянутых компонентов всегда будет оставаться ключевым преимуществом компьютеров Macintosh. Ранее я упомянул о похожей ценовой политике. Но ведь это не так, возразите вы — есть множество ультрабуков, которые стоят ощутимо дешевле, а при похожей цене могут быть даже производительнее (на бумаге, разумеется). Однако производство этих машин само по себе создало сегмент, в котором все, что оценивается выше среднего уровня, автоматически сравнивается с продукцией “яблочного” конкурента. Это было понятно еще в начале становления класса, когда Intel потребовала от производителей сохранить приемлемый ценник и смириться с определенными компромиссами при разработке. Как видим, пользы от этого не так уж и много — несмотря на возможную разницу в сотни долларов, MacBook Air, а иногда и младший Pro, зачастую продаются лучше, чем несколько моделей ультрабуков, взятых вместе. Вывод прост — навязчивые намеки вендоров на выгодную покупку привели к тому, что большинство рекламируемых таким образом продуктов не воспринимаются потребителем как самостоятельные устройства премиум-класса, которые он был бы готов приобретать по сравнимой с ноутбуками Apple стоимости. Массовый, не являющийся профессионалом со специфическими требованиями покупатель в общем случае попросту не понимает, за что именно он платит, выбирая более дорогую модель вместо более дешевой.  Перестать же активно заниматься ценовой конкуренцией соперники не могут, и причиной тому не какой-то там альтруизм, а вполне прагматичный расчет — руководители осознают, что дороже определенного уровня эту продукцию элементарно перестанут покупать. В некотором роде утверждение справедливо и для самой Apple — в компании это подметили заранее и в течение нескольких лет подряд последовательно снижали стоимость самых популярных MacBook — базовых моделей Air, остановившись недалеко от iPad, но в рамках собственного ценообразования, выход из которых, из-за особенностей имиджа марки и рынка в целом, мог бы неоднозначно расцениваться потенциальными клиентами.

К тому же последним давно известно, что в суровом мире бизнеса ценой обычно продвигается не самый ходовой товар, остальные преимущества которого по тем или иным причинам недостаточно весомы в глазах покупателя. Отчасти и этим объясняется распространенность Mac в верхнем и средневысоком ценовых сегментах, ведущая, как это ни парадоксально, к новым потугам конкурентов доказать якобы лучшее, чем у Apple, соотношение между ценой и качеством компьютеров. Замкнутый круг, психологически играющий на руку Купертино, в котором в данной ситуации только выигрывают от собственного отсутствия на бюджетном рынке в его традиционном понимании. Не стоит забывать и о том, что при сравнениях не совсем корректно учитывать модели, которые могут похвастаться лучшими спецификациями, но уступают, например, по эргономике. Несмотря на некоторую субъективность этого критерия, более низкую стоимость такого аппарата едва ли можно записать в конкурентные преимущества, ведь для нее имеется слишком объективная причина, по которой его нельзя отнести в точности к тому же классу.

Конечно, в качестве “железного” аргумента можно привести доминирование ОС Windows на рынке компьютеров как таковых. Справедливо ли это утверждение в общем? Несомненно. Имеет ли оно смысл без соответствующего контекста? Вряд ли. Позиции Microsoft традиционно сильны в сегменте настольных компьютеров, но когда дело касается ноутбуков, стабильным ее лидерство можно назвать разве что среди решений до среднего уровня включительно, а также машин игровой направленности, хотя это уже несколько другая история. В большинстве же случаев, повторюсь, сравнимый с “яблочным” ценник автоматически превращает устройство в объект сравнения, и зачастую не в его пользу. Так уж сложилось исторически — одни назовут это феноменом, другие фанатизмом, однако реалии рынка таковы, что изменение правил игры в ближайшее время не то чтобы невозможно, но представляется крайне маловероятным.

Кроме того, есть еще один немаловажный момент. Можно долго, хоть до бесконечности, спорить о преимуществах той или иной платформы, но на стороне Mac всегда будет не только полюбившаяся многим OS X, но и возможность в любой момент установить на свой компьютер полноценную копию ОС Windows. Выходит, что, несмотря на несколько ограниченный набор опций для аппаратной кастомизации, ноутбуки Apple наделяют пользователя такой уважаемой в мире ПК свободой выбора программного обеспечения, которое с каждым днем играет все большую роль в индивидуальном опыте каждого пользователя.

MacBook

Наверное, один из главных секретов успеха Apple заключается в том, что люди попросту хотят ее продукцию. Вещь может быть дорогой и даже в чем-то спорной, но если она будет приносить настоящее удовольствие от использования, потенциальный клиент не только купит ее по возможности, но и постарается сделать так, чтобы эта возможность у него появилась. Похожее часто происходит в кулинарной индустрии. Не такой уж и выгодный по итогам фастфуд может оставаться лидером в абсолютных цифрах, но ведь многие предпочтут брать на работу бутерброды из дома, чтобы на выходных пойти в хороший ресторан, где в уютной семейной атмосфере много лет подают не испорченную всяческого рода добавками вкусную еду, приготовленную по проверенным рецептам, а официанты относятся к вам как к дорогому гостю, а не еще одному безликому посетителю.

Конечно, прогнозировать что-либо в постоянно меняющихся условиях — занятие непростое, но покуда конкуренты будут продолжать кормить потребителя всухомятку (цифрами), не пытаясь понять или хотя бы перенять уют самого заведения (пользовательский опыт экосистемы Apple), у компании вряд ли появятся серьезные причины для беспокойства.

19 комментариев

  1. 0
    alex.eigner

    Самое смешное то, что если бы все порты были, столько эмоций бук не вызвал бы))) а так спорная, но теперь уже знаменитая благодаря конкурентам модель вышла))) особенно классно показала леново) на фоне ее несуразной йоги с щелями в корпусе, мелкая дырка в макбуке выглядит куда интереснее)))(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  2. 0
    The_President

    Отличный пост, кто написал?(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  3. 0
    bolat.adilov

    Стиль статьи — огонь!(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  4. 0

    Такой вопрос, ребята. Нормально ли играется в игры на буках эппл из под винды? И сильно ли проигрывает в этом деле эйр перед прошкой? Спасибо заранее(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0

      you-a-s, MB Air 13 2013 года вполне прилично тянул танки (40-50 фпс на минималке в родном разрешении), отлично справлялся с дотой (стабильные 60фпс на минмалках) и КС ГО (40-60 фпс). Все ПК игры, выпущенные до 2013 года, можно играть без проблем. Я прошел на нем метро 2033, хотя временами фпс проседал до некомфортного уровня, но 25-30 фпс в среднем было.

      Но если собираешься брать ноут как замену настольному ПК — посмотри в сторону младших ретиновых прошек. MB Pro retina 13 2014 года давал уже 70-80 фпс в танках, что просто замечательно, и во всех инрах в среднем было на 50% больше фпс, чем у эйра. Новые модели 2015 года еще в полтора раза можнее, и там можно рассчитывать на уровень графики, сравнимый с gt750m — за сотню ФПс в танках и доте.(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

    • 0
      evgeny.prosolin

      you-a-s, Да из под макоси тоже нормально играется)выбора конечно меньше, но если ты не за**от то пойдет)
      Недавно катал в this war of mine
      Советую всем(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  5. 0
    thaolezhan

    Статья хорошая, но слишком длинная.(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  6. 0

    Да просто апле с душой всё делают, вот и хочется ими обладать!(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  7. 0

    Отличная статья! Было очень интересно читать. Браво, Автор!)(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  8. 0

    Хорошая статья, но наверное не все поймут.(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  9. 0

    Вы зачем шрифт в середине статьи уменьшили?(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  10. 0

    Интересный стиль статьи ) оригинально(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  11. 0
    renatgandon

    Играю на топовой прошке с гт750м в дотку на маковском клиенте, да вылетает , да хреново оптимизирован. Но 120 фпс дает. Из под винды конечно выше производительность в той же доте, но тут дело чистой оптимизации. Например в винде можно играть при 3к а в мак оси в доте выше 1440х900 графа не меняется(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  12. 0
    Nightblade

    Меня тоже очень удивляет маркетинг виндобуков. Помню даже какая-та реклама была: макбук или наше Г плюс поездка на море… Но я решил все-таки поиграться с тачскрином и купил hp spectre вместо прошки. Лично у меня не взлетел — имхо тачскрин без трансформера бесполезен.(отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  13. 0
    Алекс Морелло

    Всем спасибо за хороший прием. Приятно читать 🙂

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий