Apple вызвали в суд из-за 30% сбора в App Store. Разве другие берут меньше?

На следующей неделе в Вашингтоне, округ Колумбия, в Судебном комитете Палаты Представителей США, состоятся антимонопольные слушания по поводу Apple App Store. Тиму Куку придется давать показания. Apple в последнее время все чаще обвиняют в монопольном захвате экосистемы Apple. Еще недавно этим занимались СМИ, теперь же Apple все чаще приходится давать показания в комиссиях по антимонопольной политике и в разных других органах США и Евросоюза. Но до обсуждения «грабительских поборов» с независимых разработчиков программного обеспечения для яблочной экосистемы дело еще не доходило.

Apple вызвали в суд из-за 30% сбора в App Store. Разве другие берут меньше? Apple могут заставить убрать комиссию 30% или пустить сторонне магазины приложений. Фото.

Apple могут заставить убрать комиссию 30% или пустить сторонне магазины приложений

Суть вменяемой Apple вины: компания, без зазрения совести, наживается на тех, кто размещает на виртуальных полках её магазинов приложений (App Store для разных платформ экосистемы) созданные за их собственные деньги и их же нелегким трудом программы. Из суммы, заплаченной покупателем, 30% Apple забирает себе, 70% достаются разработчику. Первые 12 месяцев подписки на сервисы и периодику, а также продажи внутри приложения (технически это не совсем корректное определение, но углубляться не будем), тоже обкладываются 30-процентным налогом. Вроде как ни за что.

В iOS, iPadOS, watchOS и tvOS никаких других легальных способов распространения приложений нет, то есть разработчиков вроде как заставляют отдавать эти 30% Apple. Напрашиваются очень неприятные для Apple выводы. Во-первых, у разработчиков нет никакого выбора, так как ни одной неяблочной платформы, сопоставимой с яблочными, в мире нет. А во-вторых, на этих несопоставимых платформах магазины приложений либо довольствуются меньшим сбором, либо вообще ничего не берут с разработчиков. Первый вывод не соответствует действительности, это очевидно – разбираться с ним мы не будем. Выбор между Android и iOS/iPadOS – дело вкуса и личных предпочтений. А опровергнуть второй намного сложней. И дороже.

Как Apple будет защищаться в суде

Как Apple будет защищаться в суде. У Тима Кука есть опыт участия в таких слушаниях. Этот кадр был сделан в Конгрессе США. Фото.

У Тима Кука есть опыт участия в таких слушаниях. Этот кадр был сделан в Конгрессе США

К подготовке своего выступления на антимонопольных слушаниях в Судебном комитете Тим Кук и его советники отнеслись со всей ответственностью и с уважением к аудитории. Заказав у консалтинговой компании Analysis Group масштабное сравнение практики распределения доходов между компаниями и их независимыми поставщиками программного обеспечения, контента и других подобных услуг. Исследование оплачено Apple, но все приведенные в нем факты легко проверить.

Те, кто участвуют в исследованных Analysis Group схемах, обязательно отреагируют на любую неточность. Ошибки возможны, если они будут обнаружены – их исправят. Может ли заказное исследование быть объективным? Враждебно настроенные СМИ ждут разоблачений с нетерпением, и своего шанса не упустят. Они щедро заплатят нашедшему что-нибудь компрометирующее, или хотя бы заставляющее заподозрить Analysis Group или Apple в нечестности. Искажение фактов и необъективность обошлись бы и заказчику, и исполнителю заказа, слишком дорого. Исследование основательное, оно затрагивает самые разные области взаимоотношений между поставщиками и распространителями услуг, Apple оно обошлось недешево.

Кстати, за последние два месяца Apple второй раз прибегает к услугам Analysis Group – помните исследование, "обнаружившее", что за 12 лет своего существования Apple App Store для всех яблочных платформ заработали 519 миллиардов долларов.

Половина триллиона! Из них Apple досталось всего 15%, то есть – жалкие 77,9 миллиарда. Его тоже проводила Analysis Group. Как и сейчас: за приличный гонорар, но честно и непредвзято.

Почему Apple берет 30% с разработчиков приложений?

Обвинение в исключительной и беспрецедентной жадности Apple факты опровергают. Есть как еще более «жадные» магазины услуг, так и более «щедрые», но процент, который Apple берет за свои услуги, не выходит за пределы разумного. Для экономии места и времени ограничимся онлайн-магазинами приложений разных компаний (в списке не все такие магазины, только самые популярные из них):

Почему Apple берет 30% с разработчиков приложений? Кто там сказал, что Apple берет много с разработчиков? Фото.

Кто там сказал, что Apple берет много с разработчиков?

Все онлайн-магазины, в большинстве случаев, забирают себе 30% дохода от продажи размещенного в них программного обеспечения и выплачивают разработчику 70%. По сравнению с тем, что творилось до яблочного App Store, это фантастически выгодные для разработчиков условия.

Эти 30% – плата за API, за поддержание в рабочем состоянии программного обеспечения и железа дата-центров, обеспечивающих его работу, за обеспечение процесса оплаты и его безопасности (если вы никогда не сталкивались с этими процессами один-на-один, вы не поймете, насколько это здорово), за работу того, что называют «цензурой». Это неприятный аспект, но именно благодаря ему у Apple App Store очень неплохая репутация в индустрии. У Samsung Galaxy Store цензура и приемка приложений «на реализацию» по строгости не уступают яблочным, с подобными службами других онлайн-магазинов (кроме Google Play, где в 2012-2015 разрешалось всё) я лично не сталкивался. Даже если эти магазины и приносят прибыль владеющим ими компаниям, то очень небольшую – в основном эти средства расходуются на содержание магазинов. При этом бесплатные приложения обслуживаются бесплатно (средства расходуются и на них).

Подход Microsoft интереснее: компания забирает 30% только с сумм, полученных от продажи игр, от продажи приложений в отделениях (магазинах) для бизнеса и образования и от продажи приложений для устаревшей Windows 8. С каждой продажи всех остальных приложений Microsoft забирает себе только 15%.

Почему Apple берет 30% с разработчиков приложений? В магазине Microsoft самая гибкая политика. Но и прибыли меньше. Фото.

В магазине Microsoft самая гибкая политика. Но и прибыли меньше

Стимулирует разработку программного обеспечения, которое компании хотелось бы видеть на своих устройствах. Имеет право. В собственном магазине, продающем приложения для своей собственной экосистемы, владелец имеет право поступать как ему угодно. Но это другая тема, об этом – как-нибудь в другой раз.

App StoreКомпания AppleОбзоры приложений для iOS и Mac