Компьютеры Apple от альфы до омеги. Часть 14. Macintosh PowerBook

В сегодняшней главе нашей исторической эпопеи мы поговорим о компьютере, который стал одним из самых революционных продуктов, когда-либо выпущенных компанией Apple. В 1989 году, с выходом Macintosh Portable, началась эра портативных «Маков». С появлением же Macintosh PowerBook началась история ноутбуков Apple, которые в 21 веке эволюционировали в такие фантастические модели как MacBook Air.


Модели Macintosh PowerBook, производство которых началось в октябре 1991 года, оборудовались теми же процессорами, что и настольные «Маки», а некоторые из них имели и модемы. Основные их минусы в сравнении со стационарными версиями компьютеров состояли в том, что максимальный объем RAM был меньше, что можно было сказать о жестком диске и размерах монитора.

Линейка PowerBook оказалась чрезвычайно успешной. 1992 год стал самым удачным на тот момент в истории Apple: выручка компании составила 7,1 миллиарда долларов. И не последнюю роль в этом успехе сыграли новые ноутбуки. Как и Macintosh, линейка PowerBook хорошо продавалась, даже несмотря на далеко не совершенную работу менеджмента Apple в то время.

Проект PowerBook

Осенью 1990 года тогдашний исполнительный директор Apple Джон Скалли (John Sculley) учредил полуавтономное подразделение, которое преследовало цель по созданию успешного портативного компьютера. Поздней он подписал контракт с Sony, чтобы начать разработку более современной версии Macintosh Portable, проходившей под названием Asahi.

Менеджерами по разработке продуктов в данном подразделении стали Джон Медика (John Medica), Рэнди Баттат (Randy Battat) и Нил Селвин (Neil Selvin), которые непосредственно испытали на себе всю неэффективность корпоративной структуры Apple.

Рэнди Баттат успел поработать менеджером продуктов в подразделении Lisa, и в тот момент он наблюдал за тем, как будущее персональных компьютеров стало зависеть от нескольких предприятий, которые могли позволить себе приобретать такие дорогие машины. Баттат был назначен руководителем подразделения по созданию PowerBook, где он непосредственно управлял процессом разработки программного обеспечения для нового портативного компьютера. Что касается Джона Медики и Нила Селвина, то они работали под началом Баттата и отвечали, соответственно, за проектировку аппаратного обеспечения и маркетинг.

Рынок портативных компьютеров образца 1991 года существенно отличался от сегодняшнего. В то время главными лидерами в этом сегменте были компании Toshiba и Compaq. Как правило, их машины весили около 4 килограммов и не могли похвастаться наличием, к примеру, жестких дисков или мышей. Между тем, даже в более дешевых настольных системах такие компоненты можно было встретить.

Перед трио разработчиков PowerBook встала амбициозная задача – побороть противника на его же поле, а именно сделать свой ноутбук легче 3,5 кг, но при этом оснастить его всеми компонентами, которыми оборудуется сопоставимая настольная машина в аналогичном ценовом диапазоне.

Аппаратная конфигурация

Команда Джона Медики занималась разработкой аппаратного обеспечения машины. В результате на первом этапе было создано два прототипа: Tim LC и Tim. Tim внешне был похож на Tim LC, но при этом оснащался более быстрым процессором и более дорогим монитором с активной матрицей. Оба компьютера были облачены в корпусы, которые напоминали разработанные Sony корпусы для Asahi.

В то же время Tim по своей аппаратной конфигурации существенно отличался от Portable и Asahi. Обе последние модели оборудовались 16-мегагерцовым процессором 68000, в то время как в Tim использовался более современный 68030. Он предлагал больше вычислительной мощности, а также позволял увеличить объем RAM и виртуальной памяти.

Самым ценным дизайнерским решением, выгодно отличавшим PowerBook от портативных ПК того времени, являлся встроенный трекбол. В ту пору ни один из конкурентов не оборудовал мобильные компьютеры трекболами или другими указывающими устройствами. Причем когда трекболы на этих моделях стали появляться, они обычно располагались в нелепых местах: например Compaq размещал его с задней стороны монитора, поэтому для перемещения указателя пользователь должен был хвататься за дисплей. Что касается моделей Tim и Asahi, то у них трекбол располагался перед клавиатурой, посреди большого упора для рук. Такая конфигурация делала эти компьютеры не только удобней в использовании, но и комфортабельней.

Хотя это казалось невероятным, но инженерам Медики удалось уместить все аппаратные компоненты в корпус, который оказался значительно меньше, чем у конкурирующих моделей. Обе модели имели толщину 6,25 см (самый маленький Compaq обладал толщиной 6,9 см), а общая площадь корпуса была сопоставима с листом формата А4. Кроме того, оба компьютера весили 3 кг, что делало их более транспортабельными (напомним, что вес Macintosh Portable составлял 6,7 кг).

Программное обеспечение

Львиная доля программного обеспечения Tim была унаследована от Portable. Среди самых главных функций новой версии ПО была возможность понижать тактовую частоту процессора, когда компьютер работает от аккумулятора, чтобы продлить срок работы последнего. Увеличенный потолок RAM у процессора 68030 позволял разработчикам создавать диски RAM, которые могли позволять безопасно перезагружать компьютер, давая пользователю возможность работать без использования жесткого диска, а загружать программы и операционную систему с RAM.

Одним из самых главных программных достоинств PowerBook являлся продукт, который был разработан за пределами этой команды. Им стало приложение AppleTalk, впервые появившееся в 1985 году как часть Macintosh Office и позволявшая пользователям в любом месте создавать сети для обмена файлами.

Группа инженеров Apple создавала версию AppleTalk, которая могла работать через телефонные линии посредством модема (удаленный доступ AppleTalk), позволяя пользователям входить в сеть AppleTalk за тысячи километров. Нил Селвин убедил команду отложить выпуск этого ПО до момента премьеры PowerBook, которая была намечена на ноябрь 1991 года.

Скромный старт

Джон Скалли по-прежнему слишком привередливо относился к портативным компьютерам. Так как он не хотел, чтобы новая модель оказалась такой же малоуспешной, как Macintosh Portable, он выделил Селвину на этот проект всего 1 миллион долларов, в то время как в разработку Portable в свое время были инвестированы десятки миллионов.

Вместо того, чтобы организовывать полноценную рекламную кампанию для PowerBook, Селвин решил повторить опыт с первой рекламой Macintosh и заказал самое дорогое рекламное время на телевидении, чтобы показать рекламу PowerBook, рассчитывая на шумиху, которую она должна будет спровоцировать. Для создания ролика была привлечена компания Chiat/Day – та же самая, которая в 1984 году создала эпохальный рекламный шедевр для Macintosh. В ролике снялся знаменитый баскетболист Карим Абдул-Джабар, который сидит в кресле самолета и испытывает явное неудобство. После этого он достает свой PowerBook и начинает с легкостью печатать. «По крайней мере, его рукам удобно», говорит в это время голос за кадром.

PowerBook имел ошеломительный успех. Apple выпустила на рынок производственные версии своих прототипов Asahi, Tim LC, и Tim, и рынок принял их на «ура». Цены их варьировались от 2 300 до 4 300 долларов, хотя в связи с разочаровывающими показателями продаж модели Asahi (выпущенную под наименованием PowerBook 100) ее цену пришлось снизить до отметки менее 1 000 долларов.

Две модели PowerBooks могли похвастаться умопомрачительными объемами продаж. Топовая модель Tim, поступившая на рынок под названием PowerBook 170, распродавалась настолько быстро, что Apple даже не успевала заполнять склады. Другой успешной моделью стал PowerBook 140 (бывший Tim LC). Менеджмент Apple оказался не готов к такому успеху Tim, но в то же время переоценил объемы спроса на Asahi. В связи с недостатком производственных мощностей покупателям, оформившим предварительные заказы, приходилось ждать своих компьютеров по шесть месяцев.

История PowerBook

Первоначальными тремя моделями стали PowerBook 100 (16 МГц 68HC000), PowerBook 140 (16 МГц 68030) и PowerBook 170 (25 МГц 68030). 100 и 140 имели однобитные дисплеи с пассивной матрицей, а 170 обладал однобитным дисплеем с активной матрицей. Экраны с пассивной матрицей были менее четкими и более подверженными к отмиранию пикселей. Что касается аналогов с активной матрицей, то они превосходили своих собратьев по таким показателям как яркость и четкость картинки. В ближайшие годы Apple представит еще несколько моделей PowerBook на базе процессора 68030: 145, 145b, 160, 165, 165c, 180, 180c и 150.

В 1994 году Apple выпустила первые модели PowerBook, оснащенные процессором 68040: 520, 520c, 540 и 540c. В частности, речь идет о процессоре Motorola 68LC040. Серия 500 имела радикально обновленный дизайн корпуса и оснащалась новым устройством для ввода данных, которое используется на большинстве ноутбуков и по сей день. Этим устройством является трекпад, который позволял пользователю перемещать курсор по экрану, водя пальцем по специальной чувствительной поверхности. Серия 500 также была отмечена появлением на клавиатуре функциональных клавиш.

В следующем году Apple выпустила в Азии ноутбук PowerBook 550c. Эта модель выглядела как предыдущая версия PowerBook 540c, но при этом имела более крупный дисплей, несколько видоизмененный дизайн корпуса и процессор 68040.

Последней моделью PowerBook с памятью 68 КБ стал PowerBook 190. Он оснащался 33-мегагерцовым процессором 68LC040. Как и модели серии 5300, ноутбук имел множество проблем. Тем не менее, после прохождения необходимого обслуживания в сервисных центрах Apple он превращался в компьютер, работающий довольно стабильно.

В 1995 году были представлены первые модели PowerBook из линейки PowerPC. Первый компьютер этой серии, PowerBook 5300, имел множество аппаратных проблем, связанных с материнской платой, дисплеем и аккумулятором. Кроме того, несовершенно было и его системное ПО. Однако, как и в случае с 190, если отдать его специалистам Apple на доработку, в итоге можно было получить стабильно работающий и высокопроизводительный компьютер.

За первый год продаж ноутбуки PowerBook принесли Apple более 1 миллиарда выручки и смогли сбросить с рыночного трона тогдашних лидеров – Toshiba и Compaq. Даже в 1994 году, когда Apple переживала свои самые тяжелые дни, PowerBook демонстрировал позитивные результаты. И только в 1995 году, когда был выпущен провальный PowerBook 5300, Apple уступила свои позиции производителям PC.

Компьютеры Apple от альфы до омеги

Часть 1. Apple I
Часть 2. Apple II
Часть 3. Apple II Plus
Часть 4. Apple III
Часть 5. Apple IIe
Часть 6. Lisa
Часть 7. Macintosh
Часть 8. Apple IIc
Часть 9. Apple IIGS
Часть 10. Macintosh SE и Macinosh II
Часть 11. Macintosh Portable
Часть 12. Macintosh IIfx, Classic, LС и IIsi
Часть 13. Macintosh Quadra 700 и 900
Часть 14. Macintosh PowerBook
Часть 15. Macintosh Centris
Часть 16. Newton MessagePad
Часть 17. Macintosh TV
Часть 18. Power Mac
Часть 19. eMate 300
Часть 20. 20th Anniversary Macintosh
Часть 21. iMac
Часть 22. iBook
Часть 23. Xserve
Часть 24. eMac
Часть 25. Mac mini
Часть 26. MacBook Pro
Часть 27. MacBook
Часть 28. Mac Pro
Часть 29. MacBook Air
Часть 30. iPad

 
Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий