[Стив Джобс. Биография.] Глава 4. Часть третья. В поисках.

0

Cover Steve Jobs

В поисках
Интерес Джобса к восточным культурам, индуизму и дзен-буддизму, а также желание найти духовное просветление вовсе не были проходящим подростковым увлечением. В течение всей своей жизни он будет стараться соблюдать многие из правил Восточных религий. В частности он будет придавать большое значение Праджне (Prajñã) – мудрости, свойственной лишь интуитивному знанию. Много лет спустя после возвращения из Индии, Стив, сидя в саду у себя в Пало-Альто, попробовал поразмышлять обо всей важности той поездки:

Стив Джобс:
«Возвращение в Америку было для меня куда бóльшим шоком, нежели прибытие в Индию. Население той страны не придает такое значение интеллекту, как мы. В отличие от нас, при принятии многих решений они руководствуются интуицией, и делать это они умеют гораздо лучше, чем остальной мир. На мой взгляд, интуиция – великая вещь, куда более могучая, чем разум. Это было важно для всей моей работы.

Западное рациональное мышление – вовсе не врожденный дар. Этому можно научиться. И именно в этом состоит великое достижение всей Западной Цивилизации. В деревнях Индии этому никто не учит. Вместо этого там изучают нечто другое, в чем-то более важное, в чем-то менее. Это нечто – человеческая интуиция.

Вернувшись в Штаты после семи месяцев, проведенных в таких индийских деревнях, я четко увидел эту разницу между Западом и Востоком. Я увидел ненормальность во всей этой рациональности, присущей западным людям. Если вы сейчас сядете и попробуете понаблюдать за своим мышлением, то сразу почувствуете бурю, ощутите ураган в вашей голове. Мысли сменяют одна другую, постоянно. Если попробуете успокоить их, то лишь усугубите этот процесс. Со временем вам все же удастся успокоить свой разум, и тогда проснется интуиция. Вы начнете улавливать эти тонкие нити жизни. Вы начнете видеть мир по-другому, гораздо более отчетливо. Избавившись от ненужных следов прошлого, вы окажетесь в настоящем. Умственная деятельность замедляется, зато теперь в вашем сознании намного больше места для интуиции, которая позволяет видеть то, что было недоступно вам ранее. Это особая дисциплина, и каждый должен хотя бы попытаться освоить ее.

С тех пор неотъемлемой частью моей жизни стал дзен. В какое-то время я хотел отправиться в Японию, чтобы попасть в монастырь Эйхэйдзи (Eihei-ji), но мой духовный наставник отговорил меня. Он сказал, что в Японии нет ничего такого, чего я бы не нашел в Штатах. Ещё он привел тогда пословицу: «Если ты готов свернуть горы ради того, чтобы найти учителя, то он сам тебя найдет». Так, в конечном счете, и оказалось»

Джобс и на самом деле нашел наставника среди окружающих его людей. Сюнрю Судзуки (Shunryu Suzuki), автор книги «Сознание дзен, сознание начинающего» (Zen Mind, Beginner’s Mind) и руководитель дзен-центра в Сан-Франциско, каждую среду приезжал в Лос-Альтос, где читал лекции и медитировал с небольшой группой учеников. Немного позже он попросил своего помощника, Кобун Тино Отогава (Kobun Chino Otogawa), открыть там постоянный центр. Джобс стал его преданным последователем. Вместе с ним туда ходила его «непостоянная» подружка Крисанн Бреннан, а также Даниэль Коттке и Элизабет Холмс. Кроме того, Стив еще посещал дзэн-центр Тассахара (Tassajara), монастырь, в котором Кобун Тино Отогава (Kobun Chino Otogawa) также проповедовал.

Коттке находил Тино забавным, но не более:

«Его английский язык был просто отвратительным. Он изъяснялся на каком-то смешанном диалекте японского и английского, порой это даже походило на что-то поэтическое. Мы сидели и слушали его, только вот половину из его изречений мы были просто не в силах понять»

Холмс придерживалась другого мнения:

«Посещая его медитации, мы научились очищать наше сознание от вещей, которые нас отвлекают. Например, во время одной из таких встреч шел дождь. Капли барабанили по стеклу, это очень мешало сконцентрироваться. Но ему удалось совершить настоящее волшебство – он показал, как при помощи подобных звуков можно фокусироваться на медитации»

Что же касается Джобса, то его вера была непоколебима. Вот как отзывается Коттке об этом периоде жизни своего друга:

«Он воспринимал это слишком серьезно. Стив стал заносчивым, порой даже невыносимым. Его встречи с учителем участились, теперь они виделись почти каждый день. Раз в несколько месяцев они буквально пропадали, медитируя вместе»

А вот воспоминания самого Джобса:

«В конце концов, я стал проводить все время, что у меня было, с учителем. Кобун был женат, у него было двое детей. Когда жена работала в ночную смену, то все свои вечера я проводил с учителем. В полночь она возвращалась домой и прогоняла меня»

Иногда Стив задумывался о возможности посвящения себя целиком и полностью религии, но Тино отговорил его. Он считал, что Джобс сможет совмещать свои дела духовные с работой. В конечном счете, отношения ученика и учителя оказались невероятно крепкими: 17 лет спустя Кобун будет заниматься свадьбой Стива.

В поисках самого себя Джобс решил испробовать Первичную Терапию – метод американского психолога Артура Янова (Arthur Janov), базирующийся на теории Фрейда. Идея заключалась в том, что основой человеческих проблем является неосознаваемая психическая травма, возникающая в раннем детстве. Янов утверждал, что эти проблемы могут быть решены путем переживания той самой травмы вновь. И что самое важное – человек должен заново пережить боль, страдать. Одним из важнейших компонентов был крик человека. Джобс нашел этот метод куда более предпочтительным, чем простые разговоры с психологом, потому что он включал в себя интуитивные ощущения и работу эмоций, а не мысленные процессы и анализ событий, как это бывает на приеме у врача.

«Там не надо было думать и размышлять, а надо было действовать, — говорит Стив. – Надо было закрыть глаза, задержать дыхание и заново прочувствовать событие из прошлого»

Группа сторонников метода Янова проводили программу под названием Oregon Feeling Center в одном из отелей города Юджин. Во главе этого отеля стоял Роберт Фридланд, человек, который стал гуру для Джобса во времена колледжа Рид. В конце 1974 года Стив записывается на недельный курс терапии стоимостью в 1000 долларов.

«Джобс и я находились в периоде становления личности, поэтому я тоже хотел отправиться с ним, — вспоминает Коттке, — но, к сожалению, я не мог себе этого позволить»

Стив рассказал своим близким друзьям о той боли, что мучила его всю жизнь – боль человека, от которого в детстве отказались родители.

«У него было чрезвычайно сильное желание узнать своих родителей, ему казалось, что так он сможет лучше узнать себя», — вспоминает о Джобсе Роберт Фридланд.

Пол и Клара Джобс поведали Стиву, что его биологические родители были выпускниками университета, и что отец, возможно, был сирийцем. Но ему не хватало этих знаний. Он даже задумывался о том, чтобы нанять частного сыщика, но не стал делать этого из-за любви к приемным папе и маме.

«Его усыновление не давало ему покоя, — говорит Элизабет Холмс. – Стиву чувствовал необходимость в том, чтобы разобраться с этим. Он сказал мне «Меня это беспокоит, я должен с этим разобраться»

Джобс много разговаривал о своих чувствах с Грегом Калхоуном:

«Он постоянно копался в себе, — делится воспоминаниями Грег. – При помощи диеты Стив пытался очиститься, чтобы было легче углубиться в себя. Он рассказывал мне, что тот поступок биологических родителей сильно его злил»

В 1970 году Джон Леннон прошел курс первичной терапии. В декабре того же года вместе с группой Plastic Ono Band он выпускает песню «Мама» («Mother»). В ней он отражает свои собственные чувства об отце, который бросил его, и о матери, которая была убита, когда Джон был ещё подростком. С припеве повторяются слова «Мама, не уходи; папа, вернись домой» (Mama don’t go, daddy come home). Эту песню Джобс будет слушать очень часто.

Позднее Стив признается, что терапия Янова не оправдала возложенные на неё надежды:

«Это словно готовый, шаблонный ответ на все вопросы, где нет простора для воображения. Ты можешь кричать, но не более»

Однако Холмс утверждает, что после этой терапии Стив стал более уверен в себе:

«Джобс изменился. До этого он был очень раздражительным и резким, но недельная терапия усмирила его нрав, хоть и на время. Прибавилась уверенность в себе, а чувство ненормальности наоборот, уменьшилось»

Со временем Стив решил, что сможет вселить в других такую же уверенность, что появилась в нем и помочь им делать такие вещи, которые всегда казались невозможными. И Элизабет Холмс ощутила это на себе. После разрыва с Даниелом Коттке, она присоединилась к одному религиозному культу в Сан-Франциско. Обязательным условием был разрыв всех связей с друзьями и родственниками. Но это не помешало Стиву приехать туда и заявить, что он вместе с Элизабет отправляется на яблочную ферму Фридланда. И что самое интересно, вести автомобиль половину пути должна была Холмс, даже несмотря на её неумение обращаться с коробкой передач.

«Когда мы выехали на шоссе, он посадил меня за руль. Стив сам переключал передачи до тех пор, пока машина не разогналась до 90 км/ч., — вспоминает Холмс. – Потом он поставил альбом Дилана «Blood on the tracks», положил свою голову мне на голени и заснул. Джобс был уверен, что раз он умеет что-то делать, то и вы сумеете. Стив доверился мне, он предоставил мне свою жизнь, поэтому я поняла, что смогу сделать вещь, которая совсем недавно представлялась мне невозможной»

В этом и заключается светлая сторона того, что нам известно как «поле искажения реальности» Стива Джобса.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё в одном.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.

0 комментариев

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий