[Стив Джобс. Биография.] Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид

Книга «Стив Джобс». Автор Уолтер Айзексон. Переведено специально для www.appleinsider.ruКолледж Рид

Семнадцатью годами ранее, когда родители Джобса усыновили его, они сразу приняли решение: их сын обязательно должен учиться в колледже. Поэтому они усердно работали и откладывали деньги на его обучение. В результате, когда он достиг возраста абитуриента, у них накопилась скромная, но вполне достаточная для этого сумма. Однако к тому времени Джобс успел стать еще более своевольным, и осуществление заветной мечты давалось родителям непросто. Сначала он вовсе не собирался идти ни в какой колледж. «Я думаю, что если бы я не пошел в колледж, я бы рванул в Нью-Йорк», вспоминает Джобс, отмечая, что если бы он выбрал эту дорожку, то его жизнь сложилась бы совершенно по-другому (и этот мир наверняка был бы совсем другим, хочется добавить нам). Когда родители заставили его поступить в колледж, Стив прореагировал на это агрессивной пассивностью. Он не хотел идти учиться в более доступные вузы, такие как Беркли, где учился Воз. В то же время и более дорогой Стэнфорд, располагавшийся недалеко от их дома, тоже его не привлекал.

[Стив Джобс. Биография.] Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид

«Дети, которые шли учиться в Стэнфорд, уже с самого начала знали, чем хотят заниматься в жизни, – говорит он. – Но они не являются творческими личностями. Мне хотелось чего-то, что было связано с искусством и другими интересными вещами».

Таким образом, в конечном итоге он настоял на поступлении в колледж Рид – частный гуманитарный вуз в Портленде (штат Орегон), который был одним из самых дорогих в стране. Однажды, когда он навещал Воза в Беркли, позвонил его отец и сказал, что пришло письмо из Рида, в котором сообщается, что Стив зачислен в колледж. Однако отец вместе с матерью пытались отговорить сына от того, чтобы поступать в этот вуз, поскольку они не могли себе этого позволить. Но Стив выставил им ультиматум: если он не идет в Рид, он не идет никуда. Как обычно, родители уступили ему.

В Риде обучалась лишь одна тысяча студентов, то есть вдвое меньше, чем в Homestead High. Учебное заведение было известно своим либеральным духом и хиппистским образом жизни, который с большим трудом сочетался с необходимостью соответствовать общепринятым академическим стандартам и следовать курсам профилирующих дисциплин. Пятью годами ранее гуру психоделического просвещения Тимоти Лири, скрестив ноги, восседал на территории колледжа Рид, проводя в стенах вуза экскурсию под названием «Лига духовных исканий» (League for Spiritual Discovery, LSD). Во время мероприятия он изрек:

«Как и всякая великая религия прошлого, мы пытаемся найти божественное внутри себя… Эти древние цели мы определяем метафорой современности: включайтесь, настраивайтесь и отчисляйтесь»

Многие студенты колледжа Рид восприняли все эти три императива максимально серьезно: доля добровольно отчислившихся из колледжа студентов в семидесятых превысила одну треть.

Когда осенью 1972 года Джобс поступил в этот вуз, родители отвезли его на машине в Портленд, но, желая вновь проявить свой бунтарский характер, он не позволил им зайти на территорию кампуса. На самом деле, тогда он даже не удосужился попрощаться с родителями и поблагодарить их. Этот момент он вспоминает с сожалением, что не очень-то ему свойственно:

«Это один из моментов моей жизни, за которые мне очень стыдно. Я проявил себя как бесчувственный человек и оскорбил их чувства. Мне не следовало этого делать. Они через столько прошли, чтобы я имел возможность там учиться, а я даже не захотел, чтобы они были рядом. Тогда мне не хотелось, чтобы кто-то знал, что у меня есть родители. Я хотел выглядеть сиротой, который скитается по стране на поездах, и только что прибыл ниоткуда: без корней, без связей, без прошлого».

В конце 1972 года в жизни американских кампусов наблюдались серьезные перемены. Вьетнамская война вместе с вызванными ей недовольствами начала сходить на нет. На смену политической активности, которая выражалась в ожесточенных ночных беседах в общежитиях, пришла заинтересованность в поисках путей к личной самореализации. Джобс не на шутку увлекся книгами, связанными с духовностью и просветлением, в числе которых «Будь здесь и теперь» (Be Here Now) — руководство по медитации и чудесам психоделических наркотиков от автора Бабы Рам Дасса, рожденного под именем Ричард Алперт.

«Это оказало на меня глубокое влияние, – вспоминает Джобс. – Все это кардинально изменило меня и моих друзей».

Самым близким другом Стива в то время был еще один косматый и небритый первокурсник по имени Дэниел Коттке. Они познакомились спустя неделю после поступления в Рид и сразу же подружились на почве любви к дзен-буддизму, Бобу Дилану и кислоте. Коттке, приехавший в колледж из зажиточного пригорода Нью-Йорка, был умным, но не особо расторопным юношей. А его кроткий нрав, присущий детям цветов, был еще более смягчен благодаря его увлечению буддизмом. Духовные поиски воспитали в нем презрение к материальным благам, что не помешало ему восхититься принадлежавшим Стиву магнитофоном.

«У Стива был катушечный магнитофон TEAC и громадное количество пиратских концертных записей Дилана, – вспоминает Коттке. – Он был очень привлекательным человеком и в то же время помешанным на технике».

Джобс проводил много времени с Коттке и его подружкой Элизабет Холмс, даже после того как при первой же встрече оскорбил ее вопросом о том, сколько ей нужно было заплатить, чтобы она согласилась переспать с другим мужчиной. Они вместе катались автостопом к морскому побережью, участвовали в традиционных спорах в общежитии о смысле жизни, посещали фестивали любви в местном храме кришнаитов и ходили в Дзен-центр, чтобы питаться бесплатной вегетарианской пищей.

«Это было очень весело, – говорит Коттке. – Но в то же время и познавательно, потому что мы воспринимали дзен очень серьезно».

Джобс начал обмениваться с Коттке и другими книгами, в числе которых «Разум дзен» (Zen Mind), и «Разум начинающего» (Beginners Mind)  Шунрю Судзуки, «Автобиография Йоги» (Autobiogra­phy of a Yogi) Парамахансы Йогананды, а также «Прорыв через духовный материализм» (Cutting Through Spiritual Materialism) Чонгьяма Трунгпы. В мансарде над комнатой Элизабет Холмс они создали комнату для медитаций, в которой разместили индийские гравюры, коврик dhurrie, свечи, фимиам и подушки для медитации.

 «В потолке был люк, который вел на мансарду, где было много свободного пространства, – говорит Джобс. – Иногда мы брали туда с собой психоделические наркотики, но чаще просто медитировали».

Увлечение Джобса духовными традициями востока, в особенности дзен-буддизмом, не было просто приходящим веянием молодости. Он воспринял это с большим энтузиазмом, и все это стало частью его личности.

«Стив был очень предрасположен для изучения дзен, – отмечает Коттке. – И это оказало на него глубинное влияние. Это чувствуется в его последовательном стремлении к эстетике минимализма и внимании к деталям».

Кроме того, на Джобса оказало очень большое влияние то, насколько много внимания буддисты уделяют такой вещи как интуиция. «Я начал постигать, что интуитивное понимание и осознание намного важней, чем абстрактное мышление и интеллектуальный логический анализ», вспоминал он поздней. В то же время его неуемный характер мешал ему достичь внутреннего покоя. Подкованность в теоретических аспектах дзен-буддизма не сопровождалась у него умиротворением, спокойствием духа и терпимостью к окружающим.

Джобс и Коттке очень любили играть в германский вариант шахмат 19 века, получивший название Kriegspiel. Этот вариант игры заключался в том, что противники сидели спиной друг к другу, и у каждого была собственная доска. Один противник не мог видеть фигур другого: модератор сообщал игроку, может ли он делать данный ход, и участникам нужно было догадываться о том, где находятся фигуры оппонента.

«Самая безумная игра у нас была, когда за окном шел сильный дождь с грозой, а мы сидели и играли у камина, – вспоминает Холмс, которая выполняла функцию модератора. – Они были закинуты кислотой и делали ходы так быстро, что я едва за ними поспевала».

Еще одной книгой, которая сильно повлияла на Джобса во время обучения на первом курсе, стала «Диета для маленькой планеты» (Diet for a Small Planet) Фрэнсиса Мура Лаппа, в которой описывались достоинства вегетарианства на уровне отдельной личности и всей планеты. «Именно в тот момент я поклялся, что больше никогда не буду есть мясо», вспоминает Стив. Книга также вызвала у него желание перейти на экстремальные диеты, которые предполагали очищение организма, посты или употребление в пищу в течение нескольких недель одного или двух видов продуктов, например, моркови или яблок. За время первого курса обучения Джобс и Коттке стали убежденными вегетарианцами.

«Стив отдался этому даже более рьяно, чем я, – вспоминает Коттке. – Он тогда жил на одних овсяных хлопьях Roman Meal».

Они ходили в фермерский кооператив и покупали коробку хлопьев, которой Стиву хватало на неделю, а также другие виды здоровой пищи:

«Он мог набрать фиников, миндаля и огромное количество моркови. У него была соковыжималка Champion, и мы готовили морковный сок и салат из моркови. Поговаривали, что из-за употребления такого большого количества морковок Стив уже сам начинал становиться оранжевым, и мне это казалось правдой».

Гастрономические пристрастия Стива приобрели еще более радикальный характер, когда он прочел книгу Арнольда Эрета «Система целительной диеты с очищением от слизей» (Mucusless Diet Healing System). Автор был немецким диетическим фанатиком начала 19 века и считал, что если питаться только фруктами и овощами, это воспрепятствует образованию в теле человека вредных слизей. Кроме того, он рекомендовал регулярно чистить организм продолжительными голодовками. Это означало, что из без того скудного рациона Стива должны будут исчезнуть даже овсяные хлопья Roman Meal, а также хлеб, злаки и молоко.

«Я погрузился в это со свойственным мне сумасшедшим рвением», вспоминает Джобс.

Однажды они с Коттке просидели целую неделю на одних яблоках, после чего Джобс начал пытаться практиковать еще более радикальные посты. Он начал с двухдневных голодовок, а впоследствии смог растягивать их на неделю или еще больше. Завершал свои посты он очень осторожно, при помощи большого количества воды и овощей.

«Через неделю начинаешь чувствовать себя просто фантастически, – говорит он. – От отсутствия необходимости в переваривании всей этой еды значительно повышается жизненный тонус организма. Я был в превосходной форме: чувствовалось, то сейчас я встану и запросто дойду пешком до Сан-Франциско».

Вегетарианство и дзен-буддизм, медитация, кислота и рок-н-ролл – все это причудливо объединялось в Джобсе. Это были приметы того времени, когда представители субкультуры студенческих кампусов стремились найти просветления. И даже несмотря на то, что в конечном итоге его обучение в Риде не сложится, эта безумная смесь с успехом будет дополнена одержимостью технологиями и электроникой.
Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё в одном.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.

 
Чтобы оставить комментарий