[Стив Джобс. Биография.] Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид

7

Книга «Стив Джобс». Автор [Стив Джобс. Биография.] Глава 3. Часть вторая. Колледж РидКолледж Рид

Семнадцатью годами ранее, когда родители Джобса усыновили его, они сразу приняли решение: их сын обязательно должен учиться в колледже. Поэтому они усердно работали и откладывали деньги на его обучение. В результате, когда он достиг возраста абитуриента, у них накопилась скромная, но вполне достаточная для этого сумма. Однако к тому времени Джобс успел стать еще более своевольным, и осуществление заветной мечты давалось родителям непросто. Сначала он вовсе не собирался идти ни в какой колледж. «Я думаю, что если бы я не пошел в колледж, я бы рванул в Нью-Йорк», вспоминает Джобс, отмечая, что если бы он выбрал эту дорожку, то его жизнь сложилась бы совершенно по-другому (и этот мир наверняка был бы совсем другим, хочется добавить нам). Когда родители заставили его поступить в колледж, Стив прореагировал на это агрессивной пассивностью. Он не хотел идти учиться в более доступные вузы, такие как Беркли, где учился Воз. В то же время и более дорогой Стэнфорд, располагавшийся недалеко от их дома, тоже его не привлекал.

«Дети, которые шли учиться в Стэнфорд, уже с самого начала знали, чем хотят заниматься в жизни, – говорит он. – Но они не являются творческими личностями. Мне хотелось чего-то, что было связано с искусством и другими интересными вещами».

Таким образом, в конечном итоге он настоял на поступлении в колледж Рид – частный гуманитарный вуз в Портленде (штат Орегон), который был одним из самых дорогих в стране. Однажды, когда он навещал Воза в Беркли, позвонил его отец и сказал, что пришло письмо из Рида, в котором сообщается, что Стив зачислен в колледж. Однако отец вместе с матерью пытались отговорить сына от того, чтобы поступать в этот вуз, поскольку они не могли себе этого позволить. Но Стив выставил им ультиматум: если он не идет в Рид, он не идет никуда. Как обычно, родители уступили ему.

В Риде обучалась лишь одна тысяча студентов, то есть вдвое меньше, чем в Homestead High. Учебное заведение было известно своим либеральным духом и хиппистским образом жизни, который с большим трудом сочетался с необходимостью соответствовать общепринятым академическим стандартам и следовать курсам профилирующих дисциплин. Пятью годами ранее гуру психоделического просвещения Тимоти Лири, скрестив ноги, восседал на территории колледжа Рид, проводя в стенах вуза экскурсию под названием «Лига духовных исканий» (League for Spiritual Discovery, LSD). Во время мероприятия он изрек:

«Как и всякая великая религия прошлого, мы пытаемся найти божественное внутри себя… Эти древние цели мы определяем метафорой современности: включайтесь, настраивайтесь и отчисляйтесь»

Многие студенты колледжа Рид восприняли все эти три императива максимально серьезно: доля добровольно отчислившихся из колледжа студентов в семидесятых превысила одну треть.

Когда осенью 1972 года Джобс поступил в этот вуз, родители отвезли его на машине в Портленд, но, желая вновь проявить свой бунтарский характер, он не позволил им зайти на территорию кампуса. На самом деле, тогда он даже не удосужился попрощаться с родителями и поблагодарить их. Этот момент он вспоминает с сожалением, что не очень-то ему свойственно:

«Это один из моментов моей жизни, за которые мне очень стыдно. Я проявил себя как бесчувственный человек и оскорбил их чувства. Мне не следовало этого делать. Они через столько прошли, чтобы я имел возможность там учиться, а я даже не захотел, чтобы они были рядом. Тогда мне не хотелось, чтобы кто-то знал, что у меня есть родители. Я хотел выглядеть сиротой, который скитается по стране на поездах, и только что прибыл ниоткуда: без корней, без связей, без прошлого».

В конце 1972 года в жизни американских кампусов наблюдались серьезные перемены. Вьетнамская война вместе с вызванными ей недовольствами начала сходить на нет. На смену политической активности, которая выражалась в ожесточенных ночных беседах в общежитиях, пришла заинтересованность в поисках путей к личной самореализации. Джобс не на шутку увлекся книгами, связанными с духовностью и просветлением, в числе которых «Будь здесь и теперь» (Be Here Now) — руководство по медитации и чудесам психоделических наркотиков от автора Бабы Рам Дасса, рожденного под именем Ричард Алперт.

«Это оказало на меня глубокое влияние, – вспоминает Джобс. – Все это кардинально изменило меня и моих друзей».

Самым близким другом Стива в то время был еще один косматый и небритый первокурсник по имени Дэниел Коттке. Они познакомились спустя неделю после поступления в Рид и сразу же подружились на почве любви к дзен-буддизму, Бобу Дилану и кислоте. Коттке, приехавший в колледж из зажиточного пригорода Нью-Йорка, был умным, но не особо расторопным юношей. А его кроткий нрав, присущий детям цветов, был еще более смягчен благодаря его увлечению буддизмом. Духовные поиски воспитали в нем презрение к материальным благам, что не помешало ему восхититься принадлежавшим Стиву магнитофоном.

«У Стива был катушечный магнитофон TEAC и громадное количество пиратских концертных записей Дилана, – вспоминает Коттке. – Он был очень привлекательным человеком и в то же время помешанным на технике».

Джобс проводил много времени с Коттке и его подружкой Элизабет Холмс, даже после того как при первой же встрече оскорбил ее вопросом о том, сколько ей нужно было заплатить, чтобы она согласилась переспать с другим мужчиной. Они вместе катались автостопом к морскому побережью, участвовали в традиционных спорах в общежитии о смысле жизни, посещали фестивали любви в местном храме кришнаитов и ходили в Дзен-центр, чтобы питаться бесплатной вегетарианской пищей.

«Это было очень весело, – говорит Коттке. – Но в то же время и познавательно, потому что мы воспринимали дзен очень серьезно».

Джобс начал обмениваться с Коттке и другими книгами, в числе которых «Разум дзен» (Zen Mind), и «Разум начинающего» (Beginners Mind)  Шунрю Судзуки, «Автобиография Йоги» (Autobiogra­phy of a Yogi) Парамахансы Йогананды, а также «Прорыв через духовный материализм» (Cutting Through Spiritual Materialism) Чонгьяма Трунгпы. В мансарде над комнатой Элизабет Холмс они создали комнату для медитаций, в которой разместили индийские гравюры, коврик dhurrie, свечи, фимиам и подушки для медитации.

 «В потолке был люк, который вел на мансарду, где было много свободного пространства, – говорит Джобс. – Иногда мы брали туда с собой психоделические наркотики, но чаще просто медитировали».

Увлечение Джобса духовными традициями востока, в особенности дзен-буддизмом, не было просто приходящим веянием молодости. Он воспринял это с большим энтузиазмом, и все это стало частью его личности.

«Стив был очень предрасположен для изучения дзен, – отмечает Коттке. – И это оказало на него глубинное влияние. Это чувствуется в его последовательном стремлении к эстетике минимализма и внимании к деталям».

Кроме того, на Джобса оказало очень большое влияние то, насколько много внимания буддисты уделяют такой вещи как интуиция. «Я начал постигать, что интуитивное понимание и осознание намного важней, чем абстрактное мышление и интеллектуальный логический анализ», вспоминал он поздней. В то же время его неуемный характер мешал ему достичь внутреннего покоя. Подкованность в теоретических аспектах дзен-буддизма не сопровождалась у него умиротворением, спокойствием духа и терпимостью к окружающим.

7 комментариев

  1. 0
    Сергей

    Спасибо большое за перевод, большая работа,здорово
    Но во всех частях просвещение, правильнее заменить на просветление

    • 0
      Мосунов Евгений

      Сергей, Да, вы правы. Enlightment — это конечно же просветление. Почему-то на автомате писалось «просвещение»)) Исправлено.

  2. 0
    Михаил

    Да спасибо. Очнь жду целую книгу в epub. Хочу почитать на айпаде целиком. Специально жду.

  3. 0

    Спасибо огромное! Невероятно то, как он себя изматывал. Скорее всего, от этого и рак поджелудочной 🙁

  4. 0

    Спасибо огромное …

  5. 0
    Дмитрий

    Спасибо за перевод!
    Но есть одно «но»:
    League for Spiritual Discovery — «Лига духовных открытий», а не исканий.

  6. 0
    Дмитрий

    То есть получается, что Фрэнсис Мур Лапп косвенно виновен в смерти Джобса.

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий