[Стив Джобс. Биография.] Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.

Запуск. Октябрь 1988 года

Джобс довел до совершенства искусство превращения презентаций продуктов в театральные представления. И при подготовке к мировой премьеры NeXT, которая должна была состояться 12 октября 1988 года в Симфоническом зале Сан-Франциско, он хотел превзойти самого себя. Тогда его задача состояла в том, чтобы даже сомневающиеся были шокированы увиденным. В течение нескольких недель, предшествовавших презентации, он почти каждый день ездил в Сан-Франциско, чтобы посещать викторианский особняк Сюзан Кэйр – графического дизайнера NeXT, разработавшего первоначальные шрифты и иконки для Macintosh. Она помогала ему в подготовке слайдов, а Джобс с максимальным трепетом относился ко всему: от выбора слов до правильного оттенка зеленого для фона.

[Стив Джобс. Биография.] Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.

«Вот этот зеленый мне нравится», гордо сказал он, когда они собрались прорепетировать презентацию перед сотрудниками.

«Хороший, хороший зеленый», одобрительно пробормотали собравшиеся.

Не было такой детали, которую можно было бы назвать незначительной. Джобс много раз изучал список приглашенных и даже меню ланча (минеральная вода, круассаны, сливочный сыр и побеги фасоли). Он выбрал компанию, занимающуюся видеопроекциями, и заплатил ей 60 000 долларов за помощь. Для подготовки представления он пригласил постмодернистского драматурга Джорджа Коутса. Коутс и Джобс приняли решение (и это было неудивительно) использовать минимум декораций на сцене. Процесс снятия покрывала с безупречного черного куба должен был происходить в радикально минималистичной обстановке: черный фон, стол, покрытый черной тканью, черная вуаль, накрывающая компьютер, и простая ваза цветов. Поскольку ни аппаратное, ни программное обеспечение на тот момент еще не было закончено, Джобсу предложили запустить симуляцию. Но он отказался. Отдавая себе отчет в том, что живая демонстрация была подобна хождению по канату без страховки, он решился на такой смелый шаг.

Мероприятие посетило более трех тысяч человек, которые выстроились в очередь за два часа до начала представления. Джобс провел на сцене три часа и вновь, по словам Эндрю Поллака из New York Times, подтвердил свой титул «Эндрю Ллойда Уэббера презентаций продуктов, а также мастера сценического волшебства и специальных эффектов». Уэс Смит из Chicago Tribune заявил, что это мероприятие стало «для презентаций продуктов тем же, чем стал для церковных собраний Второй ватиканский собор».

Когда Джобс произнес свою первую фразу «Приятно снова вернуться», аудитория бурно его поприветствовала. Начал он с краткого изложения истории архитектуры персональных компьютеров, после чего пообещал, что сегодня они станут свидетелями события, «которое случается один или два раза в десятилетие – когда демонстрируется новая архитектура, способная изменить облик компьютеров». Он заявил, что аппаратное и программное обеспечение NeXT разрабатывалось после консультаций с университетами по всей стране, которые проводились в течение трех лет.

«Мы поняли, что сфере высшего образования необходим мощный персональный компьютер», сказал он.

Как обычно, его речь изобиловала прилагательными в превосходной степени. Этот продукт, по его словам, был «фантастическим», «самым лучшим, что мы когда-либо могли вообразить». Его похвалы коснулись даже тех деталей, которые были скрыты от человеческого взора. На его кончиках пальцев балансировала квадратная монтажная плата, которая помещалась в кубическую коробку со стороной в 30 см. С воодушевлением он произнес:

«Я надеюсь, что немного позже вам доведется увидеть это лично. Это самая прекрасная монтажная плата, которую я когда-либо видел»

Затем он продемонстрировал, как этот компьютер может воспроизводить речи (в качестве примеров были выбраны «У меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга и «Не спрашивай» Джона Кеннеди), а также отсылать электронные письма с вложенными аудиофайлами. Затем он наклонился над микрофоном компьютера и попытался записать собственный звуковой файл: «Привет, это Стив. Отправляю сообщение о довольно историческом событии». После этого он попросил аудиторию поприветствовать его фразу аплодисментами, и публика выполнила его просьбу.

Одна из составных частей управленческой философии Джобса состояла в том, что время от времени необходимо бросать кости и «ставить компанию» на какую-нибудь новую идею или технологию. Во время запуска NeXT он похвастался тем, что в конечном итоге оказалось не очень мудрой ставкой. В частности, он оснастил компьютер вместительным (но медленным) оптическим приводом для чтения и записи дисков, но не дополнил его привычным дисководом.

«Два года назад мы приняли такое решение, – сказал он. – Мы увидели эту новую технологию и решили поставить на карту нашу компанию»

Далее он обратился к функции, которая оказалась куда более перспективной. «Мы сделали первые настоящие цифровые книги, – сказал он, имея в виду включение в машину оксфордской редакции произведений Шекспира и других топов. – Такого прогресса в сфере современных технологий печатных книг не наблюдалось со времен Гутенберга».

Иногда он в забавной манере демонстрировал свою осведомленность о собственных изъянах и использовал демонстрацию электронных книг, чтобы поиронизировать над собой. «Периодически для описания моего характера используют слово «непостоянный» (mercurial)», сказал он и сделал паузу. Аудитория засмеялась, причем с такой интонацией, будто бы точно знала, о чем он говорил. Особенно активны были передние ряды, которые в основном занимали сотрудники NeXT и бывшие члены команды Macintosh. Затем он ввел это слово в словарь компьютера и зачитал первое определение: «Связанный с планетой Меркурий или рожденный под этим знаком». Пролистывая страницу дальше, он сказал: «Думаю, вот в этом определении говорится то, что все они имеют в виду: Характеризуется непредсказуемостью и резкими переменами настроения». На этот раз смех был громче. «Если мы доберемся до тезауруса, мы видим антоним этого слова – «угрюмый» (saturnine). Что же это значит? Простым двойным нажатием мы получаем определение этого слова в словаре: «Холодный и постоянный в настроениях. Медленно реагирующий и с трудом меняющийся. Обладающий мрачным и хмурым характером». На его лице проступила едва заметная улыбка в ожидании взрывного хохота аудитории.

«Что ж, – заключил он. – Думаю, «непостоянный» это еще не настолько плохо»

После аплодисментов он воспользовался книгой цитат, чтобы намекнуть еще на одну свою личную особенность – поле искажения реальности. Цитата была взята из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». После того как Алиса пожаловалась на то, что, несмотря на все свои старания, ей никак не удается верить в невозможное, Белая Королева ответила: «Почему же, лично я иногда умудрялась успеть поверить в шесть невозможных вещей до завтрака». На этот раз зал вновь взорвался понимающим смехом.

Можно было сказать, что весь этот молодецкий задор служил одной цели – подсластить пилюлю главной плохой новости и отвлечь от нее внимание. Когда дело дошло до оглашения цены новой машины, Джобс прибегнул к приему, который он часто использовал в своих демонстрациях. Сначала он кратко рассказал о функциях продукта, утверждая, что они стоят «тысячи и тысячи долларов», и заставив аудиторию представить, насколько дорога должна быть эта машина. А после этого он огласил цену, которая, как он надеялся, должна была показаться всем низкой:

«Мы будем предлагать этот компьютер образовательным учреждениям по единой цене, составляющей 6500 долларов»

 Со стороны лояльной части публики послышались жидкие аплодисменты. Однако ученый наблюдательный совет долгое время требовал, чтобы Джобс сохранил цену на уровне от 2000 до 3000 долларов, и считал, что Джобс так и поступит. Некоторые члены совета пришли в ужас. Еще больше они были возмущены, когда узнали, что за принтер, поставляемый в виде опции, придется доплачивать еще  2000 долларов, а в связи с медленностью работы оптического диска предпочтительно было бы приобретение внешнего жесткого диска по цене 2500 долларов.

Существовал и еще один разочаровывающий момент, значение которого он пытался недооценить: «В начале следующего года состоится выход операционной системы за номером 0.9, предназначенной для разработчиков программного обеспечения и продвинутых пользователей». Фраза вызвала в зале нервный смех. Его заявление означало, что в действительности выхода машины и готового программного обеспечения под номером 1.0 в начале 1989 года не состоится. Он не стал сообщать конкретной даты релиза, а просто заявил, что это произойдет во втором квартале следующего года. На первом загородном мероприятии NeXT в конце 1985 года он, несмотря на упорство Джоанны Хоффман, не стал отказываться от желания завершить разработку машины к началу 1987 года. Теперь было очевидно, что релиз ее состоится позднее, чем через два года.

Мероприятие закончилось в буквальном смысле на мажорной ноте. Джобс пригласил на сцену скрипача из Симфонического зала Сан-Франциско, который сыграл баховский Концерт для скрипки в ля-миноре дуэтом со стоявшим на сцене компьютером NeXT. Публика оценила это исполнение бурными аплодисментами, забыв на время о разочарованиях, связанных с ценой и переносом даты выпуска. Когда после презентации журналист спросил Джобса, почему машина выйдет на рынок с опозданием, тот ответил:

«С каким опозданием? Этот компьютер на пять лет опережает свое время»

Придерживаясь своей стандартной практики, Джобс предложил выбранным изданиям провести «эксклюзивные» интервью в обмен на то, что они разместят эти статьи на свои обложки. На этот раз он зашел со своей «эксклюзивностью» слишком далеко, хотя это особо никому не навредило. Он дал согласие на предложение Кэти Хэфнер из Business Week’s об эксклюзивном интервью перед презентацией, но в то же время заключил аналогичные соглашения с журналами Newsweek и For­tune. Однако он не был осведомлен о том, что Сюзан Фрейкер, которая являлась одним из ведущих редакторов Fortune, была замужем за редактором Newsweek Мэйнардом Паркером. Во время редакторского совещания Fortune, когда они со сладостным предвкушением разговаривали о предстоящем эксклюзиве, Фрейкер упомянула, что, как ей удалось разузнать, журналу Newsweek также пообещали дать эксклюзивное интервью, причем это издание должно будет поступить в магазины на несколько дней раньше Fortune. В результате на той неделе Джобс оказался на обложках только двух журналов. Newsweek опубликовала заголовок «Мистер Чип» и разместила Джобса, облокотившегося на прекрасный NeXT, который журнал провозглашал «самой восхитительной машиной последних лет». На обложке Business Week он имел ангельский вид, был одет в темный костюм и стоял, сжав кончики пальцев, как это обычно делает проповедник или профессор. Но Хафнер в своем материале решила подробно рассказать обо всех манипуляциях, которые окружали этот эксклюзив.

«Компания NeXT внимательно вычитывала интервью своих сотрудников и поставщиков зорким взглядом цензора, – писала она. – Эта стратегия сработала, но какой ценой? Такое эгоистичное и беспощадное маневрирование демонстрирует ту сторону личности Стива Джобса, которая стоила ему карьеры в Apple. Эта черта состоит в том, что Джобс постоянно испытывает необходимость в контроле над всем и вся»

Когда шумиха стихла, реакция на компьютер NeXT была очень сдержанная, особенно по той причине, что он до сих пор не был доступен на рынке. Билл Джой, блестящий и острый на язык старший научный сотрудник конкурирующей компании Sun Microsystems, назвал его «первой рабочей станцией для яппи», что вряд ли можно было рассматривать как искренний комплимент. Билл Гейтс, как можно было ожидать, продолжил публично выражать свой скептицизм.

«Честно скажу, я разочарован, – сказал он в интервью Wall Street journal. – В 1981 году мы были искренне восхищены Macintosh, когда Стив показал нам его, потому что если поставить его рядом с любым компьютером, он выглядел так, как ничто другое на планете. А машина NeXT не такая. Если взглянуть на нее в более широком масштабе, то большинство ее функций просто тривиальны»

Гейтс заявил, что Microsoft продолжит воздерживаться от написания программ для NeXT. Сразу же после презентации этого компьютера Гейтс написал своим сотрудникам пародийное электронное письмо, которое начиналось словами: «Реальность оказалась в подвешенном состоянии». Оглядываясь назад, Гейтс смеется и говорит, что это было «пожалуй, лучшее письмо, которое я написал в своей жизни».

Когда компьютер NeXT в середине 1989 года, наконец, поступил в продажу, завод был в состоянии выпускать десять тысяч машин в месяц. Как выяснилось в конечном итоге, продажи составили лишь около четырехсот компьютеров в месяц. Заводские роботы, так симпатично раскрашенные, львиную долю времени простаивали без работы, а компания NeXT несла гигантские убытки.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».
Глава 33. Часть вторая. Фильм имени Стива.
Глава 33. Часть третья. Развод.
Глава Тридцать Четвертая. Mac 21-го века.
Глава 34. Часть Первая. Ракушки, подсолнечники и кубики льда.
Глава 34. Часть Вторая. Процессоры Intel.
Глава 34. Часть Третья. Опционы.
Глава Тридцать Пятая. Раунд первый.
Глава 35. Часть первая. Рак.
Глава 35. Часть вторая. Вручение дипломов в Стэнфорде.
Глава 35. Часть третья. Пятидесятилетний лев.
Глава Тридцать Шестая. iPhone.
Глава 36. Часть первая. iPod, который может звонить.
Глава 36. Часть вторая. Мультитач
Глава 36. Часть третья. Gorilla Glass.
Глава 36. Часть четвертая. Дизайн.
Глава 36. Часть пятая. Релиз.
Глава Тридцать Седьмая. Раунд второй.
Глава 37. Часть первая. Битвы 2008 года.
Глава 37. Часть вторая. Мемфис.
Глава 37. Часть третья. Возвращение.
Глава Тридцать Восьмая. iPad.
Глава 38. Часть первая. Революцию заказывали?
Глава 38. Часть вторая. Запуск. Январь 2010 года.
Глава 38. Часть третья. Реклама.
Глава 38. Часть четвертая. Приложения.
Глава 38. Часть пятая. Книгоиздательство и журналистика.
Глава Тридцать Девятая. Новые битвы и эхо былых.
Глава 39. Часть первая. Google: Открытое против закрытого.
Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль.
Глава 39. Часть третья. «Антеннагейт»: Дизайнеры против инженеров.
Глава 39. Часть четвертая. Солнце взошло.
Глава Сороковая. Бесконечность не предел.
Глава 40. Часть первая. iPad 2.
Глава 40. Часть вторая. iCloud.
Глава 40. Часть третья. Новый Кампус.
Глава Сорок Первая. Раунд Третий.
Глава 41. Часть первая. Семейные узы.
Глава 41. Часть вторая. Барак Обама.
Глава 41. Часть третья. Третий больничный, 2011 год.
Глава 41. Часть четвертая. Гости.
Глава 41. Часть пятая. Этот день настал.
Глава Сорок Вторая. Наследие.
Глава 42. Наследие.

And one more thing…