[Стив Джобс. Биография.] Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.

1
Книга «Стив Джобс». Автор Уолтер Айзексон. Переведено специально для www.appleinsider.ru

Джобс. Биография.] Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула..

Майк Марккула

Для всего этого им нужны были деньги. «На изготовление пластикового корпуса было необходимо 100 000 долларов, – говорит Джобс. – В общей сложности для производства машины было нужно около 200 000 долларов». И тогда Стив снова пошел к Нолану Бушнелу, но на этот раз попросил у него денег в обмен на миноритарную долю в компании.

«Он попросил меня вложить 50 000 долларов и за это предложил треть в компании, – вспоминает Бушнел. – Я был слишком умным, и поэтому отказался. Сейчас смешно об этом вспоминать, но только в те периоды, когда не хочется плакать»

Бушнел посоветовал Джобсу обратиться к Дону Валентайну – бывшему менеджеру по маркетингу в National Semiconductor. Он прославился тем, что открыл компанию Se­quoia Capital, ставшую пионером в области венчурных инвестиций. Валентайн приехал в гараж Джобса на «Мерседесе», одетый в голубой костюм с галстуком и застегнутой на все пуговицы рубашкой. Первое, на что он обратил внимание, это неопрятный вид Джобса и исходивший от него неприятный запах:

«Стив пытался выглядеть как олицетворение контркультуры. Он носил бороду, был очень тощим и походил на Хо Ши Мина»

Тем не менее, инвестировать в Кремниевую долину Валентайн стал не потому, что присматривался к внешнему виду ее обитателей. Куда больше его беспокоило то, что Джобс ничего не знал о маркетинге и, казалось, готов был до конца жизни лично ходить по отдельным магазинам и продавать им свои продукты.

«Если ты хочешь, чтобы я вложил в тебя деньги, – сказал Валентайн Джобсу, – ты должен найти партнера, который разбирался бы в вопросах маркетинга и дистрибуции и смог бы подготовить бизнес-план»

Когда старшие люди давали Джобсу советы, он в силу своего характера сразу начинал щетиниться, но в то же время не забывал и внимательно слушать. И в случае с Валентайном он решил прислушиваться к словам более опытного человека повнимательней. «Предложи мне три кандидатуры», ответил он. Валентайн так и поступил, и по результатам трех встреч Джобс остановил свой выбор на человеке по имени Майк Марккула, который в ближайшие два десятилетия сыграет важнейшую роль в развитии компании Apple.

Марккуле было всего тридцать три, но он уже успел поработать в таких компаниях как Fairchild и Intel, где он заработал миллионы долларов на опционах акций, когда производитель процессоров стал публичной компанией. Он был очень осторожным и проницательным человеком, а отточенности его движений позавидовал бы любой гимнаст. Наиболее эффективен он был в разработке стратегий ценообразования, сетей дистрибуции, маркетинга и финансах. Будучи молодым человеком, он активно наслаждался неожиданно свалившимся на него богатством. Сначала он построил себе дом в Лейк Тахое, а затем и загородный особняк на холме у леса. На первую встречу с Джобсом он приехал не на черном «Мерседесе», как Валентайн, а на безупречно отполированном кабриолете Corvette золотистого цвета.

«Когда я подъехал к их гаражу, Воз, сидевший у верстака, немедленно начал показывать мне Apple II, – вспоминает Марккула. – Хотя я никак не мог отделаться от мысли о том, что этим ребятам не мешало бы постричься, все равно то, что я увидел на верстаке, произвело на меня куда более сильное впечатление. В конце концов, постричься-то в любой момент можно»

Марккула сразу понравился Джобсу:

«Он был невысок ростом и успел поработать на высшей маркетинговой должности в Intel, что, как я догадываюсь, вселяло в него стремление к самоутверждению»

Кроме того, Майк поразил Джобса своей справедливостью и представлением о человеческом достоинстве:

«В ситуациях, когда ему следовало бы поиметь тебя, он не стал бы этого делать. У него были очень сильные моральные принципы»

Не меньшее впечатление он произвел и на Возняка.

«Я считаю, что он был самым любезным человеком, которого я встречал в своей жизни, – говорит он. – Более того: ему действительно нравилось то, что мы делали!»

Марккула предложил Джобсу совместно сесть за составление бизнес-плана. «Если все будет выглядеть хорошо, я вложу деньги, – сказал он. – Если нет – несколько недель моего времени обойдется вам бесплатно». Джобс начал ходить к Марккуле домой по вечерам, высказывая свои планы и беседуя с ним до поздней ночи.

«Мы делали самые разные предположения: например, сколько домов получат персональные компьютеры через несколько лет. В итоге мы засиживались до 4 часов утра», вспоминает Джобс.

И вот, когда бóльшая часть плана была готова, Марккула решил прекратить этим заниматься:

«Стив мог сказать мне: «Я принесу тебе этот раздел в следующий раз», но на самом деле он ничего вовремя не приносил. Поэтому я решил завязать»

План Марккулы предусматривал поиск путей выхода за рамки рынка компьютерных энтузиастов.

«Он говорил о том, чтобы продавать компьютеры обычным людям, живущим в обычных домах. Такие машины должны были помогать им печатать любимые рецепты или вести учет домашних расходов», вспоминает Возняк.

Марккула выступил с безумным пророчеством:

«Через пару лет мы войдем в список 500 крупнейших компаний по версии журнала Fortune. Это начало новой отрасли, такие события происходят раз в десятилетие»

В действительности Apple понадобится семь лет, чтобы попасть в список Fortune, однако можно сказать, что по своему духу предсказание Маркуллы все же сбылось.

Взамен на одну треть в компании Марккула предложил выделить гарантированную кредитную линию на 250 000 долларов. Apple должна была стать корпорацией, и они вместе с Джобсом и Возняком должны были получить по 26-процентной доле. Оставшиеся акции планировалось отложить для привлечения инвесторов в будущем. Троица встретилась в особняке Марккулы и у плавательного бассейна подписала договор.

«Я сильно сомневался в том, что Майк когда-либо снова увидит свои 250 000 долларов, и меня впечатлила его готовность принимать на себя такой риск», вспоминает Джобс.

И вот наступил момент, когда было необходимо заставить Возняка перейти на постоянную работу в Apple. «Почему я не могу здесь просто подрабатывать, а работу в HP считать своим основным местом занятости, которое будет работой моей жизни?», вопрошал он. Но Марккула сказал, что так не пойдет, и дал Возняку несколько дней на принятие решения.

«Я чувствовал себя очень неуверенно, создавая компанию, где я должен был давать людям указания и контролировать их, – вспоминает Возняк. – А ведь я уже давно решил для себя, что никогда не стану авторитарным руководителем»

В конце концов Возняк пришел в особняк Марккулы и заявил, что никуда не уходит из HP. Марккула пожал плечами и смирился с таким решением, но Джобса это очень расстроило. Что он только ни делал, чтобы уговорить друга изменить свое мнение. Он просил друзей помочь переубедить его, кричал и закатывал истерики. Однажды он даже приехал к родителям Возняка, расплакался и начал умолять его отца Джерри о помощи. В то время Возняк старший понимал, что Apple II сможет принести друзьям немало денег, и решил встать на сторону Джобса.

«В какой-то момент мне на работу начали звонить папа, мама, брат, разные друзья, – вспоминает Возняк. – И каждый из них говорил мне, что я сделал неправильный выбор»

Но тактика эта оказалась неудачной. Тем не менее, однажды Аллен Баум, их товарищ по клубу Allen Buck Fry Club в Homestead High, позвонил ему и сказал: «Я думаю, что тебе действительно нужно этим заняться». Аргумент Баума состоял в том, что если Возняк начнет постоянно работать в Apple, ему не нужно будет обязательно вступать в руководящий состав: при желании он мог бы остаться простым инженером.

«Это было именно то, что мне нужно, – поздней заявил Возняк. – Я мог оставаться внизу этой иерархической системы и быть обычным инженером»

Поразмыслив, он позвонил Джобсу и сказал, что готов посвятить все свое время новой компании.

3 января 1977 года была официально создана новая корпорация под названием Apple Computer Co. Она пришла на смену товариществу, которое было сформировано девятью годами ранее Джобсом и Возняком. В результате опроса, проведенного в тот месяц в Клубе самодельных компьютеров, было выяснено, что из 181 человека, владевшего персональными компьютерами, лишь шестеро были обладателями машин от Apple. Однако Джобс был абсолютно уверен, что с приходом Apple II ситуация кардинально изменится.

Впоследствии Марккула станет для Джобса чем-то вроде еще одного отца. Как его приемный отец, он будет подпитывать сильную волю Стива, и как его биологический отец, в конечном итоге он его бросит.

«Марккула имел с Джобсом отношения, которые можно описать как отношения отца и сына», заявил венчурный капиталист Артур Рок, который обучал Стива премудростям продаж и маркетинга.

«Майк действительно взял меня под свое крыло, – вспоминает Джобс. – Его система ценностей вполне пересекалась с моей. Он научил меня тому, что никогда не следует создавать компанию, ставя перед собой цель стать богатым. Твоя цель должна состоять в том, чтобы делать то, во что ты искренне веришь, и в создании компании, которая просуществует долго»

Марккула изложил свои принципы в одностраничном документе под названием «Маркетинговая философия Apple», где он сделал акцент на трех моментах. Первый из них состоял в эмпатии – необходимости установить интимную связь с чувствами потребителя:

«Мы должны по-настоящему понимать их потребности лучше, чем какая-либо другая компания»

В качестве второго принципа выступало сосредоточение:

«Чтобы эффективно справляться с поставленными задачами, мы должны избавиться от всех возможностей, которые не имеют большой значимости»

Третий и не менее важный принцип был назван несколько странно – внедрение. В нем Марккула настаивал на том, что люди формируют представление о компании и ее продуктах на основании тех сигналов, которые она им посылает:

«Люди ВСЕГДА встречают по одежке. Мы можем делать лучший продукт с высочайшим качеством и с самым удобным программным обеспечением. Но если мы выставляем его в неряшливом виде, люди подумают, что и внутри он такой же, как снаружи. Если мы преподнесем его профессионально и эффектно, мы внедрим в умы людей мысль о том, что продукт обладает теми качествами, которые они хотят в нем найти»

В течение всей своей дальнейшей карьеры Джобс всегда старался понимать потребности и желания потребителей лучше, чем любой другой лидер бизнеса. Кроме того, он уделял основное внимание небольшому количеству центральных продуктов своего модельного ряда и, наконец, порой с маниакальной сосредоточенностью следил за тем, как осуществляется маркетинговое сопровождение товаров, включая малейшие детали упаковки.

«Когда ты открываешь коробку с iPhone или iPad, приятные ощущения от восприятия продукта начинаются уже на тактильном уровне, – говорит Джобс. – И этому меня научил Майк».

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё в одном.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.

1 комментарий

  1. 0

    Даааааа.
    Эту ямочку на кнопке HOME на коробке с iphone я навсегда запомнил/

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий