[Стив Джобс. Биография] Наследие

10

Steve Jobs by appleinsider.ru

Глава 42. Наследие.
На яркий небосвод воображенья

Его личность оставила свой след на всех созданных им продуктах. Как в философии Apple, прослеживающейся от самого первого Macintosh 1984 года до самого последнего iPad, так и в жизни Стива в основе всего лежала плотная интеграция всех элементов. Его энтузиазм и стремление к совершенству, его напористость и сильнейшее желание творить, его жестокость и одержимость – всё это нашло своё отражение в манере ведения бизнеса и получившихся продуктах.

В основе единого поля, связывающего личность Джобса с созданными им продуктами, лежит внутренняя энергия. Вкупе с немигающим взглядом, его молчание могло уязвить человека столь же сильно, как гневная отповедь. Энергия Стива порой очаровывала окружающих, как, например, во время рассказов о глубоком смысле, сокрытом в музыке Боба Дилана, или когда на презентациях Джобс рассказывал, что новый продукт – венец трудов Apple за всю её историю. С таким же успехом Стив мог вселить ужас в сердца людей. Именно такой эффект и производили речи Джобса, когда он обвинял Google и Microsoft в воровстве у Apple.

Так у него развилось двойное видение мира. Коллеги говорят о раздвоении Стива на героя и придурка. Одна крайность сменяла другую, нередко в течение одного и того же дня. То же самое можно сказать и о созданных им продуктах, о его идеях, о пристрастиях в еде. Либо «лучшее в мире», либо дерьмо, отстой и несъедобное. Отсюда вспышки неконтролируемого гнева при виде малейшего огреха. Обработка металлических элементов, изгиб головки винта, оттенок синего на коробке, интуитивность управления – он будет называть их дерьмом ровно до тех пор, пока внезапно не назовет совершенством. Он считал себя художником. Им он, собственно, и был, а потому и позволял себе выходки творческой натуры.

В погоне за совершенством Стивен Джобс довел Apple до досконального контроля над каждым выпускаемым продуктом. Его тело покрывалось сыпью при виде программного обеспечения от Apple, запущенного на убогих устройства другой компании, а от одной только мысли установить на безукоризненно чистое «яблочное» устройство грязное, непроверенное приложение его выворачивало наизнанку.

Объединив программное обеспечение, аппаратное обеспечение и контент в единую систему, Стив смог добиться простоты. Астроном Иоганн Кеплер как-то сказал: «Природа любит простоту и единство». Точно так же их любил и Стив Джобс.

Ведомый инстинктом интеграции, Стив без тени сомнения занял четкую позицию в одном из ключевых противостояний цифрового мира – открытое против закрытого. Хакерский дух, унаследованный от «Клуба самодельных компьютеров», призывал к открытому подходу; подходу, где весь контроль не был бы сосредоточен в одних руках, где пользователи могли по желанию модифицировать «начинку» устройства, делиться кодами, работать с открытыми стандартами, остерегаться проприетарных систем и создавать приложения, совместимые с большим количеством устройств и операционных систем. К лагерю именно таких людей и принадлежал Стив Возняк: созданный им компьютер Apple II легко открывался, и к имеющимся у него слотам и разъёмам пользователь мог подключить всё, что душе угодно. Но Стив, с появлением на свет своего ребенка по имени Macintosh, оказался в лагере соперника: ради простоты и безупречной работы программное и аппаратное обеспечение были соединены в одно целое, а это шло наперекор хакерскому духу.

В итоге Джобс запретил устанавливать операционную систему с компьютера Macintosh на какие-либо другие устройства. В Microsoft взяли курс в противоположном направлении, позволив устанавливать Windows направо и налево. Они не производили изящные компьютеры, зато доминировали в секторе операционных систем. Когда доля Apple на рынке упала ниже 5 %, Microsoft был удостоен лавров победителя в мире персональных компьютеров.

Тем не менее в долгосрочной перспективе модель Джобса доказала свою состоятельность. Даже занимая маленькую долю рынка, Apple получала крупную прибыль, тогда как прибыль других производителей компьютеров, по мере наполнения рынка, падала. В 2010 году, например, доля Apple на рынке персональных компьютеров составляла 7 %, но при этом 35 % всей операционной прибыли компании из Купертино шло именно оттуда.

Куда более значимые плоды вера Стива в полную интеграцию дала в начале 2000-х годов, когда Apple взяла курс на стратегию цифрового хаба – превращение настольного компьютера в центр целой системы с возможностью подключения всевозможных портативных устройств. Плеер iPod – один из элементов этой плотно интегрированной системы, и для его пользования им необходимо загрузить специальную программу от Apple под названием iTunes, а там уже, через iTunes Store, загружать контент. В итоге iPod, как годами позднее iPhone и iPad, выглядел идеальным устройством на фоне топорных устройств от конкурентов, не имеющих аналога интегрированной системы Apple.

Стратегия оправдала возложенные ожидания. В мае 2000 года рыночная стоимость Apple оценивалась в 1/20 Microsoft. В мае 2010 года Apple обогнала Microsoft и стала самой дорогой технологической компанией. К сентябрю 2011 Apple стоила на 70 % дороже, чем Microsoft. За первый квартал 2011 года доля Windows-компьютеров сократилась на 1 %, тогда как доля Macintosh выросла на 28 %.

К этому моменту борьба перенеслась в мир мобильных устройств. Google, избравший более открытый подход, сделал свою операционную систему Android доступной для любого производителя планшетов или мобильных телефонов. К 2011 году доля Google на рынке мобильных устройств была такой же, как и у Apple. Минусом открытости Android стала сильная фрагментация: производители приукрашивали операционную систему на свой вкус и лад, из-за чего приложения не могли работать на всех устройствах одинаково полноценно.

У каждого подхода есть свои плюсы. Кому-то нравятся более открытые системы и возможность выбирать, другие не признают ничего, кроме плотной интеграции Apple и тотального контроля, выливающихся в простой и дружелюбный интерфейс, большее время работы от аккумулятора и удобство при работе с контентом.

Но есть и обратная сторона медали – стараясь доставить пользователю удовольствие, Стив серьезно ограничивал его в возможностях использования устройства. Джонатан Цитрейн, один из самых рассудительных сторонников открытого подхода, начинает свою книгу «Будущее Интернета – Как это предотвратить» со сцены представления Джобсом iPhone и предупреждает о возможных последствиях замены персонального компьютера «стерильным прибором, привязанным к управляющей сети». Ещё более жестко о модели Apple отозвался Кори Доктороу в своём манифесте «Почему я не буду покупать iPad»:

«К его созданию подошли очень глубокомысленно, но в нём четко прослеживается презрение к пользователю, – пишет Кори Доктороу. – Покупая iPad ребенку, вы лишаете его возможности узнать, что в этом мире всё можно собрать и разобрать. Вместо этого вы внушаете, что для замены батарейки нужно обращаться к специалистам».

Джобс же, в свою очередь, считал такой подход добродетелью.

«Мы делаем это не из-за того, что мы помешанные на контроле маньяки, – объясняет Стив. – Мы делаем это потому, что хотим создавать прекрасные продукты. Мы заботимся о пользователе и хотим нести полную ответственность за весь процесс, а не выбрасывать на рынок всякую херню, как это делают другие».

Джобс верил, что делает пользователям услугу:

«Зачем мы будем мешать людям заниматься своими любимыми делами? У них и так полно забот, так зачем им ещё беспокоиться о том, как подключить своё устройство к компьютеру?»

Порой этот подход шёл наперекор краткосрочным деловым интересам Apple. Но на фоне убогих устройств, уведомлений о загадочных ошибках и раздражающих интерфейсов, впечатления от использования продуктов Apple были просто умопомрачительными. Это было словно прогулка по одному из дзен-садов в Киото, которые так любил Стив. Подобного эффекта невозможно добиться, преклоняясь перед алтарём открытости, или позволив распуститься сразу тысяче цветов. Иногда лучше оказаться в руках помешанного на контроле маньяка.

Внутренняя энергия отчетливо прослеживается в умении Джобса концентрироваться. Он устанавливал цели, наводил на них лазерный прицел своего внимания и отфильтровывал всё лишнее. Если он чем-то увлекался – пользовательским интерфейсом на самом первом Macintosh, дизайном iPhone и iPod, привлечением звукозаписывающих компаний к сотрудничеству с Apple – он не отступал ни перед чем. Если же он ни в какую не хотел иметь дело с кем-то или чем-то – судебные разборки, какие-то рабочие вопросы, рак, семейные проблемы – он их решительно игнорировал. Благодаря умению концентрироваться, он мог сказать «нет». Он смог вернуть Apple на поле боя, отказавшись ото всех продуктов, оставив только самые важные. Он сделал проще устройства, убрав из них клавиатуру, программное обеспечение – устранив лишние функции, а интерфейс – избавившись от настроек.

Джобс считал, что умение концентрироваться и любовь к простоте появились у него после дзэн-тренировок. Они взрастили в нём доверие к интуиции, благодаря им он научился отсеивать всё лишнее и отвлекающее. Именно они воспитали в нём эстетический вкус, основанный на минимализме.

К несчастью, дзэн-тренировкам не удалось привить ему свойственные дзэну спокойствие и внутреннюю безмятежность. Это тоже стало частью наследия Стива Джобса. Он частенько бывал на взводе, и скрывать свою раздражительность он даже не пытался. У большинства людей между мозгом и ртом существует перегородка, которая регулирует грубость и порывы раздражения. Но только не у Джобса. Он взял за правило говорить жесткую правду.

«Моя работа – найти дерьмо, а не подсластить его», — говорит Стив.

Это сделало его харизматичным лидером, способным вдохновлять других, пусть, порой, и ведущего себя как полный придурок.

Энди Херцфилд как-то раз сказал мне:

«Я бы очень хотел услышать от Стива ответ на вопрос: Почему ты так отвратительно ведешь себя?»

Даже членам семьи иногда казалось, что либо Стиву не хватает фильтра, сдерживающего обидные высказывания, либо он нарочно обходит его. Сам Джобс уверял в последнем:

«Таков уж я, и не ждите, что я буду кем-то другим».

Но лично я думаю, что Стив мог контролировать себя, если он этого хотел. Если он делал людям больно, то вовсе не по незнанию. Скорее, наоборот: Стив видел людей насквозь. Он чувствовал их мысли, он знал, как управлять ими, как вводить в заблуждение или, если потребуется, причинить боль.

Острая грань личности Джобса не столько шла ему на пользу, сколько вредила. Но иногда она служила определенной цели. Вежливые и обходительные лидеры, изо всех сил старающиеся не обидеть других, как правило, оказываются не очень эффективными, когда возникает необходимость перемен. Десятки людей, которым от Джобса особенно доставалось, в конце списка своих пугающих жалоб ставят фразу о том, что Стив научил их делать вещи, которые раньше представлялись им просто нереальными. Так ему удалось создать корпорацию, битком набитую первоклассными специалистами.

Сага о Стиве Джобсе – это история создания Кремниевой Долины в большом масштабе: из родительского гаража в самую дорогую компанию в мире. Лично Джобс не создал много устройств; зато он, мастерски собирая воедино великолепные идеи, искусство и технологии, создал будущее. Он создал Macintosh, разглядев в графическом интерфейсе такую силу, которую не заметил Xerox. Воодушевленный идеей «тысячи песен в кармане», Стив воплотил её в iPod таким образом, как это никогда не смогла бы сделать Sony, даже при всех своих возможностях. Одни стимулируют инновации, думая об общей картине. Другие уделяют внимание деталям. Джобс одинаково хорошо умел и то, и другое. В результате он оставил после себя продукты, навсегда изменившие целые индустрии:

— Компьютер Apple II, в котором монтажная плата Стива Возняка превратилась в первый персональный компьютер, предназначенный не только для любителей;
— Компьютер Macintosh, с которого началась революция домашних компьютеров и сделавший популярным графический интерфейс пользователя;
— «История Игрушек» и другие блокбастеры студии «Пиксар», давшие волю цифровой фантазии;
— Магазины Apple Store, навсегда изменившие представление о роли магазина в определении бренда;
— Плеер iPod, изменивший способ потребления музыки;
— Магазин iTunes Store, который спас музыкальную индустрию;
— Телефон iPhone, в котором объединились телефон, музыкальный плеер, фото- и видеокамера, а также позволявший проверять электронную почту и заходить на интернет-сайты;
— Магазин App Store, породивший новую индустрию создания приложений;
— Планшетный компьютер iPad, который стал первым среди множества новых планшетных компьютеров, а также предоставил площадку для цифровых газет, журналов и книг;
— Сервис iCloud, который отодвинул компьютер с центральной роли в цифровой жизни пользователя;
— Сама компания Apple, которую Джобс считал своим величайшим творением. Место, где творческие идеи взращивались, использовались и воплощались в жизнь столь умело, что Apple превратилась в самую дорогую компанию в мире.

Был ли он умным? Нет, не особенно. Вместо этого, он был гением. Скачки его воображения были интуитивными, неожиданными и, подчас, магическими. Ученый Марк Кац называл таких людей «гениями-волшебниками». Озарение на них может снизойти совершенно неожиданно, и опираются они на интуицию, а не на мысленный процесс. Подобно первооткрывателю, он умел правильно оценить информацию, понять, куда дует ветер и почувствовать, что его ждёт впереди.

Так Стив Джобс стал одним из величайших руководителей нашей эпохи, человеком, которого совершенно точно будут помнить через 100 лет. В пантеоне истории он займет место рядом с Эдисоном и Фордом. Как никто из своих современников, Стив дарил миру самые передовые технологии, сочетающие в себе силу поэзии и мощь процессоров. Работая с остервенением, одновременно вдохновлявших его коллег и выводивших их из себя, Стив создал самую творческую компанию в мире. Ему удалось заложить в саму ДНК Apple чувство дизайна, перфекционизм и воображение, благодаря чему компания, даже по прошествии десятков лет, наверняка будет процветать на пересечении технологий и искусства.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».
Глава 33. Часть вторая. Фильм имени Стива.
Глава 33. Часть третья. Развод.
Глава Тридцать Четвертая. Mac 21-го века.
Глава 34. Часть Первая. Ракушки, подсолнечники и кубики льда.
Глава 34. Часть Вторая. Процессоры Intel.
Глава 34. Часть Третья. Опционы.
Глава Тридцать Пятая. Раунд первый.
Глава 35. Часть первая. Рак.
Глава 35. Часть вторая. Вручение дипломов в Стэнфорде.
Глава 35. Часть третья. Пятидесятилетний лев.
Глава Тридцать Шестая. iPhone.
Глава 36. Часть первая. iPod, который может звонить.
Глава 36. Часть вторая. Мультитач
Глава 36. Часть третья. Gorilla Glass.
Глава 36. Часть четвертая. Дизайн.
Глава 36. Часть пятая. Релиз.
Глава Тридцать Седьмая. Раунд второй.
Глава 37. Часть первая. Битвы 2008 года.
Глава 37. Часть вторая. Мемфис.
Глава 37. Часть третья. Возвращение.
Глава Тридцать Восьмая. iPad.
Глава 38. Часть первая. Революцию заказывали?
Глава 38. Часть вторая. Запуск. Январь 2010 года.
Глава 38. Часть третья. Реклама.
Глава 38. Часть четвертая. Приложения.
Глава 38. Часть пятая. Книгоиздательство и журналистика.
Глава Тридцать Девятая. Новые битвы и эхо былых.
Глава 39. Часть первая. Google: Открытое против закрытого.
Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль.
Глава 39. Часть третья. «Антеннагейт»: Дизайнеры против инженеров.
Глава 39. Часть четвертая. Солнце взошло.
Глава Сороковая. Бесконечность не предел.
Глава 40. Часть первая. iPad 2.
Глава 40. Часть вторая. iCloud.
Глава 40. Часть третья. Новый Кампус.
Глава Сорок Первая. Раунд Третий.
Глава 41. Часть первая. Семейные узы.
Глава 41. Часть вторая. Барак Обама.
Глава 41. Часть третья. Третий больничный, 2011 год.
Глава 41. Часть четвертая. Гости.
Глава 41. Часть пятая. Этот день настал.
Глава Сорок Вторая. Наследие.
Глава 42. Наследие.

10 комментариев

  1. 0
    nikita@icloud.com

    Интересно! (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  2. 0

    А вы в конце не запилите ее в ibooks? Я просто раньше как то пропускал это дело, но думаю может конечный вариант в виде книжке бы и прочитал… Мм? (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  3. 0
    Максим Балашов

    Я, конечно, все понимаю. Есть люди, которым это интересно, но они не могут купить книгу за 300 рублей. Но вы уже второй год выкладываете биографию Джобса отдельными, маленькими и раздражающими статьями. Мало того, что иногда пишите бред аналитиков, мол «Apple конец» и тд, и делая заголовок настолько громким и лживым, что хочется повесится. Так вы еще не можете потрудиться сделать отдельную кнопочку в шапке сайта — «Биография Стива Джобса»

  4. 0

    прекрасный перевод, очень интересно и легко читается, хорошо, что не кончается… спасибо, Павел, за все!

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий