[Стив Джобс. Биография.] Глава 30. Часть шестая. Белый кит.

Белый кит.
Немало времени Джонни Айв один за другим перебирал макеты iPod, пытаясь найти идеальный облик конечного продукта. И вот однажды утром, когда он и его коллега ехали из Сан-Франциско в Купертино, на Джонатана снизошло озарение: лицевая часть чистейшего белого цвета должна плавно переходить в отполированную заднюю панель из нержавеющей стали.

«Большинство маленьких устройств похожи на какие-то одноразовые продукты, — рассказывает Айв. – В них нет ничего притягивающего, заставляющего привязываться. Но в iPod есть нечто такое, что делает его значимым. И этим я горжусь больше всего».

Cover Steve Jobs

Белый будет не просто белым, а абсолютно белым.

«Не только само устройство, но и провода, наушники и блок питания – всё чистейшего белого цвета», — говорит Джонни Айв.

Некоторые спорили с таким решением и утверждали, что наушники должны быть черными, как это принято у всех.

«А вот Стив сразу всё понял и поддержал белый, — продолжает рассказ Джонни. – Белый – цвет безупречности».

Волнистые линии проводов от наушников белого цвета станут неотъемлемым элементом образа iPod.

Вот что говорит сам Айв:

«Было в этом образе что-то особенное, что-то выразительное, и в то же время спокойное и умеренное. Он не машет перед вами красной тряпкой, и всё же наушники придают ему некий кричащий образ. Белый цвет никак нельзя назвать нейтральным. Он чистый и спокойный. Он вызывающий и приметный. И вместе с тем скромный. Вот почему я люблю белый цвет».

При создании рекламы команда Ли Клоу из агентства TBWA\Chiat\Day решила подчеркнуть культовую сущность продукта, не забывая при этом про его белый цвет. Идея шла вразрез с традиционными замыслами рекламных роликов, в которых делался упор на технические характеристики устройства. Один из новичков агентства, Джеймс Винсент, который ранее играл в музыкальной группе и даже опробовал себя в роли диджея, предложил направить рекламную кампанию iPod на «поколение двухтысячных», а не на бунтарей из середины 20 века. При участии арт-директора Сьюзен Алинсанген (Susan Alinsangan) было создано несколько вариантов рекламных щитов и плакатов с iPod. Свои предложения они отнесли Джобсу для рассмотрения.

Справа на столе Стива оказались традиционные изображения iPod на белом фоне. Слева лежали яркие графические рисунки силуэта танцующего человека с iPod в руках, который он слушал в изображенных волнистой линией наушниках белого цвета.

«Подразумевались очень близкие отношения с музыкой», — пояснил Винсент.

11

Джеймс сказал художественному руководителю группы, Дункану Милнеру, что было бы здорово, если бы во время показа вариантов все стояли около левого угла стола, чтобы привлечь внимание Стива к картинке с силуэтом человека.

Но когда Джобс вошел, он первым делом пошел смотреть на изображения непосредственно самого iPod.

«Отличная работа, — сказал он. – Давайте обсудим это поподробнее».

Но Винсент, Милнер и Клоу не сдвинулись с места и оставались у другого угла стола. Джобс поднял голову и посмотрел на графические рисунки справа.

«Хм, кажется, вам нравятся те, — произнес Стив и покачал головой, — но на них нет изображения самого продукта, они не говорят, что это за вещь».

Тогда Винсент предложил добавить к изображению надпись: «1000 песен в твоем кармане», она рассказала бы всё. Джобс опять посмотрел на лежащие справа изображения и, наконец, согласился. Позже Стив стал заявлять, что именно он настоял на графических изображениях, чему, впрочем, удивляться не стоит.

«Некоторые скептически отнеслись к этому выбору. Они спрашивали: «Как это поможет продажам iPod?», — делится воспоминаниями Джобс. – Тогда моя должность CEO пришлась весьма кстати, и я смог протолкнуть идею».

Джобс увидел ещё один способ как Apple могла извлечь выгоду из своей интегрированной системы компьютер-программа-устройство. Он понял, что продажи iPod простимулируют продажи iMac. Таким образом, деньги от рекламы компьютера он мог потратить на рекламу плеера и получить с этого двойной эффект. Точнее даже тройной: реклама iPod, направленная на «поколение двухтысячных», помимо всего прочего, поможет ещё «омолодить» бренд Apple.

«Мне в голову пришла крутая идея: рекламируя iPod, мы рекламируем и iMac, — вспоминает Джобс. – Кроме того, iPod должен придать Apple образ инновационной и молодой компании. Поэтому я решил вложить в его рекламу 75 миллионов долларов, хотя мы могли бы обойтись и гораздо меньшей суммой. Поэтому мы полностью доминировали на рынке музыкальных плееров. По вложениям мы превзошли остальных в сотню раз».

Для телевизионной рекламы также решили использовать графические силуэты, танцующие под отобранную Джобсом, Клоу и Винсентом музыку.

«Подбор музыки стал нашим главным развлечением на еженедельных встречах по вопросам маркетинга, — рассказывал Клоу. — Мы включали отрывок из какой-нибудь модной песни, Стив говорил: «Она меня раздражает», и Джеймс принимался его уговаривать».

Эти рекламные ролики сделают популярными немало молодых групп, в частности Black Eyed Peas: видео в песней «Hey Mama» станет классикой жанра.

Накануне запуска новой рекламы Джобс нередко менял свои решения, звонил Винсенту и настаивал на отмене ролика:

«Она звучит чересчур попсово»

или

«У неё слишком избитый мотив, давай отменим её».

Взволнованный Джеймс пытался уговорить Стива изменить точку зрения:

«Подожди ты, всё будет здорово! – говорил он.

В конце концов Джобс сдавался, реклама появлялась на экранах, и Стиву она нравилась.

iPod был представлен 23 октября 2001 года.

«Подсказка: это не Mac», — дразнилось приглашение.

Сначала Джобс как обычно рассказал о его технических характеристиках, но когда пришло время показывать сам продукт, Стив не стал исполнять свой коронный номер со снятием бархатного покрывала. Вместо этого, со словами «По счастливой случайности у меня есть один iPod с собой», Стив Джобс засунул руку в карман джинсов и достал оттуда блестящее устройство белого цвета.

«В этом удивительном устройстве может храниться до тысячи песен! И всё это помещается в моем кармане, — сказал Джобс и под аплодисменты медленным шагом покинул сцену».

Поначалу гики отнеслись к устройству со скептицизмом, в особенности из-за его цены в 399 долларов. Среди блогеров бытовала шутка: название «iPod» расшифровывается как «Idiots price our device» (цену нашему устройству назначили идиоты). Но плеер довольно быстро обрел популярность. Более того, iPod превратился в олицетворение сути Apple: симбиоз инженерного искусства и поэзии, единство творчества и технологий, с запоминающимся, и в то же время простым дизайном. Благодаря интегрированной системе Apple, пользоваться им было проще простого, начиная с подключения к порту FireWire и заканчивая программным обеспечением. Как только покупатель доставал плеер из коробки, его тут же поражала красота устройства. Рядом с iPod все остальные музыкальные плееры выглядели так, словно их разработали и собрали в Узбекистане.

Начиная с Mac и вплоть до е года ни один продукт не продвигал Apple так сильно в будущее.

«Если кто-нибудь спросит, зачем вообще нужна Apple, я покажу ему iPod, — сказал Джобс в интервью Стиву Леви из журнала Newsweek».

Возняк, который долгое время сомневался в правильности создания интегрированных систем, начал задумываться о пересмотре своего мнения.

«Ух ты, похоже, только Apple было дано создать такое! — в восторге сказал Воз после выхода плеера. – В конце концов, ведь Apple всю жизнь занимается созданием одновременно программного и аппаратного обеспечения, и её каждое устройство в очередной раз доказывает выигрышность такого подхода».

Часть плееров раздали журналистам для написания обзора. Одним из таких был Стив Леви. В тот же день, когда он получил свой экземпляр iPod, за обедом ему повстречался Билл Гейтс. Леви показал ему плеер, и вот как он описывает реакцию главы Microsoft:

«Стив впал в такое состояние, какое бывает у какого-нибудь пришельца из фантастического фильма, когда тот встречает на нашей планете непонятный объект и начинает сканировать его, пытаясь понять, что же это такое».

Взгляд Гейтса застыл на устройстве, а сам он игрался с колесом прокрутки и нажимал на кнопки.

«Похоже, это классная штука, — сказал Билл, наконец, и помолчав немного, добавил – А он работает только с Macintosh?».

Снимок экрана 2012-02-18 в 9.06.03

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».
Глава 33. Часть вторая. Фильм имени Стива.
Глава 33. Часть третья. Развод.
Глава Тридцать Четвертая. Mac 21-го века.
Глава 34. Часть Первая. Ракушки, подсолнечники и кубики льда.
Глава 34. Часть Вторая. Процессоры Intel.
Глава 34. Часть Третья. Опционы.
Глава Тридцать Пятая. Раунд первый.
Глава 35. Часть первая. Рак.
Глава 35. Часть вторая. Вручение дипломов в Стэнфорде.
Глава 35. Часть третья. Пятидесятилетний лев.
Глава Тридцать Шестая. iPhone.
Глава 36. Часть первая. iPod, который может звонить.
Глава 36. Часть вторая. Мультитач
Глава 36. Часть третья. Gorilla Glass.
Глава 36. Часть четвертая. Дизайн.
Глава 36. Часть пятая. Релиз.
Глава Тридцать Седьмая. Раунд второй.
Глава 37. Часть первая. Битвы 2008 года.
Глава 37. Часть вторая. Мемфис.
Глава 37. Часть третья. Возвращение.
Глава Тридцать Восьмая. iPad.
Глава 38. Часть первая. Революцию заказывали?
Глава 38. Часть вторая. Запуск. Январь 2010 года.
Глава 38. Часть третья. Реклама.
Глава 38. Часть четвертая. Приложения.
Глава 38. Часть пятая. Книгоиздательство и журналистика.
Глава Тридцать Девятая. Новые битвы и эхо былых.
Глава 39. Часть первая. Google: Открытое против закрытого.
Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль.
Глава 39. Часть третья. «Антеннагейт»: Дизайнеры против инженеров.
Глава 39. Часть четвертая. Солнце взошло.
Глава Сороковая. Бесконечность не предел.
Глава 40. Часть первая. iPad 2.
Глава 40. Часть вторая. iCloud.
Глава 40. Часть третья. Новый Кампус.
Глава Сорок Первая. Раунд Третий.
Глава 41. Часть первая. Семейные узы.
Глава 41. Часть вторая. Барак Обама.
Глава 41. Часть третья. Третий больничный, 2011 год.
Глава 41. Часть четвертая. Гости.
Глава 41. Часть пятая. Этот день настал.
Глава Сорок Вторая. Наследие.
Глава 42. Наследие.

And one more thing…

Стив Джобс