[Стив Джобс. Биография.] Глава 31. Часть первая. Warner Music.

0

[Стив Джобс. Биография.] Глава 31. Часть первая. Warner Music.

iTUNES STORE
Я – укротитель змей

Warner Music
В начале 2002 года Apple столкнулась с проблемой. Удобное подключение iPod к компьютеру через iTunes позволяло с легкостью управлять музыкой, которая у вас имеется. Но чтобы приобретать музыку, пользователю приходилось покидать эту уютную среду и покупать компакт-диск или скачивать песни из Интернета. Последний вариант в большинстве случаев был связан с использованием сомнительных файлообменных серверов или откровенно пиратских ресурсов. Поэтому Джобс поставил перед собой задачу позволить пользователям iPod скачивать песни легко, безопасно и легально.

Музыкальная индустрия в то время тоже сталкивалась с проблемами. Ее разъедали метастазы стремительно развивавшихся пиратских сервисов Napster, Grokster, Gnutella и Kazaa, которые позволяли пользователям загружать песни бесплатно. Частично по этой причине в 2002 году продажи CD сократились на 9%.

Топ-менеджеры, которые выглядели как второклассники, игравшие в футбол, судорожно пытались договориться о введении общего стандарта защиты от копирования для цифровой музыки. Пол Видич из Warner Music и его коллега Билл Радучел из AOL Time Warner в то время работали с Sony в этом направлении и надеялись, что Apple тоже согласится войти в их консорциум. Поэтому в январе 2002 года представители лейблов отправились в Купертино, чтобы встретиться с Джобсом.

Встреча оказалась непростой. У Видича было простужено горло, и он постоянно терял голос. Поэтому презентацию провел его заместитель Кевин Гейл. Джобс, который сидел во главе стола в конференц-зале, нервничал и выглядел раздраженным. После просмотра нескольких слайдов он замахал рукой и вмешался в выступление.

«У вас просто руки из жопы растут», — заявил он.

Все взглянули на Видича, который усердно пытался заставить свой голос работать.

«Вы правы, – сказал он после длительной паузы. – Мы не знаем, что нам делать. Мы хотим, чтобы вы помогли нам в этом разобраться»

Позднее Джобс вспоминал, что такой ответ его несколько обескуражил. Тогда он заявил, что Apple согласна сотрудничать с Warner и Sony в реализации этой инициативы.

Если бы звукозаписывающие компании могли договориться о стандартизированном методе кодирования музыкальных файлов, тогда они свое распространение получили бы через онлайн-магазины. В таком случае Джобсу было бы сложно создать сервис iTunes Store, который позволял бы Apple контролировать то, как осуществляются продажи в онлайне. В то же время Sony решила дать Джобсу карт-бланш, когда после встречи в Купертино в январе 2002 года решила выйти из переговоров. Связано это было с тем, что японская компания благоволила собственному проприетарному формату, с которого хотела получать лицензионные компенсации.

«Вы же знаете Стива, у него было свое видение, – сказал исполнительный директор Sony Нобуюки Идеи (Nobuyuki Idei) редактору издания Red Herring Тони Перкинсу. – Хотя он и гений, он не торопится делиться с тобой всем подряд. Большим компаниям с ним очень трудно работать. Это просто какой-то кошмар». А глава североамериканского подразделения Sony Говар Стрингер добавил: «Пытаться прийти с ним к какому-то общему знаменателю означало бы попусту тратить время».

Вместо этого Sony решила объединить усилия с Universal и создать службу подписки под названием Pressplay. В то же время AOL Time Warner, Bertelsmann и EMI в сотрудничестве с RealNetworks создали сервис под названием MusicNet. Ни одна из этих служб не соглашалась лицензировать свои песни конкурирующему сервису, поэтому каждая из них предлагала примерно по половине из доступных на рынке песен. И там, и там имелись службы подписки, которые позволяли потребителям транслировать песни, но не сохранять их. Поэтому после истечения срока подписки у потребителя не оставалось ничего. Эти сервисы отличались сложными системами ограничений и неуклюжим пользовательским интерфейсом. В конечном итоге эти «достижения» были оценены по достоинству: журнал PC World поставил их на девятое место в рейтинге «25 худших технологических продуктов всех времен». Журнал отметил:

«Функции этих сервисов, которые поражают своим идиотизмом, явно дают нам понять, что звукозаписывающие компании попросту не рубят фишку».

В этой ситуации Джобс мог бы просто выступить с поддержкой пиратства, поскольку бесплатная музыка могла бы повысить ценность iPod. Однако поскольку он по-настоящему любил музыку и артистов, которые ее создавали, он активно противостоял тому, что называл воровством творений искусства. Поздней он сказал мне:

С самых первых дней существования Apple я понимал, к чему мы стремимся, создавая интеллектуальную собственность. Если бы люди копировали или воровали наше программное обеспечение, это было бы уже за пределами бизнеса. Если бы мы не были защищены, у нас не было бы импульса к созданию новых программных решений или дизайна продуктов. Если защита интеллектуальной собственности начнет исчезать, креативные компании тоже исчезнут или так никогда и не появятся. Но у моего решения есть и более простая причина: воровать плохо. Это приносит вред другим людям и наносит ущерб твоему собственному характеру.

В то же время он знал самый лучший (и в общем единственный) способ остановить пиратство: предложить альтернативу, которая была бы более привлекательна, чем мертворожденные сервисы других компаний.

«Мы верим в то, что 80% людей, крадущих файлы, делают это не потому, что они этого хотят, а просто потому, что нет легальной альтернативы, – сказал он Энди Лэнгеру из Esquire. – Поэтому мы сказали: «Давайте создадим такую легальную альтернативу». От этого выиграют все: музыкальные компании, исполнители, Apple. Выиграют и наши пользователи, потому что они смогут получать более качественные услуги и больше не быть ворами»

По этой причине Джобс решил создать магазин «iTunes Store» и уговорить пять ведущих рекорд-компаний разрешить ему продавать там цифровые версии своих песен.

«Никогда еще я не тратил столько времени на то, чтобы убедить людей сделать то, что им же будет на пользу», — вспоминает он.

Так как модель ценообразования и необходимость разделения альбомов на треки вызвала беспокойство у компаний, Джобс заявил, что новый сервис будет доступен только на платформе Macintosh, на которую приходилось всего пятипроцентная доля рынка. Это предоставляло лейблам некоторое пространство для риска.

«Мы использовали себе во благо нашу малую рыночную долю и заявили, что если магазин окажет деструктивное воздействие на бизнес, это не приведет к разрушению вселенной», — вспоминает он.

Предложение Джобса состояло в том, чтобы продавать каждую песню за 99 центов: простое и практически незаметное для бюджета приобретение. При этом 70 процентов с продаж должны были доставаться звукозаписывающим компаниям. Джобс настаивал на том, что такой подход был более привлекательным для рекорд-лейблов, чем месячная подписка. Он верил в то, что у людей имеется эмоциональная связь с песнями, которые они любят. Он хотел всегда иметь у себя песни «Симпатия к дьяволу» («Sympathy for the Devil») и «Пристанище от грозы» («Shelter from the Storm»), а не просто брать их напрокат. Как однажды он сказал в интервью Джефу Гуделлу из Rolling Stone:

«Я думаю, что даже если предложить по подписке «Второе пришествие Христа», оно не будет иметь успеха».

Джобс также настаивал на том, чтобы в iTunes Store продавались отдельные песни, а не целые альбомы. Это стало причиной самых сильных конфликтов с рекорд-компаниями, зарабатывавших на жизнь выпуском альбомов, которые содержали по два-три хита, а все остальные треки имели проходной характер. В соответствии с их логикой, потребителю приходилось приобретать весь альбом, чтобы получить возможность слушать желаемые песни. Некоторые музыканты также возражали против плана Джобса по «расчленению» альбомов, но основываясь уже на причинах творческого порядка.

«В хорошем альбоме есть течение, – говорит Трент Резнор из Nine Inch Nails. – Песни поддерживают друг друга. Именно так, к примеру, сочиняю музыку я»

Однако Джобс не хотел выслушивать никаких доводов, противоречащих его позиции. «Пиратство и закачки из Интернета уже привели к распаду альбома как целой структуры, – утверждал он. – Нельзя бороться с пиратством до тех пор, пока вы не начнете продавать песни по отдельности».

В сердцевине этой проблемы находилась взаимная неприязнь, которую испытывали друг к другу любители технологий и поклонники искусства. Джобс относился к обеим категориям, как это было видно в Pixar и Apple. Поэтому его положение позволило ему стать тем, кто построит мост между этими двумя мирами. Позднее он объяснял:

Когда я пришел в Pixar, я узнал о том, что существует такое разделение. Технологические компании не понимают творчество. Они не ценят интуитивное мышление: например, способность менеджера по подбору артистов в музыкальном лейбле прослушать сто исполнителей и выделить из них пятерых, в которых он чувствует успех. Еще они считают, что творческие люди просто целыми днями валяются на диване и не имеют никакой дисциплины. Это просто потому, что они не видели, насколько активны и дисциплинированы творческие люди вроде ребят из Pixar. С другой стороны, музыкальные компании совершенно не разбираются в технологиях. Они считают, что могут просто пойти и нанять на работу нескольких технарей. Но это будет то же самое, как если Apple станет приглашать на работу людей для сочинения музыки. В конце концов мы наймем второсортных продюсеров, как и звукозаписывающие компании устроят на работу второсортных специалистов по технологиям. Я принадлежу к числу немногих, кто понимает, насколько сильно технологии нуждаются в интуиции и творчестве, и как создание произведений искусства нуждается в настоящей дисциплине.

Джобс долго общался с Барри Шулером, исполнительным директором компании AOL, входящей в состав Time Warner. В какой-то момент они начали думать о том, как привлечь музыкальные лейблы к сотрудничеству в рамках создания iTunes Store.

«Пиратство просто перекрывает всем кислород, – сказал ему Шулер. – Ты должен воспользоваться аргументом о том, что раз уж у тебя есть целостный и интегрированный сервис от iPod до магазина, ты можешь наиболее эффективно защищать процесс использования музыки»

Одним мартовским днем 2002 года Шулеру позвонил Джобс и решил подключить по конференц-связи Видича. Джобс спросил Видича о том, не может ли он приехать в Купертино и привести с собой главу Warner Music Роджера Эймса. На этот раз Джобс вел себя максимально обаятельно. Эймс был язвительным, веселым и сообразительным англичанином (как Джеймс Винсент и Джонни Айв), то есть типом личности, к которому Джобс испытывал симпатию. Поэтому Эймсу посчастливилось увидеть добрую сторону Стива. На начальном этапе совещания Джобс даже попытался играть нетипичную для себя роль дипломата. Эймс и Эдди Кью, который в Apple возглавлял подразделение по iTunes, начали спорить о том, почему британское радио не такое интересное, как американское. Джобс перебил их и сказал:

«Мы хорошо разбираемся в технологиях, но в музыке мы уже не такие специалисты, поэтому давайте не будем спорить»

На тот момент Эймс только что успел проиграть битву в совете директоров, во время которой настаивал на том, чтобы подразделение AOL занялось усовершенствованием своей службы загрузки музыки, которая делала свои первые шаги. «Когда я осуществлял цифровую загрузку с использованием AOL, я никогда не мог найти эту песню на своем дерьмовом компьютере», — вспоминал он. Поэтому когда Джобс продемонстрировал ему прототип iTunes Store, Эймс был впечатлен. «Да, да, именно этого мы и ждали!», — сказал он. Они договорились, что Warner Music будет участвовать в проекте. Также он предложил свою помощь в проведении агитации среди других звукозаписывающих компаний.

Джобс отправился на восток США, чтобы продемонстрировать свой новый сервис другим топ-менеджерам Time Warner. «Он уселся перед своим Mac, как ребенок с игрушкой, – вспоминает Видич. – В отличие от других топ-менеджеров, он был полностью поглощен этим продуктом». Эймс и Джобс начали излагать другие подробности, связанные с iTunes Store, в том числе сколько раз песню можно копировать на разные устройства, и как будет работать система защиты от копирования. Вскоре они подписали соглашение и задались целью заинтересовать и другие музыкальные лейблы.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.

0 комментариев

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий