[Стив Джобс. Биография.] Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.

3

Cover Steve Jobs

Mr. Tambourine Man.
(ориг. Mr. Tambourine Man (Мистер Бубен) – песня Боба Дилана. Тамбурин – ударный музыкальный инструмент, род бубна)

В апреле 2003 года Энди Лэк провел своё первое ежегодное совещание в Sony. На той же самой неделе Apple представила магазин iTunes Store. Ещё за четыре месяца до этого Энди был назначен главой музыкального подразделения Sony, и последнее время он провел в переговорах с Джобсом в Купертино, а в Токио он прибыл непосредственно перед совещанием. С собой он привез последнюю версию iPod и полное описание сервиса iTunes Store. В присутствии двух сотен менеджеров Энди достал из Кармана iPod и сказал:

«Перед вами убийца плеера Walkman. Это – Плеер с большой буквы. Вы купили музыкальную компанию, чтобы сделать нечто подобное. И вы можете сделать устройство, которое будет ещё лучше».

Была только одна проблема – в Sony не могли. Да, Walkman стал первым портативным музыкальным плеером. Да, Sony принадлежал крупный звукозаписывающий лейбл. И да, японская компания всегда славилась своим умением создавать красивые устройства. У Sony было всё необходимое, чтобы составить конкуренцию Джобсу и его комплексному решению. Почему же у них ничего не получилось? Отчасти из-за того, что Sony, подобно компании AOL Time Warner, состояла из подразделений (это слово говорит само за себя). Каждый отдел преследовал свою цель, поэтому об успешной совместной работе не могло быть и речи.

Стив же не стал разделять Apple на независимые отделы. Он тщательно контролировал каждую команду и призывал их работать в сплоченном коллективе. Таким образом, получали прибыль, равно как и несли убытки, все команды вместе.

«У нас одна общая отчетность о прибылях и убытках для всех отделов», — говорит Тим Кук.

Кроме того, Sony, как и многие другие компании, беспокоились о каннибализации («поедание» доли рынка одних товаров другими из одной и той же ассортиментной группы). Если бы Sony создала музыкальный плеер, а также сервис, который позволил бы людям легко покупать и делиться песнями, то это сильно ударило бы по бизнесу собственной звукозаписывающей компании. Стив Джобс никогда не боялся подобных явлений:

«Если ты не будешь «поедать» сам себя, то это сделает кто-нибудь другой», — говорит Стив. И действительно, возможность снижения продаж iPod из-за появления iPhone, или вероятное сокращение сбыта ноутбуков в связи с выходом iPad, никогда не пугали Стива.

В июле того же года Sony поручила Джею Самиту, ветерану музыкальной индустрии, заняться созданием похожего на iTunes сервиса под названием Sony Connect, который позволял бы пользователям покупать песни и потом прослушивать их на Sony-плеерах.

«Такой шаг можно расценивать как попытку объединить конфликтующие меду собой подразделения Sony, — написала на своих страницах газета New York Times. – Бытует мнение, что именно из-за этой внутренней борьбы, компания Sony, которая со своим Walkman ранее была лидером на рынке плееров, оказалась на голову разбита Apple».

Сервис Sony Connect появился в мае 2004 года, и просуществовал чуть более трех лет.

В Microsoft не видели ничего плохого в том, чтобы предоставлять права на использование Windows Media другим компаниям, точно так же, как они поступили со своей операционной системой в 80-ых. Джобс придерживался другого мнения, и свою антипиратскую технологию управления цифровыми правами FairPlay (технология по контролю распространения контента и защита авторских прав на цифровые файлы, распространяемые через Интернет) он никому лицензировать не планировал, поэтому iPod оставался единственным устройством, которое работало с этой технологией. Не собирался Стив и позволять другим онлайн-магазинам продавать музыку для iPod. Различные эксперты твердили, что из-за этого решения Apple, в конце концов, потеряет свою долю рынка, как это произошло во время «компьютерных воин» 1980-ых.

«Если Apple продолжит полагаться только на саму себя, то iPod вероятнее всего станет нишевым продуктом», — высказал предположение профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон Кристенсен (стоит отметить, что в иных случаях этот аналитик оказывался куда более проницательным, а его книга “Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании” даже оказала сильное влияние на Джобса).

Билл Гейтс рассуждал в том же духе:

«В музыке нет ничего особенного», — уверял глава Microsoft.

Роб Глейзер, основатель RealNetwork, попробовал обойти ограничения Apple, запустив в июле 2004 года сервис Harmony. Ранее он пытался договориться с Джобсом о разрешении на использование его компанией технологии FairPlay. Но Стив отверг предложение, поэтому Глейзер попросту взломал её и начал использовать в собственном сервисе Harmony. Таким образом, купленные в этом сервисе песни можно было слушать на любом плеере, в том числе на Zune, Rio и iPod. Но на этом Глейзер не остановился – он даже запустил маркетинговую кампанию, лозунгом которой была фраза «Свобода выбора». Джобс был взбешен. Вскоре было опубликовано заявление, в котором Стив говорил:

«Apple поражена тем, что RealNetwork пошла по пути хакеров, и всё это ради того, чтобы взломать iPod»

В ответ RealNetwork разместила на своем сайте фразу:

«Apple, не мешай мне слушать iPod!»

Несколько месяцев Джобс хранил молчание, а в октябре того же года было выпущено обновление программного обеспечения iPod, после которого плеер перестал воспроизводить купленные в сервисе Harmony песни.

«Стив – очень своеобразный человек, — рассказывает Глейзер. – Ты понимаешь это, как только начинаешь с ним работать».

Тем временем Джобс и его команда – Рубинштейн, Роббин, Фаделл и Айв – работали над новыми версиями iPod, чтобы упрочить лидерство Apple на рынке. Первым масштабным обновлением стал iPod Mini, увидевший свет в январе 2004 года. Новый плеер был меньше оригинального iPod – фактически он не превышал размера визитной карточки. Объем памяти у него был тоже меньше, однако цена оставалась примерно такой же. Какое-то время Джобс подумывал о закрытии этого проекта, так как считал, что никто не захочет получить младшее устройство за те же деньги, что и старшее.

«Стив не занимается спортом, поэтому он не понимал, как здорово с таким плеером бегать, или заниматься в тренажерном зале», — объясняет Фаделл.

На деле же именно благодаря iPod Mini компания Apple выиграла конкуренцию у маленьких MP3-флэш-плееров и добилась тотального превосходства на рынке. Всего за 18 месяцев после запуска iPod Mini, доля Apple на рынке портативных плееров выросла с 31% до 74%.

Представленный в 2005 году iPod Shuffle был ещё более революционным. Джобс заметил, что функция в iPod «Перемешивание» (shuffle), которая позволяла слушать песни в произвольном порядке, стала очень популярной. Людям нравится, когда их удивляют. К тому же, многим просто лень создавать и пересоздавать различные плейлисты. Некоторые пользователи очень заинтересовались этой функцией. Они пытались понять, действительно ли плеер подбирает песни в случайном порядке, и если это так, то почему некоторые из них играют чаще? Эта функция привела к появлению iPod Shuffle.

При создании недорогого флэш-плеера Рубинштейн и Фаделл ломали голову над тем, каким должен быть дисплей у столь маленького устройства. В какой-то момент Джобсу пришла в голову сумасшедшая идея – совсем избавиться от экрана.

«ЧТО!?» — воскликнул Фаделл, когда выслушал предложение Стива.

«Просто уберите его», — настаивал Джобс.

Тогда Фаделл спросил своего начальника о том, как же переключать песни. Стив ответил, что пользователю не нужно будет этого делать – они все будут играть в случайном порядке. В конце концов, на плеере будут только те песни, которые ты выбрал сам. Всё, что нужно – это кнопка переключения песни, если пользователь будет не в настроении её слушать.

«Попробуй неопределенность на вкус», — гласила реклама.

Пока конкуренты делали первые робкие шаги, Apple вовсю продолжала проводить инновации. Музыкальный бизнес вскоре стал одним из основных направлений деятельности «яблочной компании». В январе 2007 было объявлено, что доходы от iPod составили половину от всей прибыли Apple. Помимо денег, плеер приносил известность бренду Apple.

Ещё большим успехом пользовался iTunes Store. Магазин был представлен в апреле 2003 года, и уже за первые шесть дней через него был куплен один миллион песен, а за год количество возросло до семнадцати миллионов. В феврале 2006 шестнадцатилетний Алекс Островски из штата Мичиган загрузил композицию Coldplay – Speed Of Sound, которая стала миллиардной песней, купленной в iTunes Store. Счастливчику позвонил лично сам Джобс и сообщил, что дарит ему десять плееров iPod, один iMac и подарочный сертификат на 10000$ для покупок музыки.

В успехе iTunes Store крылось ещё одно менее заметное преимущество. Люди доверяли Apple свою личную информацию и платежные данные, поэтому, наряду с Amazon, Visa, PayPal, American Express и некоторыми другими, Apple могла предоставлять сервис для удобных и надежных покупок, который к 2011 году стал важным бизнесом компании. Примером может служить сервис подписок на журналы, где именно Apple, а не издатель имеет прямой контакт с подписчиком. В июне 2011 года насчитывалось около 225 миллионов активных пользователей iTunes Store. Компания Apple была готова к наступлению эры цифровой торговли.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.

3 комментария

  1. 0

    Спасибо автору «пересказа», жду продолжения

    (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  2. 0

    «Таким образом, купленные в этом сервисе песни можно было на любом плеере, в том числе на Zune, Rio и iPod.» не хватает глагола!

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий