[Стив Джобс. Биография.] Глава 32. Часть первая. iPod Стива.

4
С музыкой по жизни.

Cover Steve Jobs

iPod Стива

С развитием феномена iPod все более популярным становился вопрос, который мог услышать кандидат в президенты, популярный актер, парень на первом свидании, королева Англии, да и просто любой человек в белых наушниках:

«Какая музыка в твоём iPod?»

Шутки шутками, но доходило и до серьезного. В 2005 году на страницах газеты The New York Times появилась статья Элизабет Буллимер, где автор анализировал ответ президента Джорджа Буша-младшего на этот вопрос:

«На iPod Буша полно музыки в стиле кантри, — говорилось в статье. – Джордж любит послушать Вана Моррисона, особенно песню «Brown Eyed Girl». Ещё ему нравится Джон Фогерти, в частности его альбом «Centerfield».

По просьбе Элизабет Буллимер, редактор журнала «Rolling Stone», Джо Леви согласился прокомментировать плейлист президента:

«Что интересно: Буш любит тех музыкантов, которые не любят его».

«Кому бы вы не дали свои iPod – будь то сосед по креслу в самолете, или простой незнакомец – человек может прочитать вас, словно книжку, — пишет Стивен Леви в своей книге «Идеальная вещь» (The Perfect Thing). – Надо всего лишь прокрутить музыкальную библиотеку при помощи колесика, и вы, фигурально выражаясь, становитесь совершенно голым. И это не просто ваши вкусы, это – вся ваша сущность».

Как-то мы с Джобсом сидели в его гостиной и слушали музыку. Я попросил Стива показать мне iPod. Он не стал возражать, и дал мне послушать свои любимые песни.

Естественно у Стива имелись все шесть (на то время) неизданных альбомов (The Bootleg Series), в том числе и те записи, которые Джобс и Возняк с замиранием сердца слушали в своей молодости на катушечных магнитофонах ещё до появления официальных изданий. Но этим коллекция произведений Дилана не ограничивалась. Библиотека Джобса насчитывала пятнадцать изданных альбомов рок-музыканта, начиная с «Bob Dylan» (1962 г.) и заканчивая «Oh Mercy» (1989 г.). Джобс считал, что песни с более поздних альбомов Боба уступают его ранним произведениям, о чем он не раз спорил с Энди Херцфилдом. Исключение Стив делал только для песни «Things Have Changed» из фильма «Вундеркинды» (2000 г.). Интересная деталь: на его iPod не было альбома 1985 года «Empire Burlesque» – тот самый альбом, который Энди и Джобс слушали на выходных после «устранения» Стива из Apple.

Другим найденным кладом на iPod’e Стива оказались композиции группы «Битлз». Это были всевозможные песни из семи альбомов Ливерпульской Четверки: «A Hard Day’s Night», «Abbey Road», «Help!», «Let It Be», «Magical Mystery Tour», «Meet the Beatles!» и «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Почти все альбомы, как «битлов», так и Дилана, были представлены полностью. Но в случае с остальными исполнителями, такими как Rolling Stones и другими, Джобс оставался верен своей любви к порядке, и хранил в памяти плеера лишь по три или четыре композиции. Репертуар его бывшей подружки Джоан Баэз был представлен только некоторыми песнями, в том числе двумя различными вариациями композиции «Love Is Just A Four-Letter Word».

В основном, песни на iPod’e Стива – музыкальная коллекция мальчишки из 70-ых с сердцем из 60-ых. Это Арета Франклин, Би Би Кинг, Бадди Холли, Дон МакЛин, Донован Филипс Лич, Дженис Джоплин, Джими Хендрикс, Джонни Кэш, Джон Мелленкамп, Доминго Самудио (Sam the Sham), дуэт Пола Саймона и Артура Гарфанкела, а также группы Buffalo Springfield, The Doors, Jefferson Airplane и The Monkees. И лишь четвертая часть коллекции Стива отведена современным исполнителям: Алиша Киз, Дайдо Флориан, Сил Генри, друзья компании Apple Джон Майер и Моби, группы 10,000 Maniacs, Black Eyed Peas, Coldplay, Green Day, U2, Seal и Talking Heads. Классическая музыка представлена произведениями Баха, включая Бранденбургские концерты, а также три альбома американского виолончелиста китайского происхождения Йо-Йо Ма.

В мае 2003 во время беседы с Шерил Кроу Стив Джобс сказал, что загрузил несколько песен Эминема, и они ему «всё больше нравятся». Вскоре после этого Джеймс Винсент из рекламного агентства TBWA/CHIAT/DAY устроил Стиву поход на концерт американского репера. Однако после этого Эминем так и не удостоился места на iPod’e Джобса.

«Не знаю… Я уважаю Эминема как артиста, но я просто не могу слушать его музыку. У меня с ним гораздо меньше общих ценностей и взглядов, чем с Диланом».

Прошли годы, но вкусы Стива остались прежними. В 2011 году, вновь оказавшись в гостиной Джобса, я решил ещё раз поинтересоваться его музыкальной коллекцией. Дело было уже после выхода iPad 2, и Стив перенес все свои любимые песни на планшет. С легкой ностальгией Стив стал включать одну за другой любимые композиции.

Сначала мы послушали уже ставшие привычными записи Боба Дилана и «Битлз». Стив погрузился в размышления, и затем решил послушать григорианские песнопения – он включил «Spiritus Domini» в исполнении монахов. Где-то минуту, или чуть больше, Джобс словно пребывал в трансе.

«Это просто великолепно», — прошептал Стив.

После этого мы послушали второй Бранденбургский концерт Баха и фугу из цикла «Хорошо темперированный клавир». Вообще, Бах был любимым классическим композитором Джобса. В особенности ему нравилось слушать «Вариации Гольдберга» и сравнивать записи этого цикла в исполнении канадца Гленна Гульда: первую запись он сделал в 1955 году, будучи никому неизвестным пианистом, а вторую – в 1981, за один год до своей смерти.

«Это как день и ночь, — сказал Джобс, послушал их по очереди. – Первая – яркая, юная, искрящаяся. Поздний вариант куда более осторожный и серьезный. Ощущается человек, который многое повидал за свою жизнь. Подход гораздо более глубокий».

Я спросил Стива, какая версия ему нравится больше. Надо отметить, что в это время Джобс был на третьем по счету отпуске по состоянию здоровья.

«Гульду намного больше нравилась поздняя версия.Я же всегда отдавал предпочтение первой, юной. Но сейчас я начинаю с ним соглашаться».

Потом Стив прыгнул от высокого к музыке 60-ых, и мы послушали произведение Донована Филипс Лича — «Catch The Wind». В ответ на мой недоуменный взгляд, Джобс возразил:

«На самом деле, у Донована много хороших песен, — сказал он и переключил на композицию «Mellow Yellow». Немного послушав, он признал: – Наверное, я привёл не самый удачный пример. В нашей молодости эти песни звучали лучше».

Тогда я спросил, как музыка из детства поддерживает его сейчас. Он прокрутил свой плейлист вниз, включил песню 1969 год «Grateful Dead – Uncle John’s Band» и стал подпевать:

«…если даже идет всё как по маслу, очень скоро будет день ненастный…»

На мгновение мы перенеслись в то бурное время, когда в размеренных 60-ых начинались резкие перемены.

«…всё, что хочу я знать – это добрый ли ты…»

Потом Стив включил Джони Митчелл.

«У Джони была дочка, которую она отдала на усыновление. Эта песня посвящена ей», — произнес он.

Мы стали слушать грустную мелодию песни «Little Green», в которой Митчелл рассказывала о чувствах матери, отказавшейся от ребенка.

«… и вот ты поставила в бумагах последнюю точку.
И хоть ты грустишь, тебе не стыдно за дочку…»

Я спросил Стива, часто ли он думает о том, что его самого отдали на усыновление.

«Нет, — ответил он. – Не очень часто».

Стив сказал, что сейчас он куда больше задумывается о старении, нежели чем о рождении. С этими словами он включил самую знаменитую песню Митчелл «Both Sides Now». В ней поется о приходящей с годами мудрости.

«… теперь я знаю жизнь вдоль и поперек: и радость от побед, и горечь поражений.
Но это всё иллюзии, и они сгорели, словно уголёк. Я жизнь не знаю, и в этом нет сомнений…»

Как и Гленн Гольд, который сделал две записи «Вариаций Гольдберга», Митчелл несколько раз записывала песню «Both Sides Now». Впервые она исполнила её в 1969 году, и в 2000 она спела мучительно-медленную версию той же самой песни. Стив включил последнюю.

«Это удивительно, как люди становятся старше, — отметил он, и затем добавил – Впрочем, некоторые стареют ещё в молодости».

Я спросил, кого он имел в виду.

«Джон Майер – один из величайших гитаристов за всю историю, но я боюсь, что он может очень сильно испортить свою жизнь ещё до старости», — ответил Стив.

Джобсу нравился Майер, иногда они даже ужинали вместе в Пало-Альто. В 2004 году Джон, которому тогда было 27 лет, появился на конференции Macworld, где Стив демонстрировал GarageBand. Вскоре Майер стал постоянным гостем презентаций Apple.

Стив включил песню Майера «Gravity». В ней поется о влюбленном парне, который, по необъяснимым причинам, мечтает о том, как бы избавиться от своих чувств.

«…это давит на меня, это сломает меня…»

Джобс покачал головой и прокомментировал:

«Я думаю, что глубоко в душе у него сидит отличный парень, который просто совсем отбился от рук».

В конце нашей музыкальной сессии я задал Джобсу извечный вопрос: «Битлз» или The Rolling Stones?

«Если бы сейф загорелся, и я мог вытащить из огня записи только одной группы, то я выбрал бы «Битлз», — ответил Стив. – Куда сложнее было бы выбрать между «Битлз» и Диланом. В будущем, возможно, ещё будут свои The Rolling Stones, но таких, как «Битлз» и Дилан больше никогда не будет».

Джобс углубился в размышления о том, как повезло поколению, выросшему на такой музыке, и в этот момент в комнату зашел его восемнадцатилетний сын.

«Риду нас не понять», — сказал Джобс с сожалением.

Как знать, может быть, он и мог понять – на нем была футболка с надписью «Вечно молодой».

1

Джимми Йовин, Боно, Джобс и Адам Коупленд (The Edge), 2004 год

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.

4 комментария

  1. 0

    Джобм? А к то это на фото Джобм?

  2. 0

    что то замедлился перевод, не ужто весна действует? давайте ребят, чуть чуть осталось

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий