[Стив Джобс. Биография.] Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.

ГЛАВА 26
ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙНА
Студия Стива Джобса и Джонатана Айва.

Джонни Айв.

После своего назначения на должность CEO в 1997 году Джобс собрал топ-менеджеров, чтобы дать слова напутствия. Среди присутствующих был тридцатилетний британец, влюбленный в свою работу. Он возглавлял отдел дизайна. Джонатан Айв, или как его всегда называли Джонни, собирался покинуть компанию. Его раздражала новая стратегия компании, направленная на увеличение прибыли, а не на улучшение дизайна продуктов. Однако Речь Джобса заставила его пересмотреть свое мнение.

Cover Steve Jobs

«Я четко помню, как Стив сказал: «Наша цель – не только зарабатывать деньги, но и делать прекрасные продукты», — вспоминает Айв. – Решения, принятые на основе этой философии сильно разнятся с теми, что мы принимали в Apple до этого».

Вскоре Джобс и Айв сблизились, положив тем самым начало величайшему сотрудничеству в области промышленного дизайна своей эпохи.

Айв вырос в районе Чингфорд на северо-востоке Лондона. Его отец был ювелиром и специализировался на работе с серебром. Кроме того он преподавал в местном колледже.

«Мой отец – по-настоящему искусный мастер, — вспоминает Айв. – Однажды в качестве подарка на Рождество он взял меня с собой в мастерскую. Были каникулы, и никто не мешал нам. Я был предоставлен самому себе, мог мастерить все что угодно, а папа мне помогал».

Отец ставил только одно условие – Джонни должен был сперва нарисовать от руки, что он собирается делать.

«Я всегда понимал всю прелесть вещей, сделанных вручную, — делится воспоминаниями Джонни. – Ещё я осознал, что очень важно подходить к делу с любовью. И если я что-то и ненавижу, так это продукты, сделанные с небрежностью».

Айв поступил в Политехнический университет Ньюкасла (в наши дни — Нортумбрийский университет, прим. пер.). В свободное время, а также на летних каникулах, он работал консультантом по дизайну. Одним из творений Джонни стала ручка с маленьким шариком на верхушке, который было очень приятно теребить в руках. Владельцам нравилось играть с такой ручкой, и у них возникала эмоциональная привязанность к ней. Для диссертации Айв разработал устройство, которое представляло собой микрофон и наушник, все из чистейшего белого пластика. Оно помогало в общении с детьми с нарушением слуха. Вся квартира Айва была завалена моделями из пенопласта, при помощи которых Джонатан искал путь к совершенному дизайну. Помимо этого он ещё спроектировал дизайн банкомата и изогнутого телефона. Оба этих проекта были удостоены наград Королевского общества покровительства искусствам.

В отличие от некоторых дизайнеров, Айв не только делал красивые эскизы, но и уделял внимание тому, как будет работать каждая составная часть целого проекта.

Когда в университете Джонни Айв получил возможность создавать дизайн на Mac, он словно прозрел.

«Открыв для себя Mac, я ощутил связь с людьми, которые его делали, — вспоминает он. – Я внезапно осознал всю сущность создавшей его компании».

Окончив университет, Айв поступил на работу в лондонскую дизайнерскую фирму Tangerine, у которой был консультативный контракт с Apple. В 1992 году он отправился в Купертино и устроился на работу в отдел дизайна, и в 1996, за год до возвращения Джобса, становится его главой. Но счастья он так и не обрел. Амелио почти не ценил дизайн.

«Никто не подходил к работе с любовью, все старались выжать как можно больше прибыли, — говорит Айв. – Нас, дизайнеров, просили сделать обычную модель, а инженеры потом старались реализовать замысел по максимально низкой цене. Я всерьез думал об уходе из компании».

Но после встречи с Джобсом он решил остаться. На первых порах новый генеральный директор искал дизайнера с мировым именем за пределами Apple. Он побеседовал с Ричардом Саппером, который разработал дизайн для ThinkPad от IBM, затем с Джорджетто Джуджаро, человеком, которому обязаны своим внешним видом Ferrari 250 и Maserati Ghilbi. Но вскоре он решил изучить и студию дизайна Apple, и там судьба свела его с приветливым, голодным до работы и очень молодым человеком по имени Джонатан Айв.

«Мы с ним обсудили различные варианты формы и материалов для продуктов, — вспоминает Джонни, — и поняли, что находимся на одной волне. Я внезапно осознал, что люблю эту компанию».

Первоначально Айв находился в подчинении у Джона Рубинштейна, которого Джобс привел вместе с собой из NeXT и назначил главой отдела аппаратного обеспечения. Но некоторое время спустя Джонатан и Стив сблизились, и между ними завязалась крепкая дружба. Они регулярно ходили вместе обедать, а в конце дня Джобс заглядывал в студию дизайна к Айву, чтобы поболтать.

«У Джонни был особый статус, — говорит Лорин Пауэлл. – Он стал частым гостем нашего дома, наши семьи сдружились. Откровенно говоря, многие люди в жизни Стива могут быть легко заменены на других, но только не Айв. Стив никогда нарочно не обидит Джонни».

А вот как сам Джобс описал мне своё отношение к Айву.

«Изменения, который Джонни внес не только в Apple, но и в жизнь всего мира, огромны. Он чертовски умен во всех отношениях. Джонатан разбирается и в бизнесе, и в маркетинге. Он схватывает все на лету. Он как никто другой понимает, чем мы на самом деле занимаемся. Если у меня в Apple и есть родственная душа, так это Джонни. Большинство продуктов придумываем мы вместе с Джонатаном, а потом зовем остальных и говорим: «Ну, что думаете?». Джонни одновременно видит и общую картину, и каждую мельчайшую деталь. Айв не простой дизайнер, он осознает, что Apple — производящая компания. И именно поэтому он работает непосредственно со мной. Большей властью, чем Джонатан, в компании обладаю только я. Никто не имеет право указывать ему что делать или послать его. Я так все устроил».

Как и большинство дизайнеров, Айву нравилось анализировать философию продукта и шаг за шагом идти по пути к конкретному дизайну. Стив же, опираясь на интуицию, отбирал модели и эскизы, которые ему нравились, и отклонял те, которые не нравились. Айв принимал замечания, и продолжал работу с концептами, благословленными Джобсом.

Джонни был поклонником немецкого промышленного дизайнера Дитера Рамса, работавшего в фирме Braun. Рамс проповедовал философию «Меньше, да лучше» (Weniger aber besser). Подобно Айву и Джобсу он боролся за упрощение дизайна каждого нового продукта. Ещё с тех пор, как в первом каталоге Apple появились слова «Простота – предел совершенства», Стив стремился к упрощению, что подразумевает борьбу со сложностями, а не их игнорирование.

«Для этого требуется много работать, — говорил Стив. – Чтобы упростить надо по-настоящему понять базовые вопросы и найти к ним первоклассные ответы».

Единомышленника в своих поисках настоящей, а не поверхностной простоты Стив увидел в Айве. Сидя в студии дизайна Джонатан рассказал о философии своего начальника:

«Почему мы считаем, что «простой» значит «хороший»? Потому, что когда ты работаешь с материальными вещами, важно ощущать, что ты их контролируешь. Упрощая запутанные вещи, ты заставляешь продукт слушаться тебя. Простота – это не только визуальный стиль, минимализм и отсутствие беспорядка. Чтобы добиться простоты, необходимо докопаться до самых глубин сложности. Чтобы стать по-настоящему простым, тебе нужно дойти до настоящих глубин. Если ты, к примеру, планируешь избавиться от винтиков в продукте, то ты можешь в результате получить на выходе чрезвычайно сложное и запутанное устройство. Намного лучше будет, если ты попытаешься глубоко вникнуть в саму сущность продукта, и только тогда ты поймешь, от каких деталей можно безболезненно избавиться».

Это было основным мнением, которое Джобс и Айв разделяли: дизайн заключается не только во внешнем виде продукта, но и в его сущности.

«В понимании большинства людей, слово «дизайн» значит «внешний вид», — заявил Джобс в интервью журналу Fortune после своего возвращения в Apple, — Но на мой взгляд, слово «дизайн» хуже всех других слов подходит под это описание. Дизайн – это душа созданного человеком предмета, которую можно разглядеть сквозь наружный слой».

В результате процесс создания дизайна был соединен с работой инженеров. Вот как Айв описывает одну из моделей Power Mac:

«Мы хотели убрать все лишнее и оставить только самое важное, — говорит он. – Для этого требовалось постоянное взаимодействие между дизайнерами, инженерами, разработчиками и отделом производства. Вновь и вновь мы возвращались к самому началу. Нужна ли нам эта часть? А может ли она выполнять функции четырех других?».

Во время визита Джобса и Айва во Францию случилось событие, отражающее всю важность связи между дизайном продукта. Стив и Джонни зашли в магазин кухонных принадлежностей, и там Айв взял в руки нож, который ему понравился. Но потом он разочарованно отложил его. Джобс сделал то же самое.

«Мы заметили маленькое пятнышко клея между рукояткой и лезвием, — делится воспоминаниями Айв. Они оба согласились, что хороший дизайн ножа был испорченным ужасным исполнением. – Нам со Стивом важно, чтобы ничего не нарушало безупречность и не отвлекало от сущности предмета. Даже если это посуда, то она не должна быть склеена из разных частей. Поэтому мы заботимся о том, чтобы продукты были цельными и безукоризненными».

В большинстве других компаний инженеры предопределяют дизайн. Они устанавливают свои требования, а уже потом дизайнеры предлагают различные варианты «оболочки», чтобы удовлетворить эти требования. Но Джобс считал, что все должно быть иначе. Ещё в самом начале Apple Джобс сначала одобрил дизайн корпуса для первого Macintosh, и уже потом инженеры «наполнили» его.

После вытеснения Стива во главе процесса оказались инженеры.

«Пока Джобс не вернулся, инженеры говорили: «Вот вам начинка – процессор, жесткий диск – а теперь пусть дизайнеры запихнут это в корпус», — говорит глава отдела маркетинга Apple, Фил Шиллер. – Если вы так делаете, то продукт получается просто ужасным».

Но после того, как Джобс вернулся, и у него завязалась дружба с Айвом, чаша весов опять склонилась в сторону дизайнеров.

«Джобс продолжал утверждать, что дизайн был ключом к нашему успеху, — говорит Шиллер. – Вот дизайн и стал вновь предопределять работу инженеров, а не наоборот».

Но такой подход был не всегда хорош, и иногда становилась видна обратная сторона медали, как это было в случае с iPhone 4. Джобс настаивал на использовании алюминия для окантовки, хотя инженеры были всерьез обеспокоены этим решением, поскольку это могло вызвать проблемы с антенной. Однако самобытность и индивидуальность дизайна продуктов – iMac , iPod, iPhone, iPad – будет выделять Apple на фоне других производителей и приведет к триумфу компании после возвращения Стива Пола Джобса.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».
Глава 33. Часть вторая. Фильм имени Стива.
Глава 33. Часть третья. Развод.
Глава Тридцать Четвертая. Mac 21-го века.
Глава 34. Часть Первая. Ракушки, подсолнечники и кубики льда.
Глава 34. Часть Вторая. Процессоры Intel.
Глава 34. Часть Третья. Опционы.
Глава Тридцать Пятая. Раунд первый.
Глава 35. Часть первая. Рак.
Глава 35. Часть вторая. Вручение дипломов в Стэнфорде.
Глава 35. Часть третья. Пятидесятилетний лев.
Глава Тридцать Шестая. iPhone.
Глава 36. Часть первая. iPod, который может звонить.
Глава 36. Часть вторая. Мультитач
Глава 36. Часть третья. Gorilla Glass.
Глава 36. Часть четвертая. Дизайн.
Глава 36. Часть пятая. Релиз.
Глава Тридцать Седьмая. Раунд второй.
Глава 37. Часть первая. Битвы 2008 года.
Глава 37. Часть вторая. Мемфис.
Глава 37. Часть третья. Возвращение.
Глава Тридцать Восьмая. iPad.
Глава 38. Часть первая. Революцию заказывали?
Глава 38. Часть вторая. Запуск. Январь 2010 года.
Глава 38. Часть третья. Реклама.
Глава 38. Часть четвертая. Приложения.
Глава 38. Часть пятая. Книгоиздательство и журналистика.
Глава Тридцать Девятая. Новые битвы и эхо былых.
Глава 39. Часть первая. Google: Открытое против закрытого.
Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль.
Глава 39. Часть третья. «Антеннагейт»: Дизайнеры против инженеров.
Глава 39. Часть четвертая. Солнце взошло.
Глава Сороковая. Бесконечность не предел.
Глава 40. Часть первая. iPad 2.
Глава 40. Часть вторая. iCloud.
Глава 40. Часть третья. Новый Кампус.
Глава Сорок Первая. Раунд Третий.
Глава 41. Часть первая. Семейные узы.
Глава 41. Часть вторая. Барак Обама.
Глава 41. Часть третья. Третий больничный, 2011 год.
Глава 41. Часть четвертая. Гости.
Глава 41. Часть пятая. Этот день настал.
Глава Сорок Вторая. Наследие.
Глава 42. Наследие.

And one more thing…

Стив Джобс