[Стив Джобс. Биография.] Глава 22. Часть третья. В бесконечность!

0

[Стив Джобс. Биография.] Глава 22. Часть третья. В бесконечность!

В бесконечность!

В ноябре 1995 года состоялось две премьеры «Истории игрушек». Одну из них Disney организовала в El Capitan – старом помпезном театре в Лос-Анджелесе, где был построен смешной домик с персонажами мультфильма. Компания Pixar получила совсем немного приглашений, однако мероприятие и список знаменитых гостей – все это было подготовлено Disney. Джобс даже не удостоил премьеру своим вниманием. Вместо этого на следующий вечер он арендовал похожий кинотеатр в Сан-Франциско под названием Regency и провел собственную премьеру. Вместо Тома Хэнкса и Стива Мартина на мероприятии присутствовали знаменитости Кремниевой долины, в числе которых были замечены Ларри Эллисон и Энди Гроув. Это было, несомненно, шоу Джобса. Чтобы представить фильм, на сцену вышел именно он, а не Джон Лассетер.

Эта дуэль между премьерами обнажила основной предмет раздора: является ли «История игрушек» фильмом Disney или Pixar? Представляет ли собой Pixar лишь анимационного подрядчика, который помогает Disney производить фильмы? Или Disney является простым дистрибьютором, который помогает Pixar выводить фильмы на суд широкой аудитории? Ответ лежал где-то посредине. Главный вопрос состоял в том, смогут ли обладатели сильнейших эго Майкл Айснер и Стив Джобс договориться об условиях такого сотрудничества.

Ставки возросли, когда «История игрушек» стала блокбастером, принесшим большую прибыль и полюбившимся критикам. Расходы на производство окупились за первый же уикенд, когда в кинотеатрах США компаниям удалось собрать 30 миллионов долларов выручки. В результате этот мультфильм стал самым прибыльным фильмом года, обогнав даже «Бэтмен навсегда» и «Апполон-13». Общая выручка с продаж билетов составила 192 миллионов долларов в США и 362 миллиона по всему миру. По информации кинематографического агрегатора рецензий Rotten Tomatoes, 100% из 73 критических рецензий «Истории игрушек» носили положительный характер. Автор журнала Time Ричард Корлисс назвал мультфильм «самой инновационной комедией года», Дэвид Ансен из Newsweek провозгласил его «настоящим чудом», а Джанет Маслин из New York Times порекомендовала картину и детям, и взрослым, назвав ее «восхитительным и умным произведением в лучших традициях Disney».

Единственной шпилькой для Джобса стала ремарка Маслин о «традициях Disney», в которой не содержалось даже намека на появление Pixar. Прочтя эту рецензию, он решил, что необходимо более активно заниматься продвижением бренда Pixar. Когда они с Лассетером приняли участие в «Шоу Чарли Роуза», Джобс сделал акцент на том, что «История игрушек» является фильмом компании Pixar, и даже попытался рассказать об историческом значении появления новой анимационной студии.

«Когда появилась «Белоснежка», каждая крупная киностудия попыталась ворваться на рынок анимации, но до этого момента Disney являлась единственной студией, которая сумела создать анимационный фильм, ставший блокбастером, – сказал он Роузу. – И теперь второй такой студией стала Pixar»

Джобс пытался доказать, что Disney является лишь дистрибьютором фильма Pixar. «Он настойчиво продолжал говорить, мол, мы тут в Pixar настоящим делом занимается, а вы в Disney – всяким дерьмом», – вспоминал Майкл Айснер. – Но ведь именно благодаря нам вся эта машина под названием «История игрушек» заработала. Мы помогли сформировать фильм и подтянули все наши подразделения, от маркетологов, до Disney Channel, чтобы сделать из него хит». Джобс пришел к выводу, что фундаментальный вопрос о том, чей же этот фильм, необходимо урегулировать не словами, а на бумаге. «После успеха «Истории игрушек» я понял, что для того чтобы построить полноценную студию и не оставаться лишь наемными рабочими, нам с Disney нужно будет подписать новую сделку», сказал он. Но чтобы сесть с Disney за стол переговоров и чувствовать себя с кинематографическим гигантом на равных, Pixar были нужны наличные. И получению их могло бы поспособствовать удачное IPO.

Первичное размещение акций прошло ровно через неделю после премьеры «Истории игрушек». Джобс сделал ставку на успех фильма и в конечном итоге сорвал крупный куш. Как и в случае с IPO компании Apple, празднование должно было состояться в офисе ведущего менеджера в Сан-Франциско в 7 утра, когда акции поступают в продажу. В соответствии с первоначальным планом, акции должны были предлагаться по цене 14 долларов, чтобы добиться хороших продаж. Джобс настаивал на цене 22, которая обеспечила бы компании в случае успеха куда более высокий доход. Как оказалось, заработать удалось даже больше, чем он надеялся в своих самых смелых мечтах. Pixar смогла обскакать Netscape в рейтинге самых крупных IPO того года. За первые полчаса акции подорожали до 45 долларов, и торги даже пришлось начать с задержкой, поскольку было слишком много заявок на покупку акций. После этого цена бумаги Pixar успела добраться до 49 долларов, к закрытию торгов зафиксировавшись на отметке 39 долларов.

Ранее в том же году Джобс надеялся найти покупателя для Pixar, который помог бы ему вернуть 50 миллионов долларов, вложенных в компанию. К концу первого дня торгов выставленные на продажу акции (80% компании) принесли ему умопомрачительную сумму, которая была более чем в двадцать раз больше объема инвестированных средств, – 1,2 миллиарда долларов. Это было почти в пять раз больше, чем ему удалось заработать в результате размещения на бирже акций Apple в 1980 году. Однако в интервью Джону Маркоффу из New York Times Джобс заявил, что деньги не имеют для него большого значения.

«В моем будущем нет никаких яхт, – сказал он. – Я никогда не делал этого ради денег»

Успешное IPO означало, что Pixar больше не нужно было зависеть от Disney, чтобы финансировать свои фильмы. Это событие также обеспечило Джобса рычагом влияния, в котором он так нуждался.

«Так как теперь мы могли финансировать 50% бюджетов фильмов, мы могли требовать и половины прибыли, – вспоминает он. – Но еще более важное состояло в то, что я настаивал на совместном брендинге. Эти фильмы должны были распространяться под марками Pixar и Disney»

Джобс прилетел на ужин к Айснеру, который немедленно был поражен его дерзостью. У них был подписан договор на три фильма, из которых Pixar успела сделать только один. У каждой стороны имелось собственное «ядерное оружие». После шумного разрыва с Айснером Катценберг ушел из Disney и вместе со Стивеном Спилбергом и Дэвидом Геффеном создал студию DreamWorks SKG. Джобс сказал, что если Айснер не согласится на подписание новой сделки с Pixar, последняя после окончания срока действия контракта на три мультфильма уйдет к другой студии – к примеру, к новому детищу Катценберга. С другой стороны, в руках Айснера был рычаг, который позволял Dis¬ney по желанию создавать собственные сиквелы «Истории игрушек» с использованием Вуди, Базза и всех остальных персонажей, созданных Лассетером.

«Это выглядело бы как растление наших детей, – вспоминал поздней Джобс. – Джон плакал при одной мысли о возможности такого развития событий»

В конечном итоге они пришли к новой договоренности. Айснер согласился позволить Pixar вкладывать половину суммы, необходимой для создания фильмов в будущем, и взамен получать половину прибыли.

«Он не ожидал, что мы создадим много хитов, поэтому считал, что это позволит ему сэкономить деньги, – сказал Джобс. – В конечном итоге это принесло нам успех, потому что Pixar удалось выдать десять блокбастеров подряд»

Также же они договорились о совместном брендинге, хотя на определение этого понятия ушло немало сил и времени. «Я занял такую позицию, которая заключалась в том, что этот фильм являлся детищем Disney, но в конечном итоге пошел на попятный, – вспоминает Айснер. – Мы, как четырехлетние дети, сидели и обсуждали то, насколько крупно должны писаться буквы в названиях «Disney» и «Pixar». Но к началу 1997 года они подписали соглашение на создание пяти фильмов в течение десяти лет, после чего расстались хорошими друзьями. По крайней мере, на некоторое время.

«Айснер тогда вел себя разумно и справедливо по отношению ко мне, – поздней сказал Джобс. – Но впоследствии по итогам этого десятилетия я сделал для себя вывод, что он достаточно мутный человек»

В своем письме к акционерам Pixar Джобс рассказал, что получение права на равноправный брендинг с
Disney в отношении всех фильмов, а также рекламы и игрушек, стало самым важным аспектом подписанного соглашения.

«Мы хотим, чтобы компания Pixar доросла до статуса бренда, который пользуется тем же уровнем доверия, что и бренд Disney, – писал он. – Но для того чтобы Pixar смогла завоевать это доверие, потребители должны знать, что эти фильмы создает Pixar»

Джобс прославился тем, что построил свою карьеру на создании великолепных продуктов. Но не меньшее значение также играет его способность создавать великолепные компании, обладающие ценными брендами. И ему удалось создать два лучших бренда своей эпохи: Apple и Pixar.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!

0 комментариев

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий