[Стив Джобс. Биография.] Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.

1

Cover Steve Jobs

Объять необъятное.

Ключевой фигурой при создании iTunes Store был Дуг Моррис, глава компании Universal Music Group. Его лейблу принадлежали права на песни таких известных исполнителей и музыкальных групп, как U2, Эминем и Мэрайя Кэри, так что обойтись без него было никак нельзя. Кроме того, в состав Universal Music Group входили ещё и звукозаписывающие компании Motown и Interscope-Geffen-A&M.

Среди всех магнатов, Моррис, как никто другой, переживал из-за проблемы пиратства, а также отсутствия профессиональных инженеров в звукозаписывающих компаниях.

«В индустрии царил настоящий Дикий Запад, — вспоминает Моррис. – Музыку никто не продавал, её только воровали. Все попытки музыкальных компаний начать легальные продажи заканчивались полным провалом. Инженеры смогли бы сделать это гораздо лучше музыкантов».

Вместе с Джобсом в офис Морриса отправился и Роджер Эймс, который также дал Стиву парочку советов о том, что говорить и как себя вести. Всё прошло успешно, и Моррис остался доволен предложенным Джобсом вариантом. Больше всего Дуга поразила цельность всей системы, которая обеспечивала простоту в использовании, а также предоставляла защиту звукозаписывающим компаниям.

«Стиву удалось создать нечто поистине великолепное! – говорит Моррис. – Он предложил комплексное решение: магазин iTunes Store, программное обеспечение для работы с музыкой и непосредственно сам плеер iPod. Это был полный комплект, который к тому же ещё и отлично работал».

Моррис был убежден, что Джобс обладает тем самым инженерным подходом, которого не хватает музыкальным компаниям.

«Мы должны полностью положиться на Стива в этом деле, — сказал он своему вице-президенту по технологиям, — ведь у нас просто нет людей, понимающих хоть что-то в технологиях».

Сотрудники Universal Music Group были не очень-то рады таким заявлениям, поэтому, чтобы поскорее заключить сделку, Моррису пришлось устранять их возражения в приказном порядке. Также было решено немного ужесточить предложенные Apple правила использования FairPlay («Честная игра») с целью ограничить количество устройств, на которых можно слушать купленные песни. И всё же, в целом, разработанная Джобсом, Эймсом и коллегами из Warner концепция магазина iTunes Store осталась неизменной.

Моррис был просто очарован Джобсом. Тем не менее, голову он не потерял и решил посоветоваться со своим лучшим другом Джимми Йовином – весьма напористым и хитрым боссом звукозаписывающего лейбла Interscope-Geffen-A&M. Последние тридцать лет они каждый день общались по телефону.

«Стив казался мне спасителем, — вспоминает Моррис. – Но я хотел, чтобы и Джимми оценил его».

Джобс мог быть невероятно очаровательным, если ему это было нужно, и встреча с Джимми Йовином была как раз одним из таких моментов.

«Видишь, как все легко и просто? – спросил он Джимми, когда тот прилетел в Купертино, чтобы посмотреть демонстрацию. – Вашим инженерам никогда не дойти до такого. Ни одна музыкальная компания не способна сделать ничего подобного».

Йовин немедля позвонил Моррису:

«Этот парень уникален! – в восторге сказал Джимми своему другу. – Да, ты прав. У него есть готовое решение».

Предыдущее сотрудничество с компанией Sony оставило после себя только жалобы и вопросы.

«У Sony никогда ничего не получится», — сказал он Моррису.

Было решено прекратить работу с японской компанией и вместо этого заключить контракт с Apple.

«Просто уму непостижимо, как в Sony могли упустить такую возможность. Они конкретно облажались! – говорит Йовин. – В Apple сотрудники всех отделов работали сообща, иначе Стив просто увольнял несговорчивых людей. В Sony же между отделами велась постоянная война».

И в самом деле, Sony была полной противоположностью Apple. В японской компании одновременно занимались производством бытовой техники и работой со знаменитыми артистами (в том числе и с Бобом Диланом), но каждый отдел действовал в своих интересах. Sony так и не удалось заставить всех работать вместе, поэтому компания не могла предложить единый сервис.

Энди Лэку (Andy Lack), директору Sony Music, выпала незавидная доля вести переговоры с Джобсом по продаже принадлежащих компании песен. Далеко неглупый Энди совсем недавно пришел в Sony – за плечами у него была безупречная карьера телевизионного журналиста на каналах CBS и NBC. Он умел правильно оценивать людей, да и с чувством юмора у Энди было всё в порядке. Он осознал, что для Sony продажа песен в iTunes Store – это безумие, на которое они просто вынуждены пойти, как это часто бывает в музыкальном бизнесе. Apple извлечет из этого чудовищную прибыль, не только получая деньги от продажи музыки, но и значительно увеличив продажи iPod. Поэтому Лэк считал, что раз уж звукозаписывающие компании способствуют продажам iPod, то они должны получать с этого определенный процент.

Во время разговоров Стив заверял Энди, что хочет стать настоящим партнером для музыкальных компаний.

«Стив, если ты согласен давать нам что-то с продажи своих плееров, то по рукам, — сказал ему Лэк своим звучным голосом. – Наша музыка улучшит продажи этого восхитительного устройства. На мой взгляд, это и есть настоящее партнерство».

Стив не раз соглашался, но этого оказалось мало. Втайне от Энди глава Apple пожаловался Дугу Моррису и Роджеру Эймсу на Лэка, заявив, что тот не имеет и малейшего понятия о музыкальном бизнесе.

«Для Стива это привычное дело – согласиться на что-то, а потом дать задний ход, — говорит Лэк. – Джобс – патологический лгун. Это нередко бывает полезным на переговорах. Он определенно гений».

Лэк понимал, что для него единственный шанс победить в этой борьбе – заручиться поддержкой других музыкальных компаний. Но Джобс, благодаря лести и обещаниям, сумел сам договориться с ними.

«Если бы мы все держались вместе, то обязательно добились бы лицензионного платежа, и получали бы с нашей музыки двойной доход, который нам так нужен, — говорит Лэк. – Мы помогали им продавать iPod, так что всё честно!»

В этом и заключалась прелесть комплексной стратегии Джобса: продажа песен в iTunes повышает продажи iPod, что, в свою очередь, ведет к росту продаж Macintosh. И больше всего возмущало Энди Лэка то, что в Sony могли бы добиться того же самого, если бы смогли заставить работать все свои отделы в унисон.

Джобс изо всех сил пытался добиться расположения Лэка. Как-то во время визита в Нью-Йорк они завтракали вместе – овсяной кашей и ягодами – в отеле Четыре Сезона, где у Стива был пентхаус. Как говорит Энди, «Джобс был сама заботливость».

«Джек Уэлш заранее предупредил меня: «Не влюбляйся в него!». Моррис и Эймс поддались Стиву. Они говорили: «Ты ничего не понимаешь, его нельзя не полюбить!». Вот они и полюбили, а я остался один во всей индустрии».

Даже после того, как Sony согласилась продавать свою музыку в iTunes Store, отношения продолжали оставаться натянутыми. Как только появлялись какие-то темы для обсуждения, переговоры неизменно выливались в спор.

«Проблема Энди заключается в его излишнем самомнении, — утверждает Джобс. – На деле он ничего не понимал в музыкальном бизнесе, да и нормально вести переговоры он также не умел. Порой он мне казался полным придурком».

Вот что мне ответил Лэк, когда я рассказал ему о мнении Джобса:

«Я действовал в интересах не только Sony, но и всей музыкальной индустрии. Так что я понимаю, почему он считал меня придурком».

Как бы то ни было, договориться со звукозаписывающими компаниями было лишь началом. Контракты многих артистов предусматривали возможность лично контролировать распространение цифровых копий их песен. Поэтому теперь Джобс направил свою лесть на различных популярных музыкантов. Ему это казалось одновременно веселой и трудной задачей.

Перед запуском iTunes Стив встречался с более чем двадцатью популярными артистами: Боно, Мик Джаггер и Шерил Кроу.

«Он постоянно названивал мне по вечерам и решительно заявлял, что ему надо пообщаться с Мадонной или Led Zeppelin, — вспоминает Эймс. – Кроме него никто не смог бы убедить таких звезд».

Из всех встреч с представителями музыкальной индустрии самой необычной была встреча Джобса с Доктором Дре (Dr. Dre), наставником Эминема. Большой любитель Боба Дилана и «Битлз» Стив признавал, что прелести рэпа как-то прошли мимо него. И вот сейчас он хотел, чтобы Эминем и другие рэперы согласились продавать свои треки в iTunes Store. После того, как Доктор Дре увидел, как легко можно покупать музыку для iPod в магазине iTunes Store, он воскликнул:

«Чувак, это реально круто!»

Полную противоположность ему составлял трубач по имени Уинтон Марсалис. Во время кампании по сбору средств для Джазового Линкольн-центра он познакомился с женой Джобса, Лорин. Стив настоял на том, чтобы она пригласила Уинтона в Пало-Альто, потому что хотел показать ему iTunes.

«Что бы ты хотел послушать?» – спросил его Джобс, когда тот приехал.

«Бетховена», — ответил трубач.

«Смотри, что эта штука умеет! Смотри, как всё работает!» — Стив постоянно пытался привлечь внимание гостя, если он отвлекался.

«Я постоянно говорил ему, что компьютеры меня не очень-то интересуют, — делится воспоминаниями Марсалис. – Но Стив просто одержим своим делом. Через какое-то время я смотрел уже не на компьютер, а на него – его увлеченность поразила меня».

Джобс представил iTunes Store 28 апреля 2003 года в Сан-Франциско (Moscone Center). Небритый, но с коротко стрижеными волосами, Джобс мерил шагами сцену и рассказывал о сервисе Napster, который «продемонстрировал, что Интернет создан для скачивания музыки». Сказал он и о том, что потомки Napster’a, такие как Kazaa, дают возможность делать это бесплатно. И как же с ними соперничать? Чтобы ответить на этот вопрос, Стив начал описывать отрицательные стороны пользования бесплатными сервисами: нередко закачивались сомнительные файлы, да к тому же и плохого качества.

«Большинство этих песен конвертировано школьниками, и получилось у них не очень хорошо».

Кроме того, у подобных песен отсутствовали обложки.

«И что хуже всего – это воровство. С кармой лучше не шутить».

Но почему же тогда количество подобных сервисов неизменно растет?

«У пользователей просто нет альтернативы! – ответил сам себе Джобс. – Сервисы подписок, такие как Pressplay и MusicNet, обходятся с вами, как с преступниками!»

В это время на экране появился слайд с изображением заключенного в тюремной одежде в горизонтальную полоску. Затем вместе него появился слайд с Бобом Диланом.

«Людям хочется самим владеть музыкой, которую они любят».

Затем Джобс перешел к главному:

«После долгих переговоров звукозаписывающие компании выразили желание изменить мир вместе с нами. С самого начала в iTunes Store будет доступно 200 000 песен, но это количество будет расти с каждым днём. При помощи магазина у вас появится возможность владеть песнями, записывать их на CD-диски, не беспокоясь о качестве записи. Перед покупкой вы можете прослушать отрывок из песни, а после того, как загрузите понравившийся трек, вы сможете использовать его в программах iMovies и iDVD, чтобы создать «песню своей жизни». Цена? Всего 99 центов. Кофе в «Старбаксе» стоит в три раза дороже. Почему мы считаем, что дело того стоит? Потому что если в Kazaa песню надо искать 15 минут, то в iTunes Store вы можете найти её меньше, чем за минуту. Давайте посчитаем: если вы работаете за 4 доллара в час, то вы получаете меньше уровня минимальной заработной платы».

Не обошлось и без One More Thing:

«Да, и ещё кое-что. Покупая в iTunes вы ничего не крадете. А это хорошая карма!»

Громче всех аплодировали сидящие в первом ряду руководители звукозаписывающих компаний – Дуг Моррис, рядом с ним был Джимми Йовин с неизменной бейсболкой на голове. Кроме них, в зале присутствовала целая толпа сотрудников Warner Music. Эдди Кью, глава магазина iTunes Store, предположил, что Apple продаст миллион песен за шесть месяцев. Но он ошибся – в iTunes Store был продан миллион песен за 6 дней.

«Это войдет в историю как переломный момент для всей музыкальной индустрии», — уверял Джобс.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.

1 комментарий

  1. 0
    Детектор

    Почувствовал всю прелесть политики звукозаписывающих компаний, после фразы «и получали бы с нашей музыки двойной доход, который нам так нужен»…

    Без комментариев.

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий