[Стив Джобс. Биография.] Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».

1
Глава 33.

Друзья из Pixar.
…и враги.

Steve Jobs by appleinsider.ru

«Приключения Флика».

Как только работа над iMac была завершена, Джобс и Айв отправились в Pixar, чтобы продемонстрировать там своё последнее творение. Стив считал, что в новом компьютере есть особая изюминка, и она обязательно придется по вкусу создателям Базза Лайтера и ковбоя Вуди. К тому же, в Pixar работал Джон Лассетер, который, подобно Айву, обладал удивительным умением соединять искусство и технологии в одно восхитительное целое, и это нравилось Джобсу.

Pixar был для Джобса раем, где он мог укрыться от пропитавшей Купертино суеты. В офисе Apple царило постоянное напряжение, Стив нередко терял контроль над собой, и люди начинали нервничать из-за одного его присутствия. Жизнь в Pixar текла куда более размеренно, аниматоры и сценаристы вели себя дружелюбно, как друг с другом, так и со Стивом. Иными словами, атмосфера в каждом офисе зависела от руководителей: в Apple от Джобса, а в Pixar – от Лассетера.

Стив восхищался таким серьезным, но в то же время веселым кинематографом, он был просто без ума от сложных алгоритмов, делающих возможной особую магию кино – магию, заставляющие лучи солнца сверкать в каплях росы, а травинки склоняться под дуновениями ветра. Но в сам процесс творчества Джобс никогда не вмешивался. Именно в Pixar он научился стоять в сторонке и не мешать людям творить. Основной причиной тому была любовь к Лассетеру – добрейшей души художнику, который, подобно Айву, пробуждал всё то хорошее, что было в Джобсе.

Основной задачей Стива в жизни Pixar было заключение сделок, и дарованная ему природой напористость была тут как нельзя кстати.

Вскоре после выхода «Истории игрушек» он в пух и прах рассорился с Джеффри Катценбергом, который в 1994 году покинул Disney, а потом вместе со Стивеном Спилбергом и Дэвидом Геффеном основал компанию DreamWorks SKG. Стив был уверен, что Джеффри, ещё работая в Disney, от кого-то из Pixar услышал о задумке мультфильма «Приключения Флика», а потом просто украл идею фильма о насекомом, и в DreamWorks реализовал её в картине «Муравей Антц».

«Лассетер был первым человеком за все шестьдесят лет существования анимации, которому в голову пришла идея снять мультфильм о насекомых, — вспоминает Стив начало 90-ых. – В то время Катценберг ещё работал в Disney, ну мы его и посвятили в этот замысел. Потом Джеффри уходит в DreamWorks и внезапно решает снять фильм о… насекомых! Мало того, что украл, так он ещё и делает вид, что ничего не слышал о наших планах. Он врет. Врет и не краснеет».

На самом деле нет. На самом деле всё было гораздо интереснее. Когда Катценберг работал в студии Disney, он и правда ничего не знал ни о каком «Приключении Флика». Дело в том, что после ухода в DreamWorks Джеффри продолжал общаться с Лассетером, изредка «привет-как-дела» созваниваясь с ним. И вот, как-то раз, во время работы на съёмочной площадке в студии Universal, Лассетер с парой коллег решили заглянуть в гости к Катценбергу, поскольку его студия DreamWorks располагалась неподалеку. Слово за слово, бывший начальник кинематографического подразделения в Disney решил поинтересоваться у художника из Pixar об их планах на будущее.

«Мы рассказали ему замысел мультфильма «Приключения Флика», — говорит Лассетер. – пересказали весь сюжет: главный герой – муравей по имени Флик, который собирает других муравьев, чтобы дать отпор армии саранчи. Мне бы следовало быть осмотрительнее. Джеффри продолжал задавать всё новые и новые вопросы, в том числе и о дате выхода мультфильма».

Страсти начали накаляться в 1996 году, когда поползли слухи о том, что в DreamWorks возможно готовится некий анимированный фильм про муравьев. Не на шутку обеспокоенный Джон позвонил Катценбергу и в лоб спросил того, правда ли это. Джеффри сперва отпирался, мямлил что-то, потом спросил Лассетера, откуда у него появилась такая информация. Но художник из Pixar проигнорировал слова бывшего сотрудника студии Disney и вновь задал ему свой вопрос. Катценберг перестал препираться и согласился, что это так.

«Да как ты мог?! – взревел Лассетер, который крайне редко повышал голос.

«Вообще-то мы уже давно вынашивали эту идею, — начал оправдываться Катценберг, добавив чуть позже, что впервые об этом замысле он услышал от финансового директора в DreamWorks.

«Я тебе не верю!» – ответил Джон Лассетер.

Катценберг признался, что всё это было затеяно с одной целью – обставить бывших коллег из Disney. Первый мультфильм студии DreamWorks «Принц Египта» должен был выйти на экраны ко Дню Благодарения 1998 года. Однако вскоре Джеффри узнал, что в Disney приурочили первый показ «Приключения Флика» к той же самой дате. Катценбергу хотелось во что бы то ни стало насолить своим бывшим коллегам, поэтому он решил ускорить производство мультфильма «Муравей Антц», чтобы студии Disney пришлось изменить дату премьеры своего мультфильма.

«Да пошли вы все!» — ответил Лассетер, редко употребляющий такие выражения. Следующие тринадцать лет он не разговаривал с Катценбергом.

Джобс рвал и метал, и сдерживать свои эмоции он вовсе не собирался. Стив позвонил Катценбергу и разразился гневной тирадой в его адрес. Глава DreamWorks предложил сделку: он откладывает премьеру мультфильма «Муравей Антц», а Джобс взамен откладывает выход «Приключений Флика», чтобы не мешать показам третьей картины, «Принца Египта».

«Естественно, я не пошел на поводу у этого шантажиста», — рассказывает Стив.

Катценбергу он ответил, что не может заставить Disney изменить дату выхода мультфильма.

«Ещё как можешь! Ты можешь горы свернуть, и я это прекрасно знаю! – Катценберг напоминал о том, как Джобс и «История игрушек» спасли Pixar от банкротства. – Я – единственный, кто тебя тогда поддержал! И ты сейчас хочешь бросить меня на растерзание тем, кто был против тебя!»

Катценберг предложил Стиву слегка «притормозить» производство мультфильма, а студии Disney ничего об этом не говорить. В свою очередь, Джеффри был готов повременить с выпуском «Муравья Антца».

«Даже не думай об этом», — ответил Стив.

У Катценберга были причины для недовольства. Он прекрасно понимал, что в Disney хотят отомстить ему за уход из компании.

««Принц Египта» был нашим первым мультфильмом, и они в качестве мести назначили премьеру своей картины на одно время с нашей. Я тогда так решил: играешь на чужой территории – будь осторожен!».

Никто так и не уступил. А в прессе история с мультфильмами про насекомых вызвала ажиотаж. В Disney пытались успокоить Джобса, справедливо полагая, что его бурная реакция лишь подогревает интерес к «Муравью Антцу», однако это оказалось не так-то просто.

«Плохие ребята редко побеждают!» — заявил он в интервью газете Los Angeles Times.

В ответ на это остроумный эксперт по маркетингу из DreamWorks предложил Стиву «принять таблеток».

Премьера «Муравья Антца» состоялась в октябре 1998 года. Это был неплохой мультфильм. Вуди Аллен озвучил главного героя – беспокойного муравья, который живет в конформистском обществе, но пытается показать свою индивидуальность.

«Это одна из таких комедий Вуди Аллена, в которых Вуди Аллен больше не снимается», — написал на своих страницах журнал Time.

В США кассовые сборы составили 91 миллион долларов, а в мировом прокате мультфильм собрал 172 миллиона долларов.

«Приключения Флика», как и планировалось, вышел шестью неделями позже. Здесь был куда более сложный сюжет с отсылкой к басне Эзопа «Муравей и кузнечик». С технической точки зрения всё было исполнено гораздо лучше: зритель мог насладиться такими потрясающими эффектами, как вид травы глазами муравья. На этот раз журнал Time высказался более эмоционально:

«Проделана выдающаяся работа: широкоэкранный райский сад с запутанными лабиринтами, полный задиристых, милых и слегка чокнутых насекомых-приколистов выводят мультфильм от DreamWorks, как это случилось с радио».

Прибыль от «Приключений Флика» в два раза превысила кассовые сборы «Муравья Антца»: 163 миллиона долларов в США и 363 миллиона долларов по всему миру. «Принц Египта» также остался позади.

Годами позже Катценберг пытался наладить отношения со Стивом. Случайно встретив Джобса, Джеффри принялся утверждать, что в годы своей работы в Disney ничего не знал о «Приключениях Флика», ведь если бы это было так, то он был бы вправе требовать проценты за этот мультфильм. Джобс рассмеялся и сделал вид, что поверил.

«Я попросил тебя изменить дату премьеры своего мультфильма, а ты отказался. Так что не сердись на меня, ведь я всего лишь защищал своё дитя», — сказал Джеффри. Как он впоследствии вспоминал, «Стив был совершенно спокоен, как этого требует дзэн, и сказал, что всё понимает».

Но сам Джобс говорит, что он так и не простил Катценберга:

«Мы обогнали их по кассовым сборам. Чувствовал ли я себя удовлетворенным? Нет, я по-прежнему чувствовал себя отвратительно, потому что люди сразу стали обсуждать, кто и как в Голливуде снимает фильмы о насекомых. От идеи Лассетера веяло оригинальностью, а Катценберг взял и навсегда вырвал её. Это очень печально, и я просто не могу ему больше доверять, даже после его извинений. После успеха «Шрека» он пытался поговорить со мной, сказал, что он изменился и прочую херню. А у меня в голове были четыре слова: «отвали от меня, Джеффри».

Сам же Катценберг куда более любезно отзывается о Стиве. Он называет Джобса «одним из самых гениальных людей в мире» и говорит, что несмотря на характер Стива, он относится к нему с уважением.

Результатов от успеха «Приключений Флика» было несколько: студия Pixar не просто обогнала конкурентов из DreamWorks, но и доказала всем, что успех «Истории игрушек» не был случайным.

«В бизнесе есть такое понятие: «Синдром второго продукта». Такое случается с людьми и компаниями, которые не находят причину успеха первого продукта, — рассказывает Стив. – В Apple уже такое проходил. И при съемках «Приключений Флика» я понимал, что если этот мультфильм будет успешным, то Pixar гарантировано светлое будущее».

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».

1 комментарий

  1. 0

    В США кассовые сборы составили 91 доллар -> 91 миллион долларов

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий