[Стив Джобс. Биография.] Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.

2
Книга «Стив Джобс». Автор Уолтер Айзексон. Переведено специально для www.appleinsider.ru

Cover Steve Jobs

Лучшие художники упрощают

Эстетика Баухаус
Среди многих людей, чье детство прошло в одном из домов Эйчлера, именно Стив Джобс лучше остальных видел всю красоту этих построек. Он восхищался идеей “простого и аккуратного модернизма”, которую Джозеф сумел принести в массы. И разговоры со своим отцом на тему запутанного дизайна автомобилей не прошли для Стива даром. Как только в этом мире появилась компания Apple, Джобс уже знал, что индустриальный дизайн – яркий, но такой простой логотип компании, а также гладкий корпус Apple II – выделит его компанию на фоне остальных и сделает его компьютеры особыми.

После переезда из гаража семьи Джобсов, компания Apple расположилась в небольшом здании, в котором также находился офис продаж фирмы Sony. Японская компания была известна своим характерным стилем и запоминающимся дизайном выпускаемых продуктов. Джобс нередко будет заскакивать к своим соседям и любоваться их достижениями в области маркетинга.

«Я помню, как неряшливо выглядящий Стив листал каталоги нашей продукции и выделял особенности нашего дизайна, — рассказывает Ден Левин (Dan Lewin), который тогда работал в том офисе продаж Sony. – Время от времени он спрашивал “Могу ли я взять этот каталог себе?”»

В 1980 Джобс нанял Левина на работу в Apple.

Увлечение Стива темным и мрачным видением индустриального стиля Sony пошло на убыль к середине 1981 года. В это время он посетил ежегодную Международную конференцию дизайна в Аспене. В 1981 году основной темой конференции был итальянский стиль. Среди гостей присутствовали многие известные люди, такие как дизайнер и архитектор Марио Беллини, кинорежиссер Бернардо Бертолуччи, автомобильный дизайнер Серджио Пининфарина, а также политический и общественный деятель Сюзанна Аньелли, сестра основателя FIAT.

«Подобно тому, как в фильме “Уходя в отрыв” герой восхищается итальянскими велогонщиками, я пришел отдать должное итальянским дизайнерам. Это было изумительно вдохновляющее ощущение»

В Аспене его глазам предстала философия художественного движения Баухаус, проповедавшая строгий и умеренный дизайн. Австрийский дизайнер Герберт Байер увековечил её в своих постройках, жилых квартирах, типографическом шрифте sans serif и в мебели института Аспена. Подобно своим наставникам, Уолтеру Гропиусу и Людвигу Майс Ван дер Роэ, Герберт был уверен, что изящное искусство и индустриальный дизайн – две части одного целого. Движение Баухаус стало основой для возникновения интернационального стиля, где главная роль отводилась простоте дизайна. Интернациональный стиль делал упор на рациональность и функциональность с использованием аккуратных линий и форм. Но в то же время объект должен иметь некую завораживающую черту.

Как Уолтер Гропиус, так и Людвиг Майс проповедовали два правила:

«Бог кроется в деталях» [God is in the details]

«Меньше значит больше» [Less is more]

Как и в домах Эйчлера, великое искусство было направлено на массовое использование.

В 1983 год Джобс публично рассказал о своем понимании движения Баухаус. Это произошло на дизайнерской конференции, тема которой звучала так: «Будущее не такое, как мы его видим». Там Стив предсказал переход компании Sony в сторону простоты Баухаус.

«Ярким примером современного промышленного дизайна могут послужить хай-тек продукты Sony: мрачные, темно-серые и черные цвета, и все в таком духе, — сказал он. – Да, это легко сделать. Но это нельзя назвать выдающимся».

Стив предложил альтернативу, основанную на движении Баухаус, которая отводила больше места самой сущности продукта и его функциям.

«Наши высокотехнологичные продукты будут собраны настолько чисто и аккуратно, что любому человеку сразу будет понятно – это последнее слово техники. Мы будем делать маленькие, красивые и безупречные устройства, сродни тем вещам, которые делает компания Braun»

Он неоднократно делал упор на том, что продукты Apple будут простыми и аккуратными.

«Из-за вечных черных цветов и мрачного внешнего вида, простой человек не сможет сказать, что устройства от Sony несут в себе последние достижения науки. Совсем иначе будет с нашими продуктами. Они будет простыми, аккуратными и привлекательными, внешним видом они будут сами говорить о своих высоких технологиях. Наш подход – простота. Мы будем стремиться к тому, чтобы наши устройства были такого же уровня, как и экспонаты Нью-Йоркского музея современного искусства. И все поведение нашей компании, дизайн, рекламная деятельность – все сводится к одному: “Пусть это будет простым. По-настоящему простым”»

Эта идея станет основой дизайна компании Apple и будет отражена в первом каталоге компании словами «Простота – предел совершенства».

Джобс считал, что продукты должны быть не только простыми, но и легкими в использовании. Далеко на всегда удается совместить две эти вещи. Порой дизайн бывает настолько упрощенным, что человеку совершенно неудобно им пользоваться.

«Наша основная цель – сделать устройства интуитивно понятными, — говорил Джобс своим дизайнерам. В качестве примера он привел метафора «рабочего стола», которую они осуществили в Макинтоше. – Люди знают, что такое рабочий стол и как им пользоваться – поверхность, на которой лежать бумаги. Самые важные и необходимые из них лежать поверх остальных. Люди умеют расставлять приоритеты. И именно поэтому мы осуществили метафору «рабочего стола» – пользователи не учатся с ним работать, а просто воскрешают в своей памяти то, что они уже давно умеют»

В то же самое время в небольшом помещении проходил семинар, на котором присутствовала 23-летняя художница Майя Лин. Она стала известной за год этого благодаря открытию Мемориала ветеранов Вьетнама в Вашингтоне. Она близко сдружилась с Джобсом, и Стив предложил ей посетить Apple.

«Неделю мы со Стивом даже вместе ходили на работу, — вспоминает Майя. – И я спросила его: “Почему компьютеры выглядят как неуклюжие телевизоры? Почему бы не сделать нечто тонкое.… Например, небольшой плоский и тонкий компьютер (laptop)”».

Джобс ответил, что это на самом деле было его заветной целью, и он осуществит её сразу, как только позволят технологии.

Стиву казалось, что в то время практически не осталось ничего стоящего среди промышленного дизайна. У него была настольная лампа Tizio, придуманная Ричардом Саппером, которой Стив восхищался. Ещё ему нравилась мебель Чарлза и Рэя Имз и некоторые продукты фирмы Braun, руку к которым приложил Дитер Рамс. Но не было великих людей, способных зарядить мир энергией промышленного дизайна, как в свое время это сделали Раймонд Лоуи и Герберт Байер.

«На самом деле, промышленный дизайн стоял на месте, в том числе и в Кремниевой Долине. Стив был полон решимости и желания изменить это, — делится воспоминаниями Лин. – Он видел дизайн не так, как остальные. Стив ценил минимализм и простоту, которые пришли к нему из дзена, но это не делало его продукты бездушными. Они оставались веселыми. Стив чрезвычайно относится к дизайну, но в то же в его устройствах время остается какое-то чувство игривости»

Чувство дизайна у Стива развивалось, его стал интересовать японский стиль. Теперь он проводил время среди его основных представителей: Иссей Мияке и Пей, Й. М. (Бэй Юймин). Важную роль сыграла его любовь к буддизму.

«Я всегда глубоко ценил буддизм, в особенности японский дзен-буддизм, — рассказывает Джобс. – Сады Киото – величайшая вещь, которую я видел в своей жизни. Дзен-буддизм оказал сильное влияние на японскую культуру, а она в свою очередь оставила глубокий след в моей жизни».

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.

2 комментария

  1. 0

    Кому нужно все текущие главы в epub.
    http://ifolder.ru/27223561

    • 0
      Алексей

      Fenix, Спасибо, только у тебя там в 11 главе только концовка 4ой части, первых трех просто нет..

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий