[Стив Джобс. Биография.] Глава 29. Часть вторая. Прототип.

Прототип

Когда Джобс, наконец, огласил свою идею, большого энтузиазма у совета директоров она не вызвала. В то время компания Gateway Computers сильно обожглась на открытии пригородных магазинов, и аргумент Джобса о том, что он может преуспеть в этом больше, открыв магазины в более дорогих местах, выглядел малоубедительным. «Думай иначе» и «За тех, кто безумен» были отличными рекламными слоганами, но совет не решался превратить их в руководящие принципы корпоративной стратегии.

[Стив Джобс. Биография.] Глава 29. Часть вторая. Прототип.

«Я сидел, чесал голову и считал это полным безумием, – вспоминает исполнительный директор Genentech Арт Левинсон, который пришел в совет директоров Apple в 2000 году. – Мы всего лишь небольшая компания с маргинальной долей на рынке. Я сказал, что не уверен в том, что смогу поддержать подобную идею»

Сомнение выразил и Эд Вулард, который сказал:

«Gateway предприняла попытку на этом поприще, и у нее это не получилось. В то же время Dell продает свои товары напрямую покупателям, без каких-либо магазинов, и у нее это получается»

Джобс не придавал большого значения реакционным позывам членов совета директоров. В последний раз, когда это случилось, он просто заменил большинство из них. На этот раз, в силу личных причин и в связи с усталостью от непрерывной войны с Джобсом, Вулард решил уйти в отставку. Но прежде чем он это сделал, совет директоров одобрил рисковую затею с открытием розничных магазинов Apple.

Однако был у Джобса и один сторонник в числе членов совета директоров. В 1999 году он пригласил на работу уроженца Бронкса Милларда «Микки» Дрекслера, который в бытность исполнительным директором Gap преобразил невзрачную сеть магазинов в икону американской культуры повседневной одежды. Он был одним из немногих людей в мире, которые были не меньше Джобса компетентны в вопросах дизайна, имиджа и привлечения потребителей. Кроме того, он также стремился к тотальному контролю: в магазинах Gap продавались только продукты Gap, причем продукты Gap продавались исключительно в магазинах Gap.

«Я ушел из розничного бизнеса, потому что я не мог выносить отсутствие полного контроля над моим собственным продуктом: от производственного процесса до сбыта, – говорит Дрекслер. – Стив думает так же, как я, и мне кажется, именно поэтому он пригласил меня на работу»

Дрекслер дал Джобсу совет: тайно построить прототип магазина недалеко от кампуса Apple, полностью его обставить, а затем наведываться в него и модифицировать его до тех пор, пока он не будет чувствовать там себя максимально комфортно. Джонсон и Джобс решили арендовать пустой склад в Купертино. В течение шести месяцев каждый вторник они проводили там утренние мозговые штурмы и совершенствовали свою розничную философию, прогуливаясь по помещению. Этот магазин был похож на дизайн-студию Айва – тихую гавань, где Джобс со своим визуальным подходом мог генерировать инновации, трогая и разглядывая появлявшиеся в процессе варианты.

«Я любил просто прогуливаться там в одиночестве и изучать все, что там находится», вспоминает Джобс.

Иногда он заставлял Дрекслера, Ларри Эллисона и других друзей, которым он доверял, заходить в помещение и высказывать свое мнение.

«Очень часто по выходным, когда он не заставлял меня смотреть новые сцены из «Истории игрушек», он вел меня на склад и показывал предварительную версию своего магазина, – говорит Эллисон. – С маниакальным вниманием он изучал каждую деталь эстетического восприятия и сервиса. В какой-то момент мне пришлось сказать ему: «Стив, если ты сегодня снова собираешься потащить меня смотреть свой магазин, я не пойду»

Компания Эллисона Oracle в то время занималась разработкой программного обеспечения для системы мобильных платежей, которая не предполагала использования контрольно-кассовой машины. Во время каждого своего визита Джобс предлагал Эллисону подумать о способах упрощения этого процесса путем удаления какого-нибудь ненужного этапа, например, необходимости доставать кредитную карту или распечатывать чек.

«Если взглянуть на магазины и продукты Apple, вы почувствуете одержимость Стива красотой и простотой: эта эстетика Баухауса и прекрасный минимализм, который проходит через весь процесс осуществления покупки в магазинах, – говорит Эллисон. – Такой подход подразумевает абсолютно минимальное количество этапов. Стив дал нам точный и исчерпывающий рецепт того, как должен работать процесс покупки»

Когда Дрекслер пришел взглянуть на прототип, он высказал несколько критических замечаний: «Мне показалось, что пространство было недостаточно свободным и имело массу препятствий. Там было слишком много отвлекающих архитектурных деталей и цветов». Он настаивал на том, чтобы покупатель должен был войти в розничное пространство и, окинув его одним взором, сразу составить представление о структуре магазина. Джобс согласился с тем, что простота и отсутствие отвлекающих факторов являются ключевыми компонентами не только отличного продукта, но и успешного магазина.

«В конце концов у него все получилось, – сказал Дрекслер. – Его план состоял в тотальном контроле над восприятием продукта: начиная с того, как он разрабатывается, и заканчивая тем, как он продается»

В октябре 2000 года, когда процесс, казалось, приближался к своему завершению, Джонсон перед одним из регулярных совещаний проснулся среди ночи с болезненной мыслью о том, что допустил фундаментальную ошибку. Они организовали пространства магазина Apple вокруг каждого конкретного продукта: PowerMac, iMac, iBook и PowerBook. Но в то время Джобс начал разрабатывать новую концепцию – компьютер как центр всей нашей цифровой деятельности. Иными словами, ваш компьютер может являться хранилищем видеороликов и фотографий с ваших камер и, возможно, когда-нибудь песен с вашего плеера или книг и журналов. Предрассветное озарение Джонсона состояло в том, что стенды магазина должны сосредоточиться не только на четырех линейках компьютеров, но также и на задачах, которые люди хотели бы выполнять:

«Например, я подумал, что там должен присутствовать видеоотдел, где будут стоять различные Mac и PowerBook с установленным приложением iMovie и показывается, как можно импортировать видео с камеры и редактировать его»

Утром в тот же день Джонсон зашел в кабинет Джобса и рассказал ему о неожиданно пришедшей идее о том, что им необходимо изменить конфигурацию магазинов. На тот момент он был наслышан о несдержанном языке его босса, но до этого еще не успел испытать его действие на себе. Джобс взорвался. «Ты представляешь, насколько это серьезные изменения? – закричал он. – Я шесть месяцев вкалывал, как проклятый, работая над этим магазином, а теперь ты хочешь все изменить!». После этого Джобс неожиданно успокоился и сказал:

«Я устал. Не знаю, смогу ли я спроектировать новый магазин с нуля»

Джонсон замолк, и это было именно то, чего хотел Джобс. По дороге к магазину-прототипу, где сотрудники собрались на вторничное совещание, он попросил Джонсона ни слова не говорить ни ему, ни другим членам команды. Поэтому семиминутная поездка прошла в полном молчании. К тому моменту, когда они добрались до места, Джобс закончил взвешивать в голове полученную информацию.

«Я знал, что Рон был прав», вспоминает он.

Затем, к удивлению Джонсона, Джобс открыл заседание словами: «Рон считает, что мы все делаем неправильно. Он думает, что отделы магазина должны быть выстроены не вокруг продуктов, а вокруг того, что люди могут с их помощью делать». После непродолжительной паузы Джобс продолжил: «И вы знаете, он ведь прав». Он сказал, что необходимо пересмотреть структуру магазина, даже несмотря на то, планы по его открытию в январе будут сорваны, и процесс затянется еще на три-четыре месяца:

«У нас есть только один шанс сделать все правильно»

Джобс любил рассказывать историю (и в тот день он рассказал ее своей команде) о том, что для того, чтобы что-то удавалось сделать правильно, ему требовалась минута для того, чтобы нажать кнопку «перемотка назад». В каждом из случаев ему приходилось переделывать что-то, что он находил несовершенным. Так было с «Историей игрушек», когда персонаж Вуди сначала выглядел полным мерзавцем, а также в ряде случаев, связанных с разработкой первоначального Macintosh.

«Если что-то сделано неправильно, ты просто не можешь это игнорировать и говорить, что исправишь это потом, – сказал он. – Пусть другие компании так делают»

Когда в январе 2001 года прототип магазина был, наконец, закончен, Джобс позволил совету директоров впервые на него взглянуть. Он объяснил им теории, на которых основывается дизайн, расписав их на своей белой доске. После этого он усадил членов совета в микроавтобус, чтобы предпринять поездку длиной чуть более трех километров. Когда они увидели то, что сотворили Джобс с Джонсоном, они дали единогласное одобрение на претворение плана в жизнь. Члены совета согласились с тем, что это позволит перенести на новый уровень связь между торговлей и имиджем бренда. Также это позволит потребителям видеть компьютеры Apple не просто как бытовые товары вроде аналогов от Dell или Compaq.

Однако большинство внешних экспертов выразило несогласие. «Возможно, Стиву Джобсу пора уже начать думать не настолько «иначе», говорилось в статье журнала Business Week с заголовком «Извини, Стив, но вот причины, по которым магазины Apple не сработают». В статье был процитирован бывший финансовый директор Apple Джозеф Грациано, который заявил: «Проблема Apple состоит в следующем: они по-прежнему верят, что можно расти, продавая осетровую икру людям, которых вполне устраивает сыр и крекеры». А консультант по вопросам розничной торговли Дэвид Голдштейн заявил:

«Бьюсь об заклад, что пройдет два года, и они потушат свет в своих магазинах, осознав, что допустили болезненную и дорогостоящую ошибку».

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».
Глава 33. Часть вторая. Фильм имени Стива.
Глава 33. Часть третья. Развод.
Глава Тридцать Четвертая. Mac 21-го века.
Глава 34. Часть Первая. Ракушки, подсолнечники и кубики льда.
Глава 34. Часть Вторая. Процессоры Intel.
Глава 34. Часть Третья. Опционы.
Глава Тридцать Пятая. Раунд первый.
Глава 35. Часть первая. Рак.
Глава 35. Часть вторая. Вручение дипломов в Стэнфорде.
Глава 35. Часть третья. Пятидесятилетний лев.
Глава Тридцать Шестая. iPhone.
Глава 36. Часть первая. iPod, который может звонить.
Глава 36. Часть вторая. Мультитач
Глава 36. Часть третья. Gorilla Glass.
Глава 36. Часть четвертая. Дизайн.
Глава 36. Часть пятая. Релиз.
Глава Тридцать Седьмая. Раунд второй.
Глава 37. Часть первая. Битвы 2008 года.
Глава 37. Часть вторая. Мемфис.
Глава 37. Часть третья. Возвращение.
Глава Тридцать Восьмая. iPad.
Глава 38. Часть первая. Революцию заказывали?
Глава 38. Часть вторая. Запуск. Январь 2010 года.
Глава 38. Часть третья. Реклама.
Глава 38. Часть четвертая. Приложения.
Глава 38. Часть пятая. Книгоиздательство и журналистика.
Глава Тридцать Девятая. Новые битвы и эхо былых.
Глава 39. Часть первая. Google: Открытое против закрытого.
Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль.
Глава 39. Часть третья. «Антеннагейт»: Дизайнеры против инженеров.
Глава 39. Часть четвертая. Солнце взошло.
Глава Сороковая. Бесконечность не предел.
Глава 40. Часть первая. iPad 2.
Глава 40. Часть вторая. iCloud.
Глава 40. Часть третья. Новый Кампус.
Глава Сорок Первая. Раунд Третий.
Глава 41. Часть первая. Семейные узы.
Глава 41. Часть вторая. Барак Обама.
Глава 41. Часть третья. Третий больничный, 2011 год.
Глава 41. Часть четвертая. Гости.
Глава 41. Часть пятая. Этот день настал.
Глава Сорок Вторая. Наследие.
Глава 42. Наследие.

And one more thing…