[Стив Джобс. Биография.] Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.

Книга «Стив Джобс». Автор Уолтер Айзексон. Переведено специально для www.appleinsider.ru
Контроль от начала до конца

Нежелание Джобса сделать Mac совместимым с архитектурой Lisa было мотивировано чем-то бóльшим, чем просто тяга к соперничеству или жажда мести. Присутствовал также и философский компонент, связанный с его склонностью к контролированию всего и вся. Он считал, что для того, чтобы сделать по-настоящему великолепный компьютер, его аппаратное и программное обеспечение должны разрабатываться в неразрывной сцепке. Если компьютер открыт для запуска программ, которые работают и на других машинах, это в конечном итоге приведет к тому, что функциональность будет принесена в жертву. По его мнению, лучшие продукты являются «цельными устройствами», которые разрабатывались от начала до конца теми же самими людьми, причем программное обеспечение создавалось параллельно с аппаратным. Именно это отличало Macintosh, который имел операционную систему, способную работать только на его «железе», от среды, создававшейся Microsoft, где операционная система могла запускаться на аппаратных продуктах от самых разных производителей.

[Стив Джобс. Биография.] Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца. Биография Стива Джобса в переводе AppleInsider.ru. Фото.

Биография Стива Джобса в переводе AppleInsider.ru

 «Джобс является элитарным художником с волевым характером, который не хочет, чтобы его создания унижались прикосновениями недостойных программистов, – рассказывает редактор ZDNet Дэн Фарбер. – Это было примерно то же самое, как если бы какой-то бродяга с улицы добавил мазков к холсту Пикассо или изменил текст песни Боба Дилана»

В более поздние годы философия целостности устройств, исповедовавшаяся Джобсом, найдет свое отражение в таких продуктах как iPhone, iPod и iPad и позволит им отличаться от конкурирующих устройств. Следуя этой стратегии, Джобс мог создавать превосходные продукты, но далеко не всегда эта стратегия позволяла обеспечивать Apple доминирующее положение на рынке.

«Начиная с первого Mac и заканчивая новейшим iPhone, системы Джобса были тщательно закрыты и запечатаны, чтобы потребители не могли получать к ним доступ и каким-либо образом изменять их», отмечает редактор сайта Cult of the Mac Линдер Кэни.

Желание Джобса полностью контролировать пользовательский интерфейс было причиной его споров с Возняком о том, нужно ли снабжать Apple II слотами, которые позволили бы пользователям вставлять в материнские платы расширительные карты, чтобы повышать производительность компьютера. Однако на этот раз машину уже создавал Джобс, а не Возняк, и поэтому количество слотов у Macintosh было ограничено. Пользователь больше не мог просто открыть крышку корпуса и с легкостью добраться до материнской платы. И для хакера или энтузиаста это было большим огорчением. Но Джобс не скрывал, что его Macintosh был рассчитан на широкие массы. И поэтому он хотел иметь полный контроль над своим детищем.

 «Это отражает сущность его личности, которая жаждет контроля, – говорит Берри Кэш, который был нанят Джобсом в 1982 году на должность маркетолога в башнях Texaco. – Стив говорил про Apple II и жаловался: «У нас нет полного контроля над этой машиной, и посмотрите, что творят с ней все эти сумасшедшие. Это была ошибка, которую я больше не допущу».

На этот раз он зашел так далеко, что разработал специальные инструменты, с помощью которых сделал так, чтобы корпус Macintosh нельзя было открыть простой отверткой.

«Мы собираемся разработать этот компьютер таким образом, чтобы в него не смог забраться никто кроме сотрудников Apple», сказал он Кэшу.

Кроме того, Джобс решил избавиться и от клавиш со стрелками на клавиатуре. Единственный способ перемещения курсора по экрану теперь состоял в передвижении мыши. Это решение было направлено на то, чтобы принудительно заставить консервативных пользователей осваивать графический интерфейс, даже если им этого не хотелось. В отличие от других разработчиков продуктов, Джобс не считал, что клиент всегда прав. Если они не хотели пользоваться только мышью, значит, они были неправы.

По его мнению, в избавлении от клавиш со стрелками имелся еще один плюс: это принуждало сторонних программных разработчиков писать приложения специально для операционной системы Mac, а не просто создавать продукты, которые можно было с легкостью портировать на другие программные платформы. Такое решение Джобса позволило обеспечить жесткую вертикальную интеграцию между программным обеспечением, операционными системами и устройствами. А именно это Джобсу и было нужно.

Стремление Джобса к тотальному контролю также было причиной возникновения у него острой аллергической реакции каждый раз, когда он слышал предложения о лицензировании операционной системы Macintosh для других производителей офисного оборудования, чтобы дать им возможность создавать клонов Macintosh. Новый и энергичный директор отдела Macintosh по маркетингу Майк Мюррей предложил реализовать программу лицензирования в конфиденциальной записке, которую он передал Джобсу в мае 1982 года.

«Мы бы хотели, чтобы пользовательская среда Macintosh стала стандартом в отрасли, – писал он. – В настоящий момент проблема состоит в том, что для получения этой пользовательской среды покупателям необходимо приобретать аппаратное обеспечение Mac. Очень редко (если такое вообще бывает) какой-либо компании удается создавать и сохранять стандарт отрасли, который нельзя разделить с другими производителями»

Предложение Мюррея состояло в том, чтобы лицензировать операционную систему Macintosh компании Tandy. Поскольку принадлежавшие Tandy магазины Radio Shack были нацелены на другой тип потребителя, это не должно было, по мнению Мюррея, серьезно отразиться на продажах продукции Apple. Но Джобс яростно отверг этот план. В соответствии с его подходом, Macintosh должен был остаться контролируемой средой, которая соответствовала его собственным стандартам. В то же время, как опасался Мюррей, это означало, что Mac будет чрезвычайно сложно создать и поддерживать собственный отраслевой стандарт в мире, который на тот момент уже завоевали клоны IBM.

Содержание:
Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».
Глава 33. Часть вторая. Фильм имени Стива.
Глава 33. Часть третья. Развод.
Глава Тридцать Четвертая. Mac 21-го века.
Глава 34. Часть Первая. Ракушки, подсолнечники и кубики льда.
Глава 34. Часть Вторая. Процессоры Intel.
Глава 34. Часть Третья. Опционы.
Глава Тридцать Пятая. Раунд первый.
Глава 35. Часть первая. Рак.
Глава 35. Часть вторая. Вручение дипломов в Стэнфорде.
Глава 35. Часть третья. Пятидесятилетний лев.
Глава Тридцать Шестая. iPhone.
Глава 36. Часть первая. iPod, который может звонить.
Глава 36. Часть вторая. Мультитач
Глава 36. Часть третья. Gorilla Glass.
Глава 36. Часть четвертая. Дизайн.
Глава 36. Часть пятая. Релиз.
Глава Тридцать Седьмая. Раунд второй.
Глава 37. Часть первая. Битвы 2008 года.
Глава 37. Часть вторая. Мемфис.
Глава 37. Часть третья. Возвращение.
Глава Тридцать Восьмая. iPad.
Глава 38. Часть первая. Революцию заказывали?
Глава 38. Часть вторая. Запуск. Январь 2010 года.
Глава 38. Часть третья. Реклама.
Глава 38. Часть четвертая. Приложения.
Глава 38. Часть пятая. Книгоиздательство и журналистика.
Глава Тридцать Девятая. Новые битвы и эхо былых.
Глава 39. Часть первая. Google: Открытое против закрытого.
Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль.
Глава 39. Часть третья. «Антеннагейт»: Дизайнеры против инженеров.
Глава 39. Часть четвертая. Солнце взошло.
Глава Сороковая. Бесконечность не предел.
Глава 40. Часть первая. iPad 2.
Глава 40. Часть вторая. iCloud.
Глава 40. Часть третья. Новый Кампус.
Глава Сорок Первая. Раунд Третий.
Глава 41. Часть первая. Семейные узы.
Глава 41. Часть вторая. Барак Обама.
Глава 41. Часть третья. Третий больничный, 2011 год.
Глава 41. Часть четвертая. Гости.
Глава 41. Часть пятая. Этот день настал.
Глава Сорок Вторая. Наследие.
Глава 42. Наследие.

And one more thing…