[Стив Джобс. Биография.] Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»

3

[Стив Джобс. Биография.] Глава 30. Часть пятая. "Вот оно!"

«Вот оно!»

В жизни каждого руководителя происходят встречи, которые запоминаются ему не только потому, что ознаменовали собой исторический момент, но и потому, что осветили ему путь. Один из таких случаев произошел в апреле 2001 года в конференц-зале Apple на четвертом этаже головного офиса компании, когда Джобс принимал решения об основных принципах устройства iPod. Чтобы выслушать Фаделла, который должен был изложить Джобсу свои соображения, на встречу пришли Рубинштейн, Шиллер, Айв, Джеф Роббин и директор по маркетингу Стэн Нг. Фаделл не был знаком с Джобсом, и это по понятной причине вселяло в него испуг:

«Когда он вошел в конференц-зал, я сел и подумал про себя: «Ой, тут же Стив!». И тогда я сильно насторожился, потому что уже был наслышан о том, каким суровым он может быть»

Собрание началось с рассказа о потенциальном рынке сбыта для устройства и о том, какие продукты создают другие компании. Джобс, как обычно, вел себя крайне нетерпеливо. «В течение более одной минуты он вообще не обращал никакого внимания на мои слайды», сказал Фаделл. Но когда был продемонстрирован слайд с информацией о других потенциальных игроках на рынке, Джобс пренебрежительно замахал руками.

«Не надо беспокоиться по поводу Sony, – сказал он. – Они не знают, что мы делаем, а мы знаем»

После этого показ слайдов резко прекратился, и выступавшим пришлось отвечать на вопросы, которые обрушил на них Джобс. Фаделл хорошо усвоил этот урок:

«Стив предпочитает принимать личное участие и самостоятельно обсуждать предметы. Однажды он сказал мне: «Если тебе для выступления нужны слайды, это означает, что ты не имеешь представления о том, что говоришь»

Вместо этого Джобс любил, когда ему показывали физические предметы, которые он мог потрогать, подержать и опробовать. Поэтому Фаделл принес в конференц-зал три разные макета плеера. Рубинштейн дал ему несколько советов о том, какую нужно выбрать последовательность демонстрации прототипов, чтобы сделать гвоздем программы макет, понравившийся ему самому. Макет этого варианта они расположили в центре стола и поместили его под перевернутую деревянную миску.

Фаделл начал демонстрировать прототипы, извлекая из коробки использованные ими детали и располагая их на столе. В числе деталей был 1,8-дюймовый жесткий диск, ЖК-экран, платы и аккумуляторы – на каждой детали был подписан вес и цена. В ходе демонстрации присутствовавшие обсуждали, как со временем можно будет снизить цены или сократить размеры деталей. Некоторые детали, как конструктор «Лего», можно было складывать вместе, чтобы составлять представление о возможном продукте.

Затем Фаделл начал демонстрировать свои макеты, которые были выполнены из кусков пенополистирола со встроенными рыбацкими грузилами для обеспечения нужного веса. Первый прототип имел слот для съемной карты памяти, на которую можно было закачивать музыку. Джобс назвал такую конструкцию слишком сложной и отверг ее. Вторая модель имела динамичную память RAM, которая была дешевой, однако в случае разрядки батареи все песни могли стереться. Джобса это тоже не порадовало. Потом Фаделл сложил вместе несколько деталей и показал, как может выглядеть устройство с 1,8-дюймовым жестким диском. В глазах Джобса промелькнула заинтересованность. Кульминация шоу наступила, когда Фаделл поднял миску и продемонстрировал полностью собранный макет такого решения.

«Я надеялся, что мы еще немного поиграемся с деталями, но Стив решил остановиться на варианте с жестким диском, причем именно в том виде, который мы разработали, – вспоминает Фаделл, который был шокирован такой скоростью принятия решения. – Я привык к тому, что в Philips для принятия таких решений могло потребоваться много совещаний, а также большое количество исследований и презентаций PowerPoint»

Следующим был Фил Шиллер. «А можно я поделюсь своей идеей?», спросил он. Шиллер вышел из комнаты, а затем вернулся с пригоршней макетов iPod, каждый из которых спереди имел один и тот же элемент управления – знаменитое колесико TrackWheel.

«Я просто подумал о том, как вы будете перемещаться по своему плейлисту. – сказал он, – Вы же не захотите по сто раз нажимать кнопку. Почему бы не установить колесико, которое можно крутить для переключения треков?»

Вращая колесико большим пальцем, пользователь с легкостью мог бы перемещаться по списку своих композиций. И чем дольше вы крутите колесико, тем выше скорость прокручивания. Это позволило бы быстро пролистывать списки из сотен песен. Джобс прокричал «Вот оно!», после чего поручил Фаделлу и его группе инженеров воплотить эту идею в жизнь.

Когда началась реализация проекта, Джобс ежедневно лично участвовал в этом процессе. Главное его требование было таким: «Упрощайте!». Он детально изучал каждый экран пользовательского интерфейса и проводил простой тест: если ему нужно было добраться до какой-либо песни или функции, он должен был иметь возможность сделать это в три клика. Использование устройства должно было отличаться интуитивной простотой. Если Джобс не мог разобраться в навигации, или для выполнения какой-то задачи требовалось более трех кликов, он выходил из себя.

«Иногда были моменты, – вспоминает Фаделл, – когда он сосредоточит все наше внимание на одной проблеме с пользовательским интерфейсом, будучи в полной уверенности, что мы рассмотрели все варианты. А потом он спросит: «А об этом вы подумали?», и мы хором с досадой говорим: «Твою мать!». Берясь за проблему, он изменяет подход к ее решению, и проблемы как не бывало»

Каждый вечер Джобс проводил за телефонными разговорами о новых идеях. Фаделл с коллегами перезванивались друг с другом, обсуждали последние предложения Джобса и пытались найти способы направить ход его мыслей в направлении, которое сами считали правильным. В половине случаев это получалось.

«Стив непрерывно атаковал нас новыми идеями, и мы пытались устоять под этим напором, – вспоминал Фаделл. – Каждый день появлялись различные новые мысли: о переключателе, о цвете кнопки, о ценовой стратегии. Когда ваш руководитель использует такой стиль работы, нужно постоянно быть начеку и следить за своими коллегами»

Одно из главных озарений Джобса состояло в том, что максимально возможное количество функций было необходимо выполнять с использованием iTunes на компьютере, а не на самом iPod. Поздней он вспоминал:

Чтобы сделать iPod действительно простым в использовании (а на эту тему я успел поспорить очень много раз), нам было необходимо ограничить то, что это устройство может делать. Мы решили перенести большое количество функционала на приложение iTunes, установленное на компьютере. Например, мы сделали так, чтобы с использованием устройства нельзя было создавать плейлисты. Сначала вы должны создавать плейлисты в iTunes, а потом синхронизировать свое устройство с компьютером. Вокруг этого решения было много споров. Но Rio и другие устройства потерпели фиаско, потому что они были слишком сложными. Приходилось прямо на них создавать плейлисты, потому что таких функций не было в их компьютерном программном обеспечении. Поэтому, обладая устройством iPod и программным обеспечением iTunes, можно было заставить мобильное устройство и компьютер работать вместе и переместить необходимость выполнения сложных задач на плечи более мощного устройства.

Максимальной концентрацией «дзен» отметилось поразившее всех коллег решение Джобса о том, чтобы не оборудовать iPod переключателем для включения/выключения. Впоследствии эта философия была реализована и на остальных мобильных устройствах Apple. Если в течение некоторого времени не пользоваться гаджетом, он переходит в спящий режим, из которого его можно вывести нажатием специальной кнопки. Но при этом не было никакой необходимости в наличии переключателя, который бы отключал питание, после чего на экране бы высвечивалась надпись «До свидания».

Неожиданно все детали этого пазла сложились в безупречную картинку: жесткий диск, способный вмещать тысячу песен; интерфейс с колесиком, которое позволяет с легкостью перелистывать тысячу песен; соединение FireWire, позволяющее загружать тысячу песен менее чем за десять минут; и батарея, заряда которой хватит, чтобы проиграть тысячу песен.

«В какой-то момент мы переглянулись и сказали друг другу: «Это должно будет стать чем-то очень крутым!», – вспоминает Джобс. – Мы знали, что этот продукт будет иметь успех, потому что мы понимали, насколько сильно нам самим хотелось бы иметь у себя такой девайс. И эта концепция была прекрасна в своей простоте: тысяча песен у тебя в кармане»

Один из копирайтеров предложил назвать новинку «Pod». Джобс изменил это название на «iPod», придерживаясь номенклатурной традиции, заложенной iMac и iTunes.

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»

3 комментария

  1. 0
    Санька

    🙂
    (отправлено из приложения AppleInsider.ru)

  2. 0

    Хуета и джобс конь.

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий